• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Археология повседневности

Каждую среду на радио Финам-FM выходит программа «Археология». Ее создатель и ведущий – профессор ВШЭ Сергей Медведев. Там, где все видят привычки, «Археология» ставит проблемы, ищет корни слов и вещей и пытается понять, почему мы такие, какие мы есть. «Археология» не просто раскапывает прошлое, но пишет историю настоящего времени.

— Название программы отсылает нас к «Археологии знания» Мишеля Фуко, что именно вы хотели бы «раскопать»?

«Археология» задумывалась как авторская программа по социологии повседневности. Формат передачи позволяет выйти на анализ природы российского общества, места России в истории, и понять почему, мы такие, какие как мы есть. У Фуко мы, берем археологический метод исследования культуры как дискурса, девиз программы — «Копать, копать и еще раз копать!», то есть идти вглубь повседневности, снимая культурные пласты, и за простыми вещами видеть глубокие смыслы. Программа существует уже два года, выпущено более ста эфиров с участием множества интересных людей, в том числе, большого числа вышкинцев.

— Археология выходит в эфир еженедельно на радио Финам FM, почему именно это радио стало площадкой программы?

— Финам FM — это молодая динамичная станция, в мае ей исполнится три года. Она задумывалась как волна, ломающая представления о привычном формате московского FM-диапазона, с интеллигентным менеджментом, с установкой на думающую, образованную аудиторию. И уровень вопросов, которые я получаю в прямом эфире и на сайте www.finam.fm, подтверждает, что наша аудитория действительно такова.  Это станция, на которой совершенно нет попсы и гламура, всех тех «заманух» бодро-развлекательного вещания, которыми наполнен московский диапазон. Финам FM сформирована вокруг ядра музыки – качественного западного рока 60-80 годов. Целевая группа — это состоявшиеся городские профессионалы в возрасте 30-40 лет. Преимущественно это мужская аудитория, что отражает гендерную структуру российского бизнеса. Практически у всех наших слушателей высшее образование, у многих — два высших и опыт жизни на Западе. Мне интересно работать именно с такой аудиторией. Финам FM не массовое радио, но за счет этого мы имеем возможность делать качественный продукт с хорошей музыкой и интересными линейками разговорных программ, которые вы больше нигде не найдете в московском эфире. Например, есть футурологическая программа Александра Неклессы «Будущее где-то рядом», философская программа Олега Генисаретского и Олега Алексеева «Говоря, говори». Это хорошая компания для творчества.  

— Любая авторская программа — это отчасти программа про ее создателя, насколько это верно в отношении «Археологии»?

— Конечно, в большой степени это программа про меня и про то, что я вижу вокруг себя: болевые точки нашего социума и те вещи, которые меня раздражают в нашей жизни и которые мне хотелось бы обсудить в широком кругу, как бы с друзьями за столом в откровенном разговоре. Но я не хочу, чтобы программа была «про меня», я хочу быть медиатором, который задает актуальную тему, представляет интересных людей, а сам лишь участвует в беседе отдельными репликами. Конечно, случается, что «накипает», мне много хочется сказать самому, но если я забью этим эфир, то получится не лучший образец самовлюбленного радиожурналиста. И поэтому я уже год веду блог. Перед каждым эфиром публикую свои размышления по теме, так сказать, выпускаю свой заряд, а дальше уже спокойно предоставляю слово в эфире своим гостям.

— Вы несете в массы доброе, вечное? Или у ваших программ другая миссия?

— Мне хочется показать слушателям нашу жизнь с ее изнанки, подкладки, ее внутреннюю грамматику. К примеру, у меня были интересные дискуссии про автомобили, которые демонстрировали, что за простыми будничными ситуациями скрыты глубинные фобии нашего социума. Одна программа называлась «Жизнь за темным стеклом», другая — «Джип в большом городе». Чем объяснить страсть наших людей к джипам? Или к тонировке стекол машин? Эти феномены хорошо отражают главную болезнь нашего общества — атомизацию. И его главный принцип: «Не сила права, а право силы».

