• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Могут ли СМИ быть честными?

Можно ли договориться о том, что такое «неправда» в журналистике? Почему журналистика и PR — не одно и то же? На эти и другие вопросы пытались ответить участники круглого стола «Дистрофия «органов правды» и «заказуха» в СМИ», проведенного ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия».

Открывая встречу, журналист, член редколлегии «Новой газеты» Леонид Никитинский отметил, что PR и журналистика вещи прямо противоположенные. Цель пиарщика — создать и внедрить в ценностный ряд социальной группы образ объекта как идеального и необходимого в жизни. Журналист же призван собирать информацию и интерпретировать ее для массовой аудитории. Однако сегодня границы между пиаром и журналистикой все чаще размываются. Свои «перекосы» есть и в российском информационном поле. Во-первых, один из главных приемов современных СМИ — смещение акцентов в сторону «как бы новостей», к которым относятся светская жизнь, спорт, криминал и тому подобное. В таком «котле», считает журналист, можно «утопить» любую действительно социально значимую информацию. Таким образом, исполнение договоров об информационном обеспечении достигается зачастую с помощью манипулирования повесткой дня. Во-вторых, информационное поле, а в особенности интернет-пространство, заполнено сегодня не собственно новостями, а комментариями. По выражению Леонида Никитинского, Россия — «страна колумнистов». И наконец, уход от конфликтных тем, которые, по сути, являются ядром журналистики, достигается в СМИ с помощью «гарцевания» отвлеченных сюжетов. В результате общественно значимой информации в СМИ становится все меньше и меньше. Что касается «заказухи», то, по мнению Леонида Никитинского, без нее журналистика, особенно региональная, существовать сегодня не может.

Таким образом, исполнение договоров об информационном обеспечении достигается зачастую с помощью манипулирования повесткой дня.

Подробнее о ситуации в регионах рассказала Анна Качкаева, декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ. В частности, по данным проведенного на факультете исследования, материал, выполненный по информационному договору (часто в нем прописан объем, характер и тематика издания), владельцы СМИ относят к социально значимой публикации, а форма такого рода обслуживания преподносится в качестве нормальной деятельности журналиста. Большинство владельцев региональных СМИ считают, что подобного рода договоры не влияют на редакционную политику, так как заказ поступает на конкретную статью, либо такой заказ размещают на правах рекламы или на одной полосе с обычным материалом по принципу «и нашим и вашим». Однако меньшинство полагает, что информационные договора, безусловно, оказывают влияние на политику издания, но таковы условия выживания.

Генеральный директор ООО «РУМЕДИА», профессор факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Михаил Бергер, процитировав Альберта Энштейна: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли», предложил рассматривать любую медиа продукцию как результат заказа. Причем, нет универсально плохих или хороших заказов — заказ на ложь хорош для его заказчика, в то время как заказ на качественную журналистику удовлетворяет потребности общества в объективной информации. Заказ на информацию, развлечения и прочее обращен к рынку в целом, заказ как услуга удовлетворяет нужды конкретного держателя денег (губернатора, политика, конкретной фирмы). Как считает Михаил Бергер, здесь и возникает большое количество «кривых историй», однако аудитория не так глупа и «выплевывает» большую их часть. «Понятие «правды» очень субъективно, принципиально важно бороться не за мораль и честность журналистики, а за то, чтобы любой желающий возразить имел такую возможность», — заключил профессор.

Нет универсально плохих или хороших заказов — заказ на ложь хорош для его заказчика, в то время как заказ на качественную журналистику удовлетворяет потребности общества в объективной информации.

«Позиция тех, кто имеет возможность сказать то, что думает, воспринимается сегодня как оппозиция, а это уже фактически «криминальное дело». В регионах это чувствуется довольно сильно и практически каждый день», — считает Юрий Пургин, генеральный директор издательского дома «Алтапресс», связавшийся с аудиторий из Барнаула по Skype. Как считает издатель, без конституционной реформы у региональной прессы нет перспектив. Так как 80% процентов СМИ сегодня принадлежат государству, реформа должна идти по пути разгосударствления.

Главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев со своей стороны считает возможность приватизации СМИ иллюзией. По его мнению, вся политическая структура сегодня работает на то, чтобы большая часть средств массовой информации осталась государственным органом. «В прошлом году я сделал попытку собрать в Твери руководителей медиахолдингов, существующих экономически независимо, — рассказал Павел Гусев. — В России на сегодняшний день официально зарегистрировано 68 тысяч различных средств массовой информации. Откликнулись на приглашение примерно 100 человек. Вот реальная картина, иллюстрирующая сложившуюся ситуацию в медиасфере».

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике

30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.

«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»

На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.

В НИУ ВШЭ пройдет дискуссия о медиаменеджменте в России

23 июня  2015 года в Высшей школе экономики состоится экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессии журналиста и медиаменеджера в России.

«Быть волонтером — это больше, чем профессия»

Кто такой волонтер? Что побуждает человека оторваться от собственных повседневных забот и идти в добровольческие отряды по поиску пропавших людей, ездить в глубинку к забытым старикам, устраивать праздники больным детям? На эти и другие вопросы ответили гости встречи из цикла  «Важнее, чем политика», организованного ВШЭ  и Фондом «Либеральная миссия»: волонтер добровольческого отряда по поиску пропавших без вести людей общественной организации «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, учредитель консультационно-дискуссионного клуба «Азбука приемной семьи» при Фонде «Арифметика добра» Диана Машкова, координатор фонда «Старость в радость» Ксения Чудинова и учредитель организации «Больничные клоуны» Константин Седов.

Команда студенческого медиацентра Всероса: «Наш проект — о свободе выбора»

С 27 марта по 24 апреля заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников в Высшей школе экономики освещал медиацентр, созданный студентами образовательной программы «Журналистика». Второй год подряд созданный ими сайт — главный источник информации о ходе Всероса на площадке университета. О работе команды медиацентра на олимпиаде по обществознанию — в материале корреспондента новостной службы ВШЭ.

Журналист-международник: трансформация профессии

Что такое международная журналистика сегодня? Какую роль она играет в международной политике? Кто такой журналист-международник? Эти и другие вопросы обсудили на открытом семинаре «Журналистика и международные отношения», который прошел на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя

Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям,  организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.

«Журналистика — очень простая профессия»

В ноябре выпускник Высшей школы экономики журналист Илья Азар был отмечен наградой HSE Alumni Awards в номинации «Четвертая власть». В рубрике «Конструктор успеха» Илья рассказывает о том, как найти работу в СМИ, что такое журналистская этика и как выжить в горячих точках без бронежилета.

Россия и Германия: как не сжечь мосты

Высшая школа экономики и Фонд «Либеральная миссия» провели в университете традиционный совместный круглый стол — на этот раз поводом для встречи стал выход русского издания книги Ганса-Дитриха Геншера и Кристиана Линднера «Наводить мосты: два поколения, одна страсть».

Чем PR отличается от пропаганды?

26 июня в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» в летнем кинотеатре «Пионер» с лекцией «PR и пропаганда» выступил спикер Школы новых медиа, созданной с участием НИУ ВШЭ, главный редактор интернет-портала Slon.ru Андрей Горянов.