• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Граффити и муралы на столичных фасадах: год жизни по новым правилам

Граффити Русского географического общества на здании НИУ ВШЭ, Славянская площадь, д. 4

Граффити Русского географического общества на здании НИУ ВШЭ, Славянская площадь, д. 4
© Shpy.livejournal.com

Кто должен решать, достоин ли сюжет или персона того, чтобы его изображение стало фактором идентичности московского района и как долго нужно согласовывать разрешение? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии, организованной Высшей школой экономики.

Заседание дискуссионной площадки «Городская политика в сфере нанесения изображений на стены зданий и сооружений: опыт работы по новым правилам» было организовано Институтом прикладных политических исследований НИУ ВШЭ (ИППИ) и входящим в его состав Центром по работе с местными сообществами. Дискуссия прошла 29 октября в онлайн-формате. Модератором мероприятия стала Валерия Касамара, проректор Вышки, директор ИППИ. К участию в работе дискуссионной площадки были приглашены представители органов исполнительной власти Москвы, муниципальные депутаты, представители креативных индустрий, профильные эксперты, жители московских районов.

Открывая дискуссию, Валерия Касамара напомнила, что в июле 2019 года правительство Москвы установило правила нанесения изображений, граффити на стены зданий и сооружений. Правила призваны устранить пробелы в законодательстве, нередко приводившие к конфликтным ситуациям. Она отметила, «наша дискуссионная площадка отличается тем, что мы впервые стали приглашать сразу всех игроков, представляющих очень разные группы интересов и поэтому можно считать, что дискуссия проходит в формате 3D». «Есть те, кто наносит граффити, есть те, кто будут ими любоваться, и те, кто регламентирует процесс», – сказала Валерия Касамара.

Валерия Касамара
© Высшая школа экономики

По словам проректора, о проблемах, связанных с граффити, муралами в НИУ ВШЭ знают не понаслышке. В 2017 году по поводу нанесенного Русским географическим обществом изображений Миклухо Маклая на стену здания Вышки на Солянке, Управление административно-технической инспекции (УАТИ) составило протокол, предписывающий это изображение ликвидировать, в итоге только в Мосгорсуде удалось оспорить постановление и сохранить граффити.

Вадим Кочетков, заместитель начальника управления координации деятельности ГБУ «Жилищник», управления МКД и благоустройства дворовых территорий Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, полагает, что пробел в законодательстве устранен. Так, определены основные направления, в рамках которых разрешаются для нанесения на стены зданий сюжеты, события, изображения личностей – события должны быть связаны с наукой, спортом, искусством, личности должны быть выдающимися. Он отметил, что речи об ограничениях, связанных с искусством граффити, нет, здесь «широкое поле для художника». При этом «процедуру мы старались минимизировать, она занимает 30 дней, и поверьте, это не так много», добавил Вадим Кочетков. Основное, что нужно представить для рассмотрения это дизайн-проект и согласие собственников здания:

Были моменты, когда собственники сами закрашивали нанесенный граффити, отличное, полюбившееся всем жителям изображение. Почему, спрашиваем? У нас нет желания подготовить документы, отвечают. Хотя ничего сложного в этом нет

Юлия Фролова, и.о. заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, рассказала, что на сегодняшний день сложилась практика, когда официальные органы вынуждены рассматривать возможность легализации уже нанесенных изображений. В тоже время, «нам хотелось бы рассматривать предложения, потому что на этапе подготовки можно вести конструктивный диалог, говорить о корректировке по цвету, композиции, по месту изображения и другим факторам, которые позволяют получить гармоничную среду».

Мнение Сабины Чагиной, куратора, основателя творческого объединения «Артмоссфера», высказанное весьма эмоционально, судя по сообщениям в чате дискуссии, в значительной мере отразило точку зрения других представителей креативного сообщества, участвовавших в работе площадки. Она предложила разобраться с терминами: «граффити—это, то, что представители ЖКХ ежедневно закрашивают на заборах, это надписи и тэги». В то время как предметом проходившей дискуссии стало монументальное искусство, его произведения – муралы.

Эксперт убеждена, что несмотря на скорректированное законодательство, системным подход к отбору проектов для нанесения на фасады зданий так и не стал. На сегодняшний день в числе главных проблем – отсутствие экспертизы при вынесении решения по тому или иному объекту. Не на уровне «нравится/не нравится», «подходит/не подходит», а с профессиональной точки зрения. Сабина Чагина уверена в том, что и жильцы дома, на стенах которого планируется разместить тот или иной мурал, не могут быть экспертами, если им не объяснить, о каком произведении искусства идет речь, не познакомить с художником и его работами. Кроме того, эксперт полагает, что в качестве тем не должны быть только исторические сюжеты.

Посмотрите, во что превратился наш город, мы живем среди надгробных плит. Одна история; у нас нет современного искусства, современного языка

И если использовать исторические сюжеты, то также доверять это профессионалам, считает Сабина Чагина. В качестве крайне неудачного примера она привела изображение М.И. Кутузова на Боровицкой площади, которое назвала мазней, где даже не соблюдены законы композиции: «Давайте его закрасим!»

Юлия Фролова заверила, что внести изменения об участии профессиональных экспертов в процедуре отбора сюжетов для муралов в соответствующие документы правительства Москвы не так уж и сложно. Более того, она пообещала выступить с таким предложением. Но процедура согласования существенно удлинится, предупредила она.

Возник вопрос и о судье собственно граффити, его затронул куратор уличного искусства Михаил Огер. Он с сожалением напомнил о закрашенной стене одного из зданий недалеко от метро «Менделеевская», которая был местом самовыражения уличных художников, где появлялось немало талантливых работ и на которой отметилось немало мировых знаменитостей. Все сошлись во мнении, что такие места в городе тоже должны быть. 

Таким образом, подвела итог Валерия Касамара, мы посмотрели в течение прошедшего пилотного года как работает новый закон, какие нужно внести изменения.

Мы учтем все, что было сказано в ходе дискуссии, сведем в итоговый документ и отправим в правительство Москвы

По словам проректора Вышки, университет активно сотрудничает с правительством столицы по разным направлениям развития города, эксперты ВШЭ вовлечены практически во все горячие темы – от транспорта, экономики до здравоохранения, социальной сферы, в том числе принимали активное участие в обсуждении проблем капитального ремонта, реновации жилого фонда.