Интересной было делать программу «Забор как принцип русской жизни». Вот как вы думаете, почему основным вкладом России в современную мировую архитектуру в настоящее время являются заборы? Нигде в мире таких заборов нет, а у нас они такие разные, по-своему уникальные, начиная от строительных заборов и заканчивая заборами, которыми обнесены гаражи и стоянки, с колючей проволокой и битым стеклом поверху? Для того чтобы понять, что стоит за фирменной «русской заборностью», необходим психоанализ общества, и именно этим мы и занимаемся.

Бурную дискуссию вызвала тема «Почему мы проигрываем в Ванкувере». На мой взгляд, причина в том, что Россия перестала быть зимней страной. У нас люди разучились любить зиму, стали зимоненавистниками. В Канаде, Норвегии, где климат схож с нашим, люди любят зиму, пользуются ею по полной программе, для них хорошая зима — национальный праздник, а у нас — национальная трагедия. Все разговоры, блоги, газеты полны проклятиями зиме, такое ощущение, что девяносто процентов сограждан родились где-то во Флориде, а злая судьба закинула их в эти широты, и они вынуждены тут жить. Мне кажется, здесь большая психологическая проблема — мы живем в несогласии с собственной природой и собственной землей.

— Вы сказали, что вышкинцы являются частыми гостями на вашей передаче, кого вы приглашаете?

— Вообще за прошедшие два года у меня перебывали не меньше сорока преподавателей ВШЭ, получается своего рода радио-Вышка. Так как почти все программы социологически «заточены», то я много приглашаю социологов: Вадима Радаева, Симона Кордонского, Никиту Покровского, Евгению Надеждину и других. Многих своих гостей я знаю лично, и не только как профессионалов, поэтому, например, с Владимиром Автономовым, а он большой ценитель классики, мы делали программу «Смерть классической музыки», рассуждали о месте классической музыки в нашей жизни, об ее маргинализации в современном обществе.

— То есть радио формат — это оптимальный для вас вариант, и нет желания  продвинуть «Археологию» на телевидение?

— Вообще-то я уже сижу на двух стульях — уже три года веду еженедельную телепрограмму «Власть факта» на телеканале «Культура» и еженедельную радиопрограмму «Археология» и имею возможность сравнивать. Телевиденье приносит мне свою радость, там своя атмосфера и аудитория, но радио по качеству самореализации, по скорости получения обратной связи гораздо интереснее. Это гибкое, подвижное и очень, не побоюсь этого слова, интимное медиа, дающее волшебное чувство контакта с аудиторией, ощущение вечернего города.

— Кем вы себя ощущаете в большей степени: журналистом, профессором, путешественником?

— Я не делаю большого различия между этими ипостасями. Преподавание, организация летних и зимних школ (в этом году их будет уже четыре: в Лапландии, Германии, Испании и Эстонии), телевидение и радио — коммуникационные задачи везде похожи. Конечно, я говорю разным языком в студенческой аудитории, на радио и на телевидении (со студентами так точно на другом языке, поскольку преподаю только на английском), но идеи одни и те же. Я для себя выработал некий идеал синкретического знания, и оно не разводится по определенным ячейкам — тут социология, тут политика, а тут медиа. При этом я везде в первую очередь являюсь профессором Вышки. Я не вижу себя журналистом, хотя суть репортерской профессии как искусства постановки проблемы, вопрошания и критического исследования мне близка. Я всегда пытаюсь сформулировать острый и глубокий вопрос, поставить проблему. А будет ли моя аудитория студенческой, зрительской или слушательской — это дело формата. Главное — это создать пространство критической дискуссии, некий «раскоп», в котором будет увлекательно заниматься археологией знания.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Восьмидесятники»: победители или «потерянное поколение»?

7 октября в программе «Археология» на радио Финам FM, которую ведет заместитель декана факультета прикладной политологии Сергей Медведев, выступили первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев и профессор ГУ-ВШЭ Ян Левченко. Темой передачи были «Восьмидесятники: победители или "потерянное поколение"?». Опубликована аудиозапись.