• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вызовы и проблемы онлайн-обучения: как прошел заключительный день eSTARS 2020

Вызовы и проблемы онлайн-обучения: как прошел заключительный день eSTARS 2020

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

2 декабря продолжила свою работу международная конференция eSTARS 2020, организованная Высшей школой экономики в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. Мероприятие проходит в третий раз - и в этом году впервые полностью в дистанционном формате. 

Заключительный день международной конференции был также посвящен главной теме eSTARS 2020 «Трансформация образования и глобальные тренды цифровой экономики». В ее рамках преподаватели, студенты и сотрудники университетов из разных регионов России, Беларуси, Пакистана, Армении, Хорватии, Боснии и Герцеговины и других стран обсуждали различные аспекты онлайн-обучения.

Дистант: подводные камни

В секции «Социология онлайн-обучения» спикеры представили исследования, демонстрирующие реакцию студентов и преподавателей на цифровизацию образования, а также отражающие психологическое влияние дистанта на учащихся. Так, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Денис Зубалов совместно со студентками Дарьей Васильевой (4 курс, ОП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация») и Ариной Барасий (2 курс, МП «Иностранные языки и межкультурная коммуникация») рассказал о работе «Цифровизация высшего образования как результат пандемии». В ее рамках спикеры собирали информацию в социальных сетях и проводили структурированные интервью со студентами российских и зарубежных вузов. Первым результатом исследования стал вывод о главных проблемах, с которыми сталкиваются студенты во время дистанционной учебы.

«Существуют определенные трудности, которые касаются пяти основных категорий, — отметила Дарья Васильева. — Первая категория: технические проблемы (плохая интернет-связь, недостатки платформ и т.д.). Вторая — недостаток компетенций, которые касаются использования интернет-платформ, оборудования и прочего. Третья категория — организационные проблемы (пересечение уроков, недостаток коммуникации и т.д.). Четвертая — социологические (недостаток личного общения) и, наконец, пятая связана со здоровьем: студенты проводят большое количество времени перед экранами компьютеров, что приводит к проблемам со зрением».

Фозия Аамир Сиддики, преподаватель кафедры психологии Университета Синда, Джамшоро (Пакистан), в докладе «Психологическое влияние онлайн-обучения на студентов университетов» рассказала, как учащиеся пакистанских вузов отнеслись ко всеобщему переходу на дистанционное обучение из-за пандемии.

«Мы спросили 50 студентов о психологических аспектах изоляции и перехода на новый формат. Результаты показали, что из 50 студентов 43 плохо переносили разделение со своими коллегами. Надо помнить, что Пакистан — это страна коллективной культуры, и мы верим, что социализация и общение — очень важные аспекты. Поэтому студенты говорили, что им достаточно сложно было перейти на онлайн-формат, а в связи со всеми ограничениями социализации это оказало негативное влияние на настрой студентов», — подчеркнула Фозия Аамир Сиддики.

Цена дистанта для университетов

На секции «Экономика онлайн-образования» Виола Ларионова, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель проректора по образовательным технологиям, заведующий кафедрой экономики и управления строительством и рынком недвижимости Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ представила доклад «Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение или какую цену заплатили вузы за „дистант“». Соавтором исследования стала научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова.

Ученые посчитали, какие прямые и косвенные расходы понес УрФУ для организации онлайн-обучения и сделали вывод: «С точки зрения затрат (или цены, которую университет заплатил за дистант) получилось удорожание образовательного процесса, причем существенное. Снизилась синхронная работа со студентами (она, безусловно, влияет на коммуникацию, и нужно находить другие способы коммуницировать и усилить эту работу), в 1,5 раза увеличилась суммарная нагрузка преподавателя и увеличились материальные затраты на образовательный процесс».

Кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор Белорусского государственного университета Лариса Титаренко в докладе «Онлайн-образование как средство его интернационализации» говорила, что дистанционное обучение способно интегрировать высшее образование в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

«У меня взгляд на дистанционное образование очень позитивный, в том числе и на международном уровне. Потому что, на мой взгляд, дистанционное образование может продвинуть вопрос интеграции в рамках высшего образования в ЕАЭС. И в таком случае все страны Евразийского экономического союза, используя дистанционное образование, могут решать свои политические и культурные задачи, особенно Россия может это сделать, — сказала Лариса Титаренко. — И это было бы и высококачественное образование для всех студентов Евразийского пространства, и решение важных задач объединения: своя Болонская система, только онлайн».

2 декабря также состоялись секции на темы «Искусственный интеллект в адаптивном обучении», «Организационно-правовые аспекты организации онлайн-обучения», «Как университеты используют внешние онлайн-курсы в своих программах» и др. Подробнее познакомиться с программой второго дня конференции можно здесь.

Читать материал о первом дне конференции eSTARS’2020