• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

© iStock

Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.

Здравоохранение — одна из самых кадрозависимых отраслей. В последние годы сектор столкнулся с серьезными вызовами: пандемией, изменениями рынка труда и приходом нового поколения специалистов с иными ценностями. Традиционные методы управления уже не отвечают современным потребностям, и на смену им приходит человекоцентричный подход, который ставит во главу угла соблюдение баланса потребностей сотрудников и интересов работодателей.

Владимир Соловьев

«Человекоцентричность в здравоохранении чаще всего связывают с заботой о пациентах. Но мы уверены: настоящая человекоцентричность начинается с изменения культуры отношения к сотрудникам», — говорит Владимир Соловьев, заведующий Лабораторией ЧИЛ.

Согласно новому ГОСТ Р 71549–2024 «Система менеджмента человекоцентричной медицинской организации», вступившему в силу с 1 марта 2025 года, в человекоцентричной медицинской организации поощряется участие пациентов в решении вопросов собственного здоровья, работники нацелены (и обучены) на учет физических, информационных, эмоциональных и духовных потребностей пациентов, а также создана система, направленная на благополучие и развитие работников. По мнению специалистов Лаборатории ЧИЛ, человекоцентричный подход должен начинаться именно с особого внимания к потребностям работников. Работодатель прежде всего должен предоставить своему коллективу ресурсы для качественной и эмпатичной заботы о пациентах. То есть человекоцентричное управление персоналом медицинской организации является своего рода развитием пациентоцентричного подхода, переносом его на внутреннего клиента — сотрудника организации.

В рамках проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения» команда Лаборатории ЧИЛ разработала человекоцентричную модель управления персоналом в организациях сферы здравоохранения и соответствующий ей измерительный инструмент — Индекс человекоцентричности по отношению к сотрудникам в организациях сферы здравоохранения.

В модели предлагается рассматривать работника медицинской организации в четырех ключевых ролях: как личность, как часть команды, как сотрудника организации и как члена общества, имеющего интересы вне профессиональной деятельности. А также учитывать четыре группы потребностей сотрудников: физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Цель этой модели управления персоналом — оценить уровень человекоцентричности медицинской организации по отношению к сотрудникам. Индекс, состоящий из 73 вопросов по 16 субшкал (каждая субшкала — это пул вопросов, отражающих уникальные потребности на пересечении четырех ролей и четырех групп потребностей сотрудника), позволит системно анализировать условия труда персонала для лучшего понимания потребностей сотрудников.

Проект еще на старте вызвал значительный интерес у профессионального сообщества. Так, его ключевые аспекты обсуждались на круглом столе «Инициативы медицинского сообщества», который проходил 29 января в здании Мэрии Москвы при поддержке Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой.

Разработка модели шла в несколько этапов. Вначале команда провела обзор научно-исследовательской литературы и лучших практик управления персоналом в здравоохранении, в том числе с учетом теоретико-методологической основы формирования модели управления организациями, концептуализированной в форме восьми базовых принципов человекоцентричности. На основе данной работы разработан первый прототип модели управления персоналом в здравоохранении, ориентированной на человека.

В рамках валидации модели состоялись шесть экспертных фокус-групп с участием признанных лидеров российского здравоохранения в области кадрового менеджмента: представителей органов исполнительной власти, главных врачей государственных медицинских организаций и их заместителей, руководителей кадровых центров, корпоративных университетов и некоммерческих проектов помощи медработникам, а также владельцев частных клиник, HR-директоров и независимых HR-консультантов. В исследовании приняли участие больше 30 экспертов.Было последовательно протестировано три прототипа модели, и только финальный вариант получил единогласное одобрение экспертов. Они подчеркнули научную обоснованность и практическую значимость разработанной модели, а также охарактеризовали ее как потенциальный аналитический инструмент, на который может опираться руководитель для принятия взвешенных управленческих решений.

Наталья Мефодовская

«Я с вами прошла весь путь — от первого варианта до текущего. И хочу сказать, что, конечно, текущий мне нравится просто кратно больше. Мне он кажется практически идеальным», — отметила Наталья Мефодовская, коуч, командный коуч и бизнес-тренер в сфере здравоохранения.

