• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Свобода информации vs интеллектуальная собственность

На прошлой неделе преподаватели Высшей школы экономики обнаружили сайт, который полностью копировал программы учебных курсов университета. В связи с этим возник ряд вопросов. Должны ли быть программы курсов в свободном доступе? Не вредит ли информационная открытость университету?

Учебные программы (причем в большом количестве) скопированы Иркутским институтом повышения эффективности. Ссылки на сайт Высшей школы экономики нет. И, наверное, с точки зрения создателей коммерческого иркутского вуза, ссылки и не должно быть, так как все эти курсы выдаются за оригинальные, которые преподаются в институте.

«На эту историю мы вышли случайно, — рассказывает заместитель директора Высшей школы журналистики НИУ ВШЭ Илья Кирия, который первым сообщил об иркутском институте. — Собственно, обнаружил факт плагиата программ по журналистике не я, а моя коллега, профессор кафедры медиаменеджмента и медиабизнеса Юлия Пирогова, которая «набрела» в Интернете на сайт этого института и прислала мне довольно эмоциональное письмо с призывом как-то на эту ситуацию отреагировать. Я заглянул на этот сайт, и первое, что бросилось в глаза, — это перечень направлений подготовки, который уж больно был похож на вышкинский. Дальше я выбрал наугад одну дисциплину по политологии, сверил с одноименным курсом в Вышке — оказалось, что совпадение полное».

С юридической точки зрения иркутский институт нарушил правила использования материалов, опубликованных на портале ВШЭ. Согласно им, все материалы корпоративного портала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (www.hse.ru) могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Более того, никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны администрации портала не требуется. Единственный момент — при использовании материалов портала обязательна активная ссылка на источник.

Дирекция по связям с общественностью ВШЭ направила запросы в Google и Яндекс с просьбой заблокировать этот сайт в индексе, а также в хостинговую компанию. Ответа от них пока нет.

В то же время некоторые преподаватели Высшей школы экономики засомневались в целесообразности широкой информационной открытости университета. Тут нужно напомнить, что Вышка намеренно открыла программы учебных курсов, они публикуются в соответствии со специальным регламентом. И сделано это было для удобства студентов и абитуриентов.

Но со временем, уверена заместитель директора Центра исследований социальной организации фирмы ВШЭ Евгения Балабанова, практика копирования учебных программ Высшей школы экономики, находящихся в открытом доступе в Интернете, будет набирать обороты. Поэтому единственным способом противостоять этому, по ее мнению, — отменить обязательное требование к преподавателям публиковать свои программы на портале Вышки. «Кстати, это обычная практика ведущих зарубежных вузов: там размещаются только аннотации курсов», — отмечает Евгения Балабанова.

Доцент кафедры управления разработкой программного обеспечения отделения программной инженерии ВШЭ Константин Дегтярев согласен с этим: «Даже те вузы, которые дают открытый доступ к материалам предлагаемых дисциплин, например MIT OpenCourseWare, какую-то часть закрывают. Объем закрытой части может варьироваться в зависимости от специфики, оригинальности и новизны охватываемого материала. Наверное, наш университет должен обратить внимание на этот опыт: общее описание курса (с уточнением наиболее значимых деталей), краткое изложение программы, несколько примеров лекционных материалов, некоторые примеры возможных вопросов (тестов и прочего) для контроля знаний, что не раскрывает весь материал дисциплины».

При этом Константин Дегтярев вовсе не предлагает закрываться от всего мира. Если у кого-либо появился интерес, то имеется адрес электронной почты читающего курс человека, можно устанавливать контакты и оговаривать детали возможной адаптации курса в другом вузе.

Но есть и другая точка зрения. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов не раз говорил о том, что Высшая школа экономики — это один флагманов российского образования, и распространение ее учебно-методических курсов — форма трансляции лучшего опыта.

Декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко согласен с такой точкой зрения: «Я всегда говорю: копируйте на здоровье — у меня все курсы поддерживаются материалами моих исследований. Сможет иркутский самозванец повторить их или провести аналогичное — флаг ему в руки!»

Конечно, нужно юридически преследовать плагиатчиков, уверен профессор кафедры государственной и муниципальной службы ВШЭ Александр Оболонский. Однако сам же он считает, что в эпоху Интернета вряд ли это будет эффективно. «Ведь эта проблема касается не только учебных курсов, но и более широкого круга вещей вплоть до кинопиратства, — говорит он. — Есть объективная коллизия несоответствия стандартов авторского права современным технологическим возможностям. А попытка решить проблему тотальным «закрытием», на мой взгляд, подрывает более общие ценности: я считаю, что свобода информации дороже, чем даже интеллектуальная собственность».

