• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные кредиты: как снять барьеры?

20 сентября первый проректор ВШЭ Вадим Радаев и проректор ВШЭ Сергей Рощин приняли участие в заседании Совета Ассоциации ведущих университетов России, которое состоялось в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана. Сергей Рощин выступил с докладом на тему «Развитие образовательного кредитования».

Ассоциация ведущих университетов России (в нее входят федеральные, национальные исследовательские университеты, а также Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет) была создана в 2010 году, в Совет ассоциации входят девять ректоров вузов, в том числе ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

На этот раз заседание Совета было обусловлено активными мерами, которое предпринимает Минобрнауки России по обеспечению качества высшего образования, — как сообщил на заседании заместитель министра, курирующий высшую школу, Александр Климов, 15 сентября завершился мониторинг, в ходе которого были собраны данные о работе вузов. Теперь на основе массива информации предстоит сделать выводы о качестве этой работы, после чего министерство будет принимать решения об оптимизации сети и распределении контрольных цифр приема. Вузы и филиалы, дающие некачественное образование, обещано или закрывать, или присоединять к более успешным вузам, или поддерживать, чтобы качество там улучшилось.

На заседании Совета, которое прошло под председательством ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, обсуждались четыре вопроса: критерии отнесения вузов к числу неэффективных, принципы распределения контрольных цифр, роль ведущих вузов в реорганизации филиалов, развитие образовательного кредитования.

Актуальность последнего сюжета, очевидно, была связана с тем, что в условиях предстоящей реформы высшей школы государство намерено более активно стимулировать абитуриентов, не добравших баллов для поступления на бюджет в ведущие вузы, идти не в шарашкины конторы, а в эти же вузы на платное обучение, взяв образовательный кредит. Как заметил Александр Климов, кредитные ресурсы могут стать для вузов дополнительным источником финансовых средств на развитие, а для граждан это возможность получить доступ к качественному образованию.

Идея образовательного кредитования в России обсуждается с середины 1990-х годов — в частности, она фигурировала в программах министров образования РФ Александра Тихонова, ныне директора и научного руководителя МИЭМ ВШЭ, и Владимира Филиппова. В середине 2000-х годов компания «Крейн» приступила к реализации программы образовательных кредитов «Кредо», а в 2009 году была введена система образовательных кредитов с государственной поддержкой (на сегодняшний день студенты ВШЭ составляют большинство ее участников). В Высшей школе экономики тема образовательного кредитования изучается давно и подробно — в частности, заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ Григорий Андрущак, ныне директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-экономическая дифференциация заемщиков как фактор развития института образовательного кредитования».

Подробный анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день в образовательном кредитовании, рабочая группа Ассоциации ведущих университетов России провела под руководством Сергея Рощина. Были подготовлены предложения, направленные на развитие системы образовательного кредитования.

В своем докладе Сергей Рощин напомнил, что масштабы развития образовательного кредитования чрезвычайно сдержанные, если вообще можно говорить о масштабах. В целом по стране кредиты на обучение берет ничтожно малое количество студентов. Почему так происходит? Какие барьеры существуют? И можно ли их снять, чтобы абитуриенты, не прошедшие на бюджетные места, не отказывались от обучения в ведущих вузах?

Рабочая группа предложила изменить критерии отбора вузов, которые могут участвовать в государственной программе образовательного кредитования. Нужно разрешить брать кредиты студентам ведущих вузов, обучающимся по любым образовательным программам, в том числе неаккредитованным — чтобы не было препятствий для развития инновационных направлений подготовки (государственную аккредитацию можно получить только после первого выпуска). Во всех остальных вузах возможность студента взять кредит должна зависеть от программы, которую он выбрал, — если там есть бюджетные места, то этого критерия может быть достаточно.

Как показал опыт работы программы образовательного кредитования, необходимость подтверждения студентами своей успеваемости и отсутствие академической задолженности создает дополнительные сложности в отношениях банков и заемщиков, увеличивает документооборот между вузом и банком. Рабочая группа предложила оставить один критерий: если студент продолжает учиться в вузе, то есть не отчислен, он попадает под действие программы образовательного кредитования, и неважно, есть у него задолженность или нет.

По мнению членов рабочей группы, эти инициативы могут быть реализованы довольно быстро — достаточно решений Минобрнауки России, и абитуриенты, поступающие в вузы в 2013 году, смогут брать кредиты по новым правилам. При этом, отметил Сергей Рощин, есть ряд вопросов, для решения которых, видимо, потребуется разработать новые нормативные документы или внести изменения в законодательство.

