• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как превратить университеты в центры национального и регионального развития

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь». Ректоры российских университетов, представители правительства страны и региональных властей, а также эксперты, обсудили то, как отечественная система образования и науки отреагировала на пандемию, и как она сегодня может помочь самореализации граждан и развитию страны.

Министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков, открывая форум, отметил необходимость корректировки программ развития университетов вследствие разработки национального проекта «Наука и университеты». Он считает, что главным приоритетом для отечественных университетов должно быть увеличение исследовательского потенциала.  В России сейчас 724 головных вуза, и для большинства из них стать настоящим исследовательским университетом – это серьезная задача.

Валерий Фальков
© Алексей Демшин, специально для Высшей школы экономики

Исследовательский университет в нынешнем веке строится иначе, чем в прежние периоды, происходит сдвиг от собственно исследований к технологическому развитию, коллективные работы должны быть теснее связаны с экономикой, полагает министр.

Второй приоритет, по мнению министра неразрывно связанный с первым, – это объединение усилий Российской академии наук и университетов для продвижения науки. «На новом этапе мы хотим сделать приоритетом создание исследовательских консорциумов, создать более четкий организационный каркас. Консорциум – это инструмент, чтобы объединить усилия академических институтов, университетов и бизнеса», – сказал Валерий Фальков, добавив, что окончательное решение по структуре нацпроекта еще не принято.

Президент Российской академии наук Александр Сергеев сообщил, что РАН выстраивает взаимодействие с министерством и поддержал необходимость  более тесного сотрудничества академических институтов с университетами. По его мнению, приоритетной задачей университетов должно оставаться качественное обучение студентов, подготовка высококвалифицированных кадров не только для индустрии, но и для научной работы: «Мне трудно представить университет, который плохо учит, но развивает исследования. Так не бывает».

Александр Сергеев
© Оргкомитет конференции «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь»

Александр Сергеев полагает, что в нынешних условиях ограниченных ресурсов следует задуматься, как наладить эффективную обратную связь между университетами, наукой и работодателями. Исследовательские консорциумы, говорит он, позволят выстроить такую связь. Если это получится,  мы будем гордиться не тем, что наши выпускники развили половину Кремниевой Долины и продолжают продвигать науку и технологии в другом полушарии, а тем, что они развивают науку и технологии у нас в стране, подытожил президент РАН.

Региональный университет должен выполнять несколько миссий – развития городской среды, коллаборации с промышленностью, считает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Кроме того, университет должен стать драйвером решения демографической проблемы, закрепления молодежи в регионах и ее концентрации в центрах развития.

По словам Никитина, в вузах города учатся около 90 тысяч студентов, цифры приема будут увеличиваться, но надо для того, чтобы молодежи было приятно работать в городе, и он был конкурентоспособным в сравнении со столицами надо менять городскую среду.

Глеб Никитин
© Алексей Демшин, специально для Высшей школы экономики

Если университет будет давать качественные образование и рабочие места, это повысит привлекательность региона. Университету, полагает губернатор, надо быть не только основным агентом проекта «Наука», но и институтом, способным стать основным драйвером развития экономики региона.

Университеты вступают в новую фазу своего развития, нового знания, новых квалификаций, в свою очередь подчеркнул ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Сфера образования становится все более открытой, и у студентов появляется все больше вариантов для получения знаний.

Нам надо найти новую оптику, чтобы перестать бояться и увидеть новые возможности для своего развития. Несколько лет назад мы включили около 700 внешних курсов в свои образовательные программы. Студенты видят, что мы с уважением относимся к чужому знанию. Благодаря этому мы можем переломить ситуацию, когда один преподаватель читает до десяти курсов, а университет скатывается на уровень техникума

Все вузы должны стать исследовательскими либо проектными, полагает Ярослав Кузьминов, только так можно будет вернуться к исходному, «гумбольдтскому состоянию университета». Надо создавать сетку взаимодействия равных, не надо бояться учиться друг у друга, заимствовать лучшие практики. Он говорит, что в новых условиях важно организовать обучение студентов через участие в больших проектах, они должны понимать, что это не школа, а университет, где люди решают задачи с открытым неизвестным решением. При этом сами проекты необязательно связывать с технологиями, они могут быть социальными или возможными проектами развития третьего сектора.

Значительная часть вклада вузов в образование взрослых – это просветительские курсы, бесплатные для обучающихся. Важно понимать, что для вуза это не благотворительность. «Это инвестиция в свою репутацию, а продавать какие-то программы на рынке университет может только через репутацию», – говорит Ярослав Кузьминов.

Ярослав Кузьминов
© Алексей Демшин, специально для Высшей школы экономики

Он считает, что университеты должны становиться центрами развития городской жизни: «Мы должны приглашать к себе горожан, превращаться из башни из слоновой кости в аудитории для всех, где мы не будем спрашивать, заплатили ли люди за занятия. Даже в спальных районах университеты могут быть хабами развития».

