• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

© Высшая школа экономики

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

На Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» 2 августа в Солнечногорске перед участниками четвертой смены «Политика: новые вызовы» выступил научный руководитель Высшей школы экономики, наставник конкурса управленцев «Лидеры России» Ярослав Кузьминов.

Он принял участие в панельной дискуссии «Трансформация рынка труда», в ходе которой осветил темы новых вызовов — пандемии и цифровизации. Ярослав Кузьминов отметил, что пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни.

Представляя результаты исследования повседневных практик населения, потребительского выбора и бюджетов времени, Ярослав Кузьминов уточнил, что были использованы данные опроса Вышки, которые, по его словам, совпадают или очень близки к опросам ФОМа, ВЦИОМа и ФСО. В опросе приняли участие 6,5 тыс. респондентов. По итогам исследования оказалось, что 67% людей каждый день находятся в интернете, 63% из них — в социальных сетях. В среднем на это уходит два часа в рабочие дни, три часа — в выходные. Половина опрошенных при этом главным дефицитом считает прогулки, встречи с друзьями и чтение книг. Вживую каждую неделю с друзьями и родственниками общаются 43%, онлайн — 67%.

По данным исследования, 54% опрошенных пользуются мобильными приложениями для покупки широкого спектра товаров — цифровыми гипермаркетами. 48% используют сервисы частных объявлений, достаточно популярны онлайн-аптеки: такие приложения установлены у 24% респондентов. За последние 12 месяцев 68% человек совершали покупки в российских интернет-магазинах и 37% — в иностранных.

Потребитель опробовал цифру там, где раньше не мог себе представить, — например, при покупке моркови. Научный руководитель Вышки уточнил, что такие изменения скажутся на рынке труда. Например, в той же розничной торговле будут высвобождаться кадры, поскольку сократится спрос на неудаленные услуги, включая массовые мероприятия и международные путешествия.

На повестке дня сегодня вопрос «Мы думаем, когда покупаем?», продолжил Ярослав Кузьминов. На рубеже нового тысячелетия появилось «полное ощущение того, что интернет открывает дикую свободу; у тебя появляется «Алибаба», и ты можешь купить лейку дешевле в пять раз, чем в соседнем сельпо». Но прошло 20 лет, и «мы столкнулись с массовым проявлением несвободы — мы устали выбирать». По данным опросов, 80% покупок сегодня потребители совершают не задумываясь. Выбор совершается по первому предложению от Google или «Яндекса». То есть потребители ведут себя как в начале XX века, когда средний класс только зарождался. Получается, что «мы стремительно идем вспять». Даже медицинские услуги большинство опрошенных будет выбирать по совету друзей, образовательные учреждения — на основе собственных соображений.

«Что с нами случилось?» — задается вопросом Ярослав Кузьминов и отвечает, что это эффект свободы, когда доступный массив полезной информации растет по экспоненте. Возможности мозга, как известно, ограничены, поэтому мы находим простое решение или отдаем эту функцию кому-то другому. Причем прямой рекламе мы не доверяем, поскольку она навязывает товар или услугу. Аналогичная ситуация с политикой, когда люди голосуют так, как им советуют те, кому они доверяют.

«Как с этим бороться? Элементарно: надо тренировать мозги, насильственно», — считает научный руководитель Вышки. По его словам, он предлагал руководителям «Яндекса» настроить поисковик так, «чтобы мы видели не одно решение, не одно мнение, а, скажем, три». Человек подумает и примет решение. Думать полезно. Такие возможности есть и у тех, кто владеет так называемыми цифровыми экосистемами, в частности у Сбера. Понятно, что речь идет о конкуренции, «рынок построен на том, что ты борешься за свое место». В таком случае, полагает Ярослав Кузьминов, «дело за государством, за политиками — значит, надо регулировать».

Что касается безопасности в Сети, а также использования манипулятивных технологий, запреты и ограничения будут совершенно бесполезны. Но Ярослав Кузьминов верит, что государство найдет адекватные методы защиты себя и граждан.

Люди у нас неглупые, весьма образованные. Государство у нас — не во всем оно мне нравится, но по большому счету отражает интересы людей

Научный руководитель ВШЭ также оценил перспективы рынка труда. Исследование Вышки показало, что 78% опрошенных готовы работать больше, чтобы увеличить личный заработок. Люди согласны работать на 2 часа в день больше, если их доход при этом увеличится в среднем на 41%. «Базовый доход — это не про Россию. Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя, а поиск возможности заработать и распространение новых моделей занятости», — считает Ярослав Кузьминов.

По его мнению, сейчас заканчивается эпоха «офисного планктона». В выигрыше оказываются работники креативных индустрий, ИТ-специалисты и те, кто обладает развитыми soft skills. В соответствии с новыми запросами меняется и образование: на первый план выходят те навыки, которыми не обладает машина. Самыми перспективными рынками высшего образования сейчас являются ИТ, медиа и коммуникации.

Выбор профессий при этом не претерпевает существенных изменений. Ярослав Кузьминов призвал ориентироваться на личные интересы, поскольку современный рынок позволяет успешно реализоваться в любом направлении.

Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» проводится с 2015 года. С 2019 года его площадкой стала подмосковная Мастерская управления «Сенеж». Организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи и АНО «Россия — страна возможностей». Высшая школа экономики является образовательным партнером «Территории смыслов».

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки определили топ-15 цифровых технологий в промышленности

Наиболее значимыми цифровыми технологиями, которые используются в мировой и российской промышленности, являются промышленные роботы, искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. В будущем ИИ позволит полностью автоматизировать производственные процессы и оптимизировать работу целых отраслей промышленности. Об этом говорится в исследлвании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

«Мы будем искать новые способы доведения объективной и качественной научной информации до людей»

В подмосковном Солнечногорске 12 августа завершается работа Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов», образовательным партнером которого выступает Высшая школа экономики. Перед участниками пятой смены форума выступил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Он назвал приемную кампанию этого года самой успешной в истории университета.

Отечественный автопром попал в пробку

Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.

Эксперты Вышки составили рейтинг наиболее востребованных цифровых технологий

Искусственный интеллект стал абсолютным лидером в глобальной исследовательской и рыночной повестке по итогам 2020 года. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, применив систему анализа больших данных iFORA для выявления перспективных цифровых технологий.

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии

Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.

Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года

Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.