Кирилл Кузьмичев

«Понимание ценностей своих сотрудников и команды — это очень важно, и здорово, что модель это учитывает, — считает Кирилл Кузьмичев, заместитель главного врача УКБ №4, Сеченовский университет. — Мы научились формулировать ценности организации, но также необходим механизм проверки: как мы поймем, что сотрудники знают эти ценности, как именно они их понимают и разделяют ли их, откликаются ли они их личным ценностям».

В апреле состоялся круглый стол, посвященный обсуждению финальной версии человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях, на котором эксперты отметили, что человекоцентричность — это не просто модный тренд, а необходимость в новых условиях рынка труда, которая помогает снизить текучесть кадров, повысить удовлетворенность сотрудников и улучшить финансовые показатели клиник и, как следствие, повышает качество оказания медицинской помощи пациентам. При этом критически важно, что высокое качество помощи пациентам обеспечивается заботой о тех, кто ее оказывает, а не принуждением к работе на пределе возможностей и жертвенности.

Полина Твилле

«Если человекоцентричность — это корпоративная ценность, то сотрудники должны ощущать ее в первую очередь на себе, — уверена Полина Твилле, научный сотрудник Лаборатории ЧИЛ и проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения». — Нельзя требовать человекоцентричности по отношению к пациентам, если сотрудники сами ее не чувствуют».

Альбина Лещева

«Мы внедряем человекоцентричные практики уже четвертый год, и могу с уверенностью сказать: это влияет и на экономику. Например, текучесть кадров — колоссальная статья расходов, и человекоцентричность помогает ее сократить», — подчеркнула Альбина Лещева, основатель и CEO клиники нового поколения «Лейб-Медик».

Планируется, что модель не только станет основой для оценки человекоцентричности по отношению к персоналу, но и будет сопровождаться перечнем инструментов и практик, направленных на улучшение управления персоналом в клиниках.

Екатерина Михайлова

«Вторым блоком человекоцентричной модели управления в сфере здравоохранения должны стать сформированные на основе опросов инструменты для руководителей медицинских организаций», — говорит Екатерина Михайлова, заместитель главного врача по кадрам Краевой клинической больницы Красноярска.

Данная тема активно разрабатывается Лабораторией ЧИЛ в рамках проекта «Прикладные решения Концепции человекоцентричного руководителя и лидера в системе здравоохранения».

Оксана Семеновских

«Важно не только провести измерения, но и дать инструменты, а затем, после внедрения инструментов, повторно опросить ту же аудиторию. Это позволит понять, что удалось изменить, каких результатов достигли, как изменились показатели», — предположила Оксана Семеновских, бизнес-консультант, эксперт по HR, развитию лидеров, команд и компаний.

Следующий этап — масштабная апробация Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения в ведущих медицинских организациях России. Для валидации разработанного инструмента было заключено соглашение о научном сотрудничестве с Национальной ассоциацией управленцев сферы здравоохранения. В результате партнерства к апробации Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения планируется привлечь респондентов — сотрудников государственных и частных медицинских организаций.

Алексей Кошель

«Обеспечение человекоцентричного подхода в сфере здравоохранения, пожалуй, самая важная на сегодня задача, которая наряду с обновлением материально-технической базы лечебных учреждений позволит завершить работу над созданием нового лица современной российской медицины. Уверен, что наши эксперты из Лаборатории ЧИЛ НИУ ВШЭ, основываясь на своем богатом опыте разработки подобных проектов, помогут выработать необходимые дальнейшие шаги для развития сферы здравоохранения. Конечно, вспоминая классика, работа посвящена именно кадрам, что считаем наиболее приоритетным», — прокомментировал проректор НИУ ВШЭ Алексей Кошель.

Человекоцентричность — это путь к устойчивому развитию здравоохранения. Она объединяет науку, практику и ценности, создавая среду, где сотрудники чувствуют себя значимыми, а пациенты получают качественную помощь. Разработки Лаборатории ЧИЛ призваны предоставить медицинским организациям инструмент для лучшего понимания потребностей персонала, что крайне важно для формирования человекоцентричной кадровой политики, в центре которой будут реальные интересы сотрудников.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики

Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»

Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.