• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Здоровье школьников как немедицинская проблема

Видеозапись

29 марта состоялся очередной семинар Экспертной группы № 8 по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. и Института развития образования ВШЭ. С докладом «Здоровье детей как критический фактор политики в области детства» выступила заведующая кафедрой междисциплинарных основ здоровьесбережения Государственного института новых форм обучения Серафима Чечельницкая.

Выводы о состоянии здоровья российских школьников сделаны автором доклада на основании регулярного мониторинга Государственного института новых форм обучения, в котором принимают участие около десяти тысяч человек из трех городов: Вологды, Москвы и Петропавловска-Камчатского.

Сохранение здоровья школьников является одним из шести направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — общеизвестно, что со здоровьесбережением в российских школах большие проблемы. Плохое здоровье современных школьников стало темой для многочисленных спекуляций в СМИ. Однако оно же является оправданием для педагогических работников: действительно, а как учить «больных детей»? Вполне естественно, что результаты обучения будут низкими: ведь «современные дети — больные». А болезни детей (а значит, и их здоровье) — это дело медицины, а не образования. В своем докладе Серафима Чечельницкая предложила рассматривать здоровье не как отсутствие болезней, а как ресурс, позволяющий полноценно функционировать в обществе. Соответственно, в рамках исследования школьников их «здоровье» — это ресурс, необходимый для успешного обучения. Состояние этого «ресурса», по мнению автора доклада, далеко не всегда связано с наличием или отсутствием у человека того или иного медицинского диагноза.

Работоспособность, стрессоустойчивость, утомляемость — все это является составляющими «здоровья как ресурса для обучения», так как накладывает серьезные ограничения на познавательные возможности школьника. Однако низкая работоспособность или невнимательность далеко не всегда бывают связаны с тем или иным медицинским диагнозом, хотя напрямую зависят от общего состояния организма ребенка или подростка. «Работать над тем, чтобы здоровье школьника позволяло ему успешно учиться, необходимо не только врачам, но и системе образования в сотрудничестве с родителями», — считает Серафима Чечельницкая.

Результаты мониторинга, послужившие основой для доклада, показывают, что ряд распространенных проблем со здоровьем школьников имеет чисто социальные, а не медицинские причины. Так, исследование безнадзорных детей и подростков позволяет говорить о том, что для них свойственны проблемы с вниманием, концентрацией, памятью, которые в дальнейшем могут перерасти в нервные расстройства. Эти трудности, которые педагогические коллективы часто связывают с ленью или нежеланием учиться, происходят от нездорового распорядка дня, неправильного питания ребенка, которым не занимаются взрослые. Появления впоследствии у такого ребенка медицинского диагноза можно избежать, если вовремя начать работать с его семьей или хотя бы обеспечить ему нормальное питание в школе.

Другая серьезная проблема — незнание педагогами детской физиологии и психологии — также часто оборачивается ростом заболеваемости в будущем. Так, особенности развития в раннем юношеском возрасте приводят к тому, что у некоторых учащихся начинаются головные боли, развивается утомляемость, сонливость. Учителя не знают о таких особенностях физиологического развития и не умеют с ними работать. Соответственно, у школьника начинают «искать» болезнь и часто находят, например, вегето-сосудистую дистонию. Дальше имеет место феномен «научения болезни», когда человеку рассказывают о том, какие симптомы у него должны появится, что он должен чувствовать, и он внушает себе, что это все у него есть. Со временем у подростка может таким образом действительно развиться соответствующее заболевание.

С незнанием учителями особенностей возрастного развития связан и рост нервных заболеваний, в котором часто обвиняют школу. На самом деле процессы взросления сами по себе часто проходят тяжело. Однако, поскольку педагогические работники зачастую не умеют учитывать возрастные особенности учащихся, школа становится дополнительным фактором стресса. Кроме того, иногда детям, у которых взросление походит проблематично, ставят медицинские диагнозы, не вполне соответствующие действительности. По мнению Серафимы Чечельницкой, необходима серьезная просветительская работа с учителями, школьными психологами, социальными педагогами. Они должны осознавать трудности, с которыми могут столкнуться школьники, и понимать, в каких случаях следует посоветовать обратиться к врачу, как правильно распределить учебную нагрузку.