Не считает необходимым «закрывать» наши курсы и Илья Кирия. По его словам, эти тексты лишь основа, некий план тех курсов, которые лучше самого автора все равно никто не сможет прочитать. Те, кто будут заниматься их компиляцией, не смогут создать нового образовательного продукта — они все равно останутся в арьергарде. Если же кто-то сможет использовать этот базовый материал для построения собственного, оригинального, курса, то, что в этом плохого?

Но есть два элемента, на которые он обращает внимание: «Я не уверен, что вся информация, касающаяся наших программ, должна быть обязательно доступна внешним пользователям — я имею в виду не тексты, а, например, распределение часов по каждой теме каждого курса, которое каждый год корректируется, или формулу итоговой результирующей оценки. Это не значит, что я против выставления таких сведений, но этот процесс можно было бы упорядочить, и полагаю, что рано или поздно это будет сделано в рамках системы LMS. Второй элемент — это «осложнение жизни» плагиаторам. Курсы можно выкладывать только в формате pdf, защищенном от копирования. Понятно, что этот барьер не является непреодолимым, но тогда люди при копировании хотя бы будут «включать мозги» и хотя бы вычищать из текста данные нашего университета».

Итак, многие преподаватели сходятся на мнении, что скопированная структура курса — это еще не сам курс. А, следовательно, наиболее уязвимой стороной тут могут стать лишь студенты, которым будет предложена хорошая, передовая программа курса … с непредсказуемым содержанием.

Корреспондент портала ВШЭ позвонил в Иркутский институт повышения эффективности, где попытался узнать о курсах по бизнес-информатике. Оказалось, что можно пройти один из 86 курсов в отдельности. В этом случае занятия будут индивидуальными. А можно подождать до сентября, когда будет открыт факультет бизнес-информатики, тогда занятия будут в группе. По словам представителя института, сейчас вуз получает все необходимые лицензии и другие документы. Обучение на этом факультете будет стоить 240 тысяч рублей в год. Однако что касается самого обучения, то здесь сведения были достаточно скудными. На вопрос о том, кто будет преподавать указанные курсы на факультете бизнес-информатики, ответ был таков: ведущие разработчики российских и зарубежных компаний, все они практики, теоретиков практически не будет.

Последнее слово все же за потребителем: выбирать брендовый вуз или никому не известную «контору» с «ведущими разработчиками» в качестве преподавателей. И тем не менее, профессиональное вузовское сообщество должно помогать процессу качественного выбора вузов, считает доцент кафедры управления человеческими ресурсами ВШЭ Любовь Цой.

Она предлагает решать эту проблему в пространстве профессиональной этики и осуждения подобных поступков. Для этого нужно создать «черный список» вузов-плагиаторов и их виртуальных ресурсов, размещать конкретные материалы, указывать вузы, фамилии преподавателей, нарушающих этические и правовые нормы.

«Вузы и преподаватели, замеченные в нарушении авторских прав и в плагиате, должны быть известны как абитуриентам, так и их родителям, которые хотят оплачивать качественное обучение своих детей», — заключает Любовь Цой.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Министерства станут открытыми для общества

Правительство РФ одобрило Концепцию открытости в федеральных органах исполнительной власти, разработанную при участии Высшей школы экономики. До конца 2013 года министру РФ по делам открытого правительства Михаилу Абызову поручено подготовить документ правительства об ее утверждении, а до 1 марта 2014 года — отчитаться о внедрении концепции.

Наказать за подлог диссертации в России невозможно

7 ноября на заседании дискуссионного клуба проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ журналист Сергей Пархоменко выступил с докладом «Зачем воруют диссертации и как с этим бороться?».

Студенты должны понимать ограничения научных концепций

Владимир Автономов, научный руководитель факультета экономики ВШЭ, рассказывает, каковы преимущества чтения учебного курса совместно с другими преподавателями, почему он не использует на лекциях презентации и как объясняет студентам противоречия экономической науки.

Плагиат в дизайне

4 июня в московском клубе «Завтра» отделение дизайна НИУ ВШЭ и информационно-политический канал «Полит.ру» провели открытую дискуссию на тему «Плагиат в дизайне».

Сайты органов управления образованием: не все для людей

26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.

Академическая этика беспристрастна

Дискуссии об академической среде и ее этике часто ассоциируются у нас с обсуждением исследовательской свободы, оценки успешности ученых, научных школ. При этом мы много говорим о важности академических норм в формировании и здоровом функционировании университетского сообщества, и практически всегда подобные обсуждения связаны с позитивными эмоциями. К сожалению, бывают и исключения.

Новая образовательная культура: списывать можно?

Доцент кафедры социально-гуманитарных наук Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Александр Поршнев рассказывает о своей стажировке в Германии и призывает принять участие в опросе — в рамках исследования образовательной культуры, проводимого сейчас среди российских и немецких студентов.