• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основой экономического роста в России становится образование

Образование должно создавать ощущение единства, которое позволяет стране быстро развиваться, а людям — верить в нее, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. На Форуме действий Общероссийского народного фронта «Россия, устремленная в будущее», который начал работу 18 декабря в Москве, он рассказал о достижениях отечественного образования и его потенциале для ответа на вызовы глобальной конкуренции.

Открывая экспертную площадку форума «Образование будущего: новая школа», заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности», отметила, что одна из задач форума — найти решения завтрашнего дня. Система образования должна учить действовать в условиях неопределенности. Современный человек меняет профессию 2-3 раза в жизни, а в будущем согласно прогнозам будет менять 6-8 раз. Поэтому важной компетенцией педагога становится умение работать с технологиями будущего. Необходимо системно обновлять образование в условиях быстрого развития экономики и технологий.

Новый этап экономического роста нашей страны будет основан не на эксплуатации природных ресурсов, как это происходило в течение последних 15 лет, отметил Ярослав Кузьминов, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве. Россия должна использовать ресурс человеческого капитала — образованного, хорошо подготовленного и амбициозного населения. Образование — это основной формат создания человеческого капитала страны, который в перспективе может создать добавленную стоимость и обеспечить рост инвестиций.

Лучше, чем советское

В российском образовании создан хороший задел для будущего развития — мы имеем одну из лучших в мире систем образования по охвату, инфраструктуре и качеству, считает Ярослав Кузьминов. В бытовых разговорах нередко приходится слышать, что советское образование было лучшим в мире, а мы его потеряли. Но сегодня у нас не только сохранена, но и расширена доступность всех видов и уровней образования по сравнению с СССР. Общедоступным стало дошкольное образование для детей от 3 до 7 лет, по средней продолжительности ожидаемого формального образования и по доле населения с профессиональным образованием Россия устойчиво входит в число мировых лидеров.

Улучшилась инфраструктура образовательных организаций — за последние 15 лет доля школьных зданий, требующих капитального ремонта, сократилась с 37% до 12%. Почти все школы страны подключены к интернету, и теперь предстоит повысить скорость соединения, чтобы одновременно в школьной сети мог работать каждый третий ученик.

Выросли зарплаты педагогов. Идею эффективного контракта с учителем и рост зарплат обычно связывают с майскими указами президента России и его предвыборными статьями, однако на самом деле этот процесс начался еще в 2010 году. То, что глава государства предложил учителям, затем было распространено на других работников бюджетной сферы. И сегодня доля педагогов, которые считают свой детский сад или школу конкурентоспособными по уровню зарплаты, выросла примерно в два раза. И хотя в отдельных регионах есть примеры, когда эти показатели обеспечиваются путем увеличения нагрузки, неоправданного сокращения количества педагогов, доля педагогов, желающих сменить работу, сократилась в последнее время в 1,5-2 раза. Люди поверили в том, что педагогическая карьера дает должный социальный статус, удовлетворяет человека, и он может прокормить семью.

В России коэффициент вовлечения взрослых в образование очень низок и составляет менее 20%/Аналогичный показатель в Германии составляет 42%, в Швеции — 62%

Улучшилось качество абитуриентов, выбирающих педагогические вузы и факультеты. Еще 5-7 лет назад в среднем по стране туда поступали преимущественно троечники — со средним баллом 55-57, а сейчас средний балл близок к пятерке. Как минимум в четырех педагогических университетах на педагогические направления подготовки зачисляются платные студенты, причем за приличные деньги. Молодые люди готовы учиться не только за бюджетный счет, но и инвестировать личные средства в будущую карьеру. «Это серьезный поворот. Уверен, что мы увидим изменения и в гендерном составе педагогов, и совершенно другую мотивацию, другие амбиции представителей педагогического корпуса», — подчеркнул Ярослав Кузьминов.

В последние годы нормативно-подушевое финансирование было внедрено на всех уровнях образования — от школ и детских садов до вузов, и это означает рост конкуренции в образовании, прозрачность в распределении бюджетов. Люди стали видеть, что их доходы стали зависеть от качества их работы, а не от соизволения начальства или случайных обстоятельств. И, конечно, благодаря ЕГЭ удалось решить задачу повышения доступности высшего образования. До введения ЕГЭ в вузы поступало 30% иногородних студентов, сейчас эта доля выросла до 60% — удалось восстановить общенародный характер высшего образования.

Результатом усилий, предпринятых в последние 15 лет, стало повышение качества образования. В исследовании PISA России удалось совершить рывок: результаты наших школьников по чтению и математике сравнялись со средними по OECD. А выпускники 4-х классов в исследовании TIMSS показали лучшие в мире результаты по грамотности чтения.