Очень важна просветительская работа с преподавателями физкультуры. Результаты мониторинга показывают, что физическое развитие школьников не является нормальным. Большинство врачей сейчас определяют развитие ребенка «по старинке» — по соотношению роста и веса, так что большинство учащихся оказываются вроде бы вполне развитыми. Однако в норме у человека с возрастом должны развиваться определенные мышцы: плечевой пояс, брюшной пресс, спина, ноги. Комплексное исследование физического развития школьников, проведенное в рамках мониторинга, показывает, что большинство современных детей не становится сильнее «относительно своего роста». Лучшие результаты наблюдаются только у тех, кто занимается в спортивных секциях. Современные уроки физкультуры не дают школьникам нормального физического развития. Необходимы индивидуальные программы, наборы специальных упражнений для каждого школьника в зависимости от его физического развития, считает Серафима Чечельницкая.

Подобное изменение принципов преподавания физкультуры в школах не потребует, по мнению автора доклада, существенных дополнительных вложений. Государственный институт новых форм обучения уже сотрудничает с несколькими школами в Восточном административном округе Москвы. Для каждого школьника составляется профиль его физического развития, на основании которого учитель физкультуры подбирает ему упражнения.

В целом, по мнению Серафимы Чечельницкой, необходимо проводить просветительскую работу с учителями и родителями, формировать представления о здоровом образе жизни у школьников, организовать междисциплинарные исследования и комплексную работу систем образования, здравоохранения и семьи.

В ходе дискуссии по докладу директор Института социологии образования Российской академии образования (РАО) Владимир Собкин отметил, что, по его мнению, докладу не хватило исследования распространения среди школьников заболеваний, передаваемых половым путем. Именно в связи с этой проблемой наиболее ярко проявляется ключевая для понимания состояния здоровья российских школьников противоречивость подростковой субкультуры. С одной стороны, российские школьники испытывают почти священный ужас перед заболеваниями такого рода, но с другой — не делают ничего, чтобы этих заболеваний избежать. Ключ к решению проблем со здоровьем школьников лежит в осторожной работе с подобной субкультурой. Отношение детей и подростков к здоровью в целом является таким же противоречивым: здоровье для подросткового сообщества — ценность, болезнь — стигма, но ничего для сохранения здоровья и во избежание болезней ими не делается. Школа как основной институт социализации должна работать со школьниками таким образом, чтобы прививать им ценность здорового образа жизни, сказал Владимир Собкин.

С его мнением в целом согласился научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исак Фрумин. «Мы все больше осознаем важность внешних факторов (таких, как здоровье школьников) для учебных достижений», — отметил он. Поэтому сбережение здоровья является важной задачей школы и как образовательного учреждения и как института социализации. Однако, по мнению Фрумина, сейчас необходимо избежать ошибок советского времени, когда под лозунгом «сохранения здоровья школьников» практически впустую тратились огромные средства. Поэтому школам стоит рекомендовать только уже проверенные методики, чтобы избежать ситуации конца 1980-х годов с обилием сомнительных здоровьесберегающих «авторских» методов, которые пытались внедрять в школах. Новой российской школе необходимы решения одновременно эффективные, недорогие и более или менее универсальные, уверен Фрумин.

С этим мнением согласились многие участники дискуссии, заинтересовавшиеся, в частности, сравнением опыта школ Восточного административного округа Москвы, работающих с Институтом развития новых форм обучения, и школ здоровья, на которые были потрачены большие средства.

Директор центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО ВШЭ Татьяна Абанкина в своем выступлении отметила, что при работе по сохранению здоровья школьников необходимо с уважением относиться к праву людей на частную жизнь. Данные о здоровье очень легко «просачиваются» за пределы медицинских кабинетов, что с учетом отношения школьников к болезни может привести к нежелательным последствиям. О чужом здоровье нужно заботиться с большим педагогическим тактом, считает Татьяна Абанкина.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Ни в коем случае мы не будем делать цифру заменой врачу»

Как изменилась медицина из-за пандемии коронавируса? Какие тренды цифровизации сейчас существуют в здравоохранении? Что будет с ее финансированием? Эти и другие вопросы эксперты обсудили на очередной сессии Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера «Каким должно быть здравоохранение в РФ в 2030?», которая прошла в рамках XXII Апрельской международной научной конференции.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.