Во-первых, в ходе обсуждений было предложено распространить программу образовательного кредитования не только на студентов, которые первый раз получают высшее образование в очной форме, но и на тех, кто учится заочно или очно-заочно, получает второе или дополнительное образование.

Во-вторых, кредиты могли бы получать и те студенты, которые участвуют в программах международной академической мобильности, проходят «включенное обучение» в зарубежных университетах-партнерах. Сейчас формат государственной программы кредитования не позволяет выдавать кредиты таким студентам, но Россия включается в мировое образовательное пространство, и спрос на подобную практику есть.

В-третьих, представители некоторых университетов ставили вопрос о создании системы погашения кредитов в зависимости от будущего трудоустройства студентов. Если человек идет на работу в сектора, отрасли или регионы, которые являются приоритетными с точки зрения государственной политики, государство может поддержать таких выпускников вузов, частично погашая кредит. И здесь уже речь идет о расширении действующего формата кредитования, разработке новых механизмов.

Сергей Рощин подчеркнул, что, с точки зрения всех членов рабочей группы, важно принимать решения о развитии образовательного кредитования своевременно. К сожалению, в последние годы нормативные документы появлялись почти что к моменту окончания приема в вузы, а чтобы абитуриенты могли принимать правильные решения, они должны знать, в каких вузах и при обучении по каким программам дают кредиты, к 1 февраля, то есть к моменту обнародования правил и контрольных цифр приема. И это было бы идеально не только для абитуриентов и их родителей, но и для вузов. Тем более что, как ни парадоксально, есть много примеров, когда университетам не хватает информации об условиях образовательного кредитования, и эта нехватка не может быть преодолена только усилиями университетов — нужна информационная поддержка на уровне Минобрнауки.

Есть еще два вопроса, связанные с перспективами развития образовательного кредитования.

Во-первых, должны существовать специальные институты, работающие с проблемными заемщиками, — студентами, отчисленными из вуза и вынужденными возвращать кредит. Хотя и в зарубежной, и в российской практике таких ситуаций ничтожно мало, об этом все равно нужно задуматься.

Во-вторых, по мере расширения практики образовательного кредитования будут возникать проблемы, связанные с гармонизацией нормативного сопровождения программы и налогового законодательства. Ведь домохозяйства, взяв образовательный кредит, получают доход, поскольку процентная ставка ниже рыночной. Возникает вопрос об уплате налогов, и в перспективе его надо решать.

От имени рабочей группы Сергей Рощин предложил действовать по следующей схеме. На 2013 год внести изменения в действующую нормативную базу в рамках компетенции Минобрнауки, своевременно определив правила игры. А дальше, в расчете на 2014 год, инициировать работу по вопросам, которые требуют изменений в законодательстве или более серьезных решений на уровне российского правительства.

 

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

Что будет происходить в Вышке с образовательными кредитами

16 января Сбербанк объявил о приостановке программы образовательного кредитования на специальных условиях. Отразится ли это на студентах Вышки, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

ВШЭ предоставит отсрочку платежа абитуриентам, оформляющим образовательный кредит

Абитуриенты, которые поступают в НИУ ВШЭ на платные места и решили воспользоваться образовательным кредитом, могут получить отсрочку первого платежа до 31 августа (включительно). Такое решение принято руководством университета, чтобы дать абитуриентам дополнительное время на оформление кредита в банках.

Образовательный кредит: личный опыт

Студент 3 курса образовательной программы «Журналистика» факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Максим Шилохвостов уже два года участвует в программе образовательного кредитования. Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» попросили его рассказать о впечатлениях от участия в программе.

Ставка ниже уровня инфляции и другие плюсы образовательного кредита

Приемная кампания в самом разгаре. Кто-то пытается предугадать, какие будут проходные баллы на бюджетные места и куда лучше отнести оригинал аттестата, а кто-то решил повысить свои шансы и, выбрав «программу мечты», уже заключает договор на платное обучение. Первые такие студенты появились и в приемной комиссии ВШЭ. Тем, кто допускает варианты платного обучения, стоит обратить внимание на образовательный кредит. О том, насколько это может быть выгодно, рассказывает проректор Алексей Новосельцев.

Образовательный кредит: почему это хорошая инвестиция

Поступление в вуз — время, когда приходится принимать первые самые важные решения в жизни. Абитуриенты и их родители стараются продумать каждую мелочь, но учесть абсолютно все очень сложно. Мы начинаем серию публикаций о важных моментах приемной кампании. Выпуск первый: так ли страшен образовательный кредит, как его малюют.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.