• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госзакупки: нужна "дорожная карта"…

Круглый стол на тему: "Государственные и муниципальные закупки: как добиться эффективности?" прошел 6 февраля 2008 года. В этом мероприятии, проведенном по инициативе редакции журнала "Вопросы государственного и муниципального управления" и действующего в ГУ-ВШЭ Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева, приняли участие представители Администрации Президента РФ, руководители и ведущие сотрудники ряда федеральных агентств, министерств и ведомств, Государственной думы РФ, организаций российского бизнес-сообщества, в том числе, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), общероссийской общественной организации "Опора России". Вел заседание первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон.

Выступая на открытии форума, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов высказал убеждение в том, что проблема государственных закупок является одной "из самых болезненных проблем", на которой проверяется эффективность государства. И в рассматриваемом контексте эта эффективность "расценивается всеми участниками процесса, как низкая". Проблема регламентации государственных закупок не менее важная часть административной реформы, как и структуры совершенствования исполнительной власти. "Мне представляется ошибкой то обстоятельство, — подчеркнул в этой связи ректор Вышки, — что понятие государственных закупок довольно редко включается в широкое понятие эффективности государства".

Основная проблема организации государственных закупок лежит, по мнению ректора, в поле отставания российского административного и юридического сознания от современных достижений экономической науки. "Мы из раза в раз пытаемся создать одну и ту же нормативную модель для абсолютно разных явлений", — подчеркнул Я. Кузьминов.

Поэтому сейчас необходимо обсуждение назревшей проблемы с позиций базовой эффективности всей системы государственных закупок. Понимание этого и привело к проведению нынешнего круглого стола.

В своем выступлении руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Игорь Артемьев особо подчеркнул, что ФЗ №94 "О закупках товаров, оказании услуг и выполнении работ для государственных и муниципальных нужд", стал за последние 2,5 года "одной из самых успешных и самых результативных форм реализации административной реформы и противодействия коррупции". Можно констатировать, что в случаях, когда заказчики, будь то администрация президента, органы исполнительной власти, освоили этот "очень сложный закон и начали его применять", то не возникает неразрешимых проблем ни по качеству поставляемых товаров, ни по проведению аукционных процедур, а получаемый при этом эффект весьма высок.

В тоже время, продолжал И. Артемьев, налицо немало проблем, связанных с состоянием законодательства и внесения в него изменений, с требованиями к повышению квалификации персонала, что диктуется условиями рынка.

Игорь Артемьев
Игорь Артемьев
Закон №94 является одним из самых эффективных законов, поскольку, по словам И. Артемьева, "он принес за два года невиданную экономию средств в размере около 250 миллиардов рублей". Если бы не было процедур аукционов и конкурсов, то, как это и происходило всегда в прежние времена, "по стартовой цене заключались бы контракты на суммы, которые были обозначены заказчиком". Но в результате конкурсных и аукционных процедур, когда "средняя экономия для конкурса составляет около 9 процентов, а для аукциона около 18—20 процентов" в государственной казне и сохранены такие огромные средства.

И. Артемьев не согласился, в частности, с утверждениями участников размещения заказов, согласно которым "на рынке может появиться "фирма-однодневка", которая (поскольку-де требования по преквалификации закон практически запретил) будет, как еще говорят, "демпинговать" на конкурсах и аукционах, одерживать на них победы, затем брать на субподряд все остальные доходные организации, на чем несметно обогащаться". Это одна из главных критических стрел, выпускаемых в адрес Закона №94. Конечно, существует среда для деятельности недобросовестных чиновников, которые, "расставляя рогатки по преквалификационным требованиям, заранее знают, кто победит". Поэтому "вместо преквалификации нужно было что-то придумать и радикально поменять ту ситуацию", при которой все оценивают чиновники. Это и было сделано 1 октября 2007 года, когда на контракты свыше 50 миллионов рублей в обязательном порядке выдвигается требование об установлении гарантий обязательств. Таким образом, для участия в конкурсе, победы в нем и получения государственного контракта, требуется представление банковской гарантии на сумму от 10 до 30 процентов стоимости контракта, либо договор страхования ответственности на ту же сумму, либо залог собственного депозита на эту же сумму. При таком положении, заметил глава ФАС, "ограничиваются возможности преквалификации со стороны чиновника, а, значит, ограничивается и коррупция".

В законе, отметил далее И. Артемьев, появилась норма о едином портале. "Мы хотим, чтобы у нас с 2010 года работал сайт, на котором бы размещались данные обо всех государственных закупках нашей страны — от муниципалитетов до федерального уровня. Простая поисковая система такого сайта позволит любому предпринимателю получать данные обо всех конкурсах в стране. Для этого, как предполагается, будет отобрано 5—7 электронных площадок и бирж, которые будут уполномочены заниматься размещением государственных заказов". Тогда предприниматель, живущий, допустим, во Владивостоке, что особенно важно для предприятий малого бизнеса, сможет участвовать в тысячах конкурсах каждый месяц. Введение такой системы электронных аукционов принесет экономию "не менее 20 процентов расходов на государственные закупки, то есть, не менее триллиона рублей ежегодно". И здесь уже имеется положительный опыт. Так, в Татарстане уже более 40 процентов всех размещаемых заказов идет по линии аукциона. Положительный опыт накоплен в этой сфере деятельности и у московского правительства.