Ректор ВШЭ подчеркнул необходимость сотрудничества университетов. В ходе совместных работ по проекту зеркальных лабораторий сотрудники ВШЭ увидели, что в других больше энтузиазма и энергии.  «Надо не бояться объединять ресурсы, создавать исследовательские группы совместно с ведущими институтами РАН», – резюмировал ректор ВШЭ.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что собравшиеся истосковались по личному общению, пусть и в масках, а первым приоритетом университетов должно стать стимулирование развития науки. Университет важен не только учебным процессом, но и созданием критически важных групп ученых, которые занимаются тем, что им интересно, не всегда объясняя, для чего они это делают. Он понимает, что могут быть риски и профанация, но такие группы должны быть, поскольку никто не может утвердить настоящую исследовательскую повестку. По мнению Владимира Мау, много из того,  что будет или может стать прорывом, расценивается как ересь, но с ересью бороться не надо, ее надо терпеть, иначе прорыва не получится.

Мы идем по тонкому льду интеграции науки и образования, идем с проблемами кризисами. Интеграционная идея, которая лежит в основе, является важнейшим источником рывка вперед

Владимир Мау отметил, что в нынешнем образовании важна фундаментальность. Но сейчас мы живем в мире, когда абитуриенты не знают, где будут работать, поэтому фундаментальность образования важна вместе с адаптивностью студентов. Еще одним важным фактором развития университетов он назвал непрерывность образования, когда в них будут учиться не только студенты.

Директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина считает, что ключевой проблемой финансирования высшей школы стала необходимость бюджетного маневра. Сейчас расходы федерального бюджета на образование составляют 3,6-3,8% ВВП, тогда как Европе – около 5%. В основном университеты расходуют средства бюджета на уплату коммунальных расходов, зарплату, на развитие остается очень мало. Важно также навести порядок в государственных приоритетах высшего образования, которые часто менялись в ходе реформ высшей школы.

Светлана Меркушина
© Оргкомитет конференции «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь»

Чтобы стать востребованными и привлекательными, университеты должны сами проявлять инициативу, считает Светлана Меркушина. Придется бороться за студентов, надо будет научиться работать на международной арене. Она рекомендовала ректорам активизировать привлечение внебюджетных средств. Важно заниматься эндаументными фондами, эта работа в России, по словам представителя Счетной палаты только началась. Для успеха этой работы необходимо создать стратегию коммуникации с выпускниками, которые на Западе и в США вкладывают большую часть средств в эндаументы.

По мнению хозяйки форума, ректора Нижегородского университета Елены Загайновой, у университета сложилось сотрудничество с базирующимися в городе академическими институтами, где работают его выпускники. Теперь мы хотим, чтобы люди из институтов пришли к нам и подняли уровень преподавания, говорит она.

Елена Загайнова
© Алексей Демшин, специально для Высшей школы экономики

Студенты ходят в научные институты на занятия, и они знают, где станут трудиться после выпуска, сообщила Загайнова. Мы хотим создать лаборатории на территории университета, где наши преподаватели будут работать. Университет намерен создать специальный ресурс, где можно будет прослушать курсы от видных ученых. «Дальше сотрудничество будет только развиваться, мы развернулись навстречу другу к другу», – резюмировала Елена Загайнова.

Ректор Северо-Кавказского федерального университета в Ставрополе Дмитрий Беспалов обратил внимание на особенности работы вуза в поликультурном регионе. Университет должен создавать точки роста и сотрудничества для политэтничного и многоконфессионального населения. Он также отметил, что нацпроект дает инструменты, которые позволят изучить и пользоваться опытом ведущих университетов и академических институтов для развития региона и кадрового потенциала региональных университетов, повышения качества образования и исследовательских работ в них. «У нас особенный макрорегион, где надо снижать уровень обособленности, создавать условия для комфортного развития человеческого капитала», – подытожил Дмитрий Беспалов.

Завершая дискуссию, Валерий Фальков обратил внимание, что эффективность работы определяют не организационные схемы и юридические конструкции. Многое зависит от целеполагания и готовности ректоров идти на разумный и просчитанный риск. И многим из них, по мнению министра, сумели поставить свои вузы на уровень ведущих мировых университетов.

Важно чтобы сами университеты предлагали свои инициативы и настойчивее продвигали свой опыт экспертиз, участвовали в дискуссиях о вариантах развития

«У нас не ритуальное мероприятие, а площадка для обсуждения», – подчеркнул министр. По его мнению, для развития университетов и высшего образования необходимо стимулировать стремление преподавателей к самореализации. Исследовательский университет – это стандарт, который должен соблюдаться всеми, уверен Валерий Фальков, обучение и преподавание возможны на высоком уровне, когда большинство преподавателей задействованы в исследованиях.

Университеты – это драйвер развития территории и институт трансформации. Губернаторы ждут от них не только исследований, но и превращения в центры культурной и социальной жизни.