Российские университеты улучшают свои позиции в мировых рейтингах. Раньше туда входили только МГУ и СПбГУ, а теперь около 40 российских вузов не просто туда входят, но и быстро улучшают свои позиции. Это означает, что потенциал высшей школы в России удалось восстановить.

Чего не хватает?

Однако достижения в части доступности образования не решают проблему равенства образовательных возможностей, отметил ректор ВШЭ. Несмотря на рост качества общего образования, до сих пор 28% выпускников школ не имеют устойчивых знаний по одному из предметов, 18% — по двум и более предметам, и это тревожный сигнал, считает ректор ВШЭ. Подобные показатели характерны и для стран БРИКС, которые являются трудоизбыточными, а Россия — страна трудонедостаточная, мы вынуждены ввозить трудовых мигрантов, составляющих 10% рынка труда.

В этой ситуации наличие неуспешных граждан, низкий уровень образования которых предопределяет их неуспех на рынке труда, недопустимо как с социальной, так и с экономической точки зрения. Проблема неуспешности в образовании должна быть решена — ведь это удается в Финляндии, где доля неуспешных выпускников школы снижена до 8%, и ряду азиатских стран. Россия должна выстроить такую образовательную политику, которая обеспечит успешность не менее 85% выходящих из школы граждан уже в 2025 году.

Другая проблема — непрерывное обновление знаний и навыков взрослых. В России коэффициент вовлечения взрослых в образование очень низок и составляет менее 20%. Аналогичный показатель в Германии составляет 42%, в Швеции — 62%. Современная экономика — это постоянное обновление технологий, а средний срок жизни технологии — менее семи лет. Так что столь «неторопливый» темп обновления компетенций взрослых людей — это вызов для нашей страны, и с ним необходимо справиться.

В России учатся около 400 тыс. иностранных студентов, которые платят за учебу менее 1 млрд долларов в год. В Австралии их примерно столько же, а доход — 19 млрд долларов

Еще один вызов — способность страны порождать и осваивать технологические инновации. Современная наука глобальна, и мы должны обеспечить участие наших вузов в топ-100 предметных рейтингов по всем направлениям науки и техники. Это значит, что наши молодые ученые должны участвовать в конференциях, где доклады делают авторы последних разработок, что студенты наших ведущих вузов должны быть включены в глобальное научное сообщество, и мы могли бы своевременно видеть и адаптировать прогрессивные технологии, которые есть в мире.

Как и было предписано майским указом президента, 5 вузов (по факту — 6) вошли в топ-100 мировых рейтингов по десяти предметным направлениям. Но российские вузы должны быть представлены и в нескольких десятках других направлений, где мы пока сильно отстаем: сельском хозяйстве, медицине, науках о жизни, целом ряде технологий и прочих.

Необходимо развивать экспорт образования. В России учатся около 400 тыс. иностранных студентов, которые платят за учебу менее 1 млрд долларов в год. В Австралии их примерно столько же, а доход — 19 млрд долларов, больше, чем Россия получает от экспорта вооружений. Поэтому нашим ведущим университетам нужно наращивать экспортный потенциал, строить кампусы, создавать учебные англоязычные сервисы, чтобы на равных конкурировать с австралийскими и китайскими вузами. «С помощью нашей высшей школы мы можем не только формировать человеческий капитал, но и зарабатывать», — отметил Ярослав Кузьминов.

Все эти факторы должны решить проблему темпов экономического роста. Как считают экономисты, прирост числа успешных работников на 1% обеспечивает прирост ВВП на 1%. То есть если сократить нынешнюю долю неуспешных выпускников школы хотя бы до 15%, за 10 лет можно будет обеспечить значительный дополнительный рост ВВП — удвоить темпы роста, которые Россия обеспечивает сегодня.

Также предстоит преодолеть социальное неравенство в образовании. В каждой стране образование способствует перемешиванию в обществе, и это характерно даже для таких либеральных стран, как США, как бы люди ни привыкли опираться на собственные силы и платить за образование.

Необходимо не просто обеспечить равный старт в образовании для каждого, но и специальную поддержку детям из семей с низким образовательным уровнем, с худшими условиями для роста. Образование — это социальный стабилизатор, оно помогает преодолеть социальное неравенство. Возможно, следует ввести забытые со времен СССР преференции для школ, работающих в сложных социальных условиях, со сложным контингентом, а для детей из отдаленных районов и из семей с низким образовательным уровнем — преференции при поступлении в ведущие вузы страны.

Образование должно создавать ощущение единства, которое позволяет стране быстро развиваться, а людям — верить в нее, заключил Ярослав Кузьминов.

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.