• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

По оценкам Ярослава Кузьминова, новые профессии займут 10-15% рынка труда, в них будут задействованы 7-10 млн человек.

«Когда мы говорим о ключевых тенденциях развития образования, мы должны представлять себе, что качество человеческого капитала в мире возрастает на 7-10% каждые десять лет. И в этих условиях теряют актуальность традиционные образовательные программы», — заявил ректор ВШЭ.

По его словам, система среднего и высшего образования до сих пор ориентирована на получение конкретной профессии, однако срок ее жизни составляет 7-10 лет. Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства.

«Отсюда две тенденции: бакалавриат, скорее всего, станет площадкой для фундаментальных знаний. Магистратура или ординатура открывает доступ к профессии, а подготовка по конкретным квалификациям перемещается на рынок микростепеней, предлагаемых, в том числе, фирмами-разработчиками технологий», — пояснил Ярослав Кузьминов. Однако самое важное изменение на рынке высшего образования — онлайн-курсы. С момента их появления десять лет назад число слушателей достигло 150 млн в год. Это 80% от общего числа студентов в мире.

«Для России очень важно не отставать, стать равным игроком на площадке онлайн-образования, — заявил Ярослав Кузьминов. — Пока этот рынок на 90% развивается вне России. Но есть вузы, которые принимают в этом участие — Санкт-Петербургский госуниверситет, ВШЭ, Физтех, Уральский федеральный университет. И это направление будет только развиваться».

Интересно, что американская Coursera, один из крупнейших игроков на рынке онлайн-образования, смогла оспорить санкции и добилась возможности работать в Крыму. Пока это единственный случай.

Еще одна ключевая задача для России — решить проблему неуспешности в школе. Согласно измерениям, 25% учащихся 9 класса не освоили минимум один элемент школьной программы, 14% — два и более, то есть практически не владеют основными предметами, такими как русский язык и математика.

«Это опасная тенденция, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Образовательная неуспешность в 90% случаев переходит в неуспешность социальную. А это значит, что человек не может найти работу и подстроиться под рынок труда. Находиться в ситуации, когда у нас 2,5 миллиона молодых людей не учатся и не работают, Россия просто не имеет права. Это проблема моральная и экономическая».

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства

Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.