Круглый стол "Государственные и муниципальные закупки: как добиться эффективности?"
Круглый стол "Государственные и муниципальные закупки: как добиться эффективности?"
В ходе последующих выступлений развернулся оживленный обмен мнениями (зачастую полярными), по таким вопросам, как прозрачность госзаказов, конкурсные процедуры, проблемам нормативной базы, повышения квалификации чиновников, которые были бы способны сформулировать четко, "каковы же должны быть закупки" (именно такую формулировку употребил генеральный директор агентства по госзаказу Республики Татарстан Яков Геллер). К положению федеральных казенных предприятий, поставкам материально-технических средств и трудностям госзаказа в российской армии привлек внимание Начальник Центра заказов и поставок материальных и технических средств Вооруженных сил РФ, генерал-лейтенант Александр Колесов, по словам которого, "самым уязвимым местом на сегодняшний день является определение начальной цены контракта".

Соображениями по существу поднятых вопросов поделились исполнительный вице-президент РСПП, президент Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок Андрей Свинаренко, президент общероссийской общественной организации "Опора России" Сергей Борисов, директор Института макроэкономических исследований Минэкономразвития России Владимир Смирнов, заместитель министра Правительства Московской области Лидия Никифорова, заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли МВД Санкт-Петербурга Ольга Ромашова, руководитель департамента Москвы по конкурентной политике (тендерный комитет) Геннадий Дегтев. Оживление в зале вызвало предложение эксперта ООО "Опора России" Валерия Малиновского создать "реестр недобросовестных заказчиков", коль скоро существует реестр недобросовестных поставщиков. О важности нормирования и формирования заказов, решения проблемы их эффективного размещения говорила Директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова.

Круглый стол "Государственные и муниципальные закупки: как добиться эффективности?"Подводя итоги заседания, Л. Якобсон отметил, что дискуссии оказались "даже острее, чем предполагалось". Можно констатировать, что "мы находимся в начале правильно избранного пути". Сам тон дискуссий, широта охвата поднятых проблем показывают, отметил Л. Якобсон, что "явно нужна дорожная карта" с тем, чтобы движение по избранному пути носило поступательный характер, и чтобы были созданы реалистичные условия, которые позволят снять остроту проблем, поднятых на прошедшем заседании.

Вам также может быть интересно:

Первый проректор ВШЭ рассказал на заседании Правительства о введении контрактной системы в госзакупках

28 ноября на заседании Правительства РФ под председательством Дмитрия Медведева обсуждалась готовность к переходу на контрактную систему в сфере госзакупок. С одним из докладов на совещании выступил первый проректор ВШЭ Александр Шамрин.

Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок

Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы».

Кто попадет в число недобросовестных

В реестр недобросовестных поставщиков попадут не только компании, но и их учредители и управленцы. 22 августа в Высшей школе экономики прошло очередное совещание рабочей группы при Правительстве РФ по вопросам госзакупок.

Госзакупки: механизм расторжения контрактов должен стать прозрачным

Нормы о расторжении контрактов в сфере госзакупок плохо прописаны в законодательстве и оставляют заказчикам поле для злоупотреблений. 14 августа в НИУ ВШЭ прошло совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам госрасходов и госзакупок.

«Надеемся на конструктивные предложения»

Объявлено общественное обсуждение закупки по открытому конкурсу ВШЭ №19-07/12 — реконструкция комплекса зданий на Покровском бульваре и Воронцовом поле. Комментирует директор по закупкам ВШЭ Татьяна Обернибесова.

Летняя школа институционального анализа RSSIA-2012

До 20 марта принимаются заявки на участие в Летней школе институционального анализа RSSIA-2012, которую ежегодно проводит Институт институциональных исследований ВШЭ. О том, что ждет участников школы в этом году, рассказывает Мария Семенова, научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ и член оргкомитета RSSIA.

«Эта проблема не решается с шашкой наголо»

14 декабря в Высшей школе экономики прошла общероссийская конференция «Проект закона "О федеральной контрактной системе". Реформа гоcзакупок III». О конференции и особенностях контрактной системы в интервью порталу рассказывает директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд имени А.Б. Соловьева ВШЭ Ирина Кузнецова.

Какой будет система госзакупок?

14 декабря в ВШЭ прошла Общероссийская конференция «Проект закона "О федеральной контрактной системе". Реформа госзакупок III», организованная Институтом управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева ВШЭ. В работе форума приняли участие представители Минэкономразвития, Минрегионразвития, других ведомств и органов власти РФ, представители вузов, делового сообщества, СМИ. 

Госзаказ: временное перемирие

В конце апреля Президент утвердил поправки в федеральный закон № 94-ФЗ о госзакупках, ставший в последнее время одним из самых популярных законов в России. Однако внесенные изменения всех проблем с госзаказом пока не решили, а только породили новые трудности, считает руководитель направления НИСИПП Алексей Шестоперов.

«Новый курс» №58

С новой силой разгорелись на минувшей неделе обсуждения проблем размещения государственных заказов, связанные прежде всего с судьбой 94-ФЗ; землетрясения и цунами разрушают национальное богатство, но способствуют ускорению роста ВВП — две темы из еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ.