• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зависит от преподавателя, но ответственность — на студенте

Кажется, любому понятно, для чего люди стремятся получить высшее образование. А может, действительно это лишь кажется, что все ясно, подумали мы и спросили у студентов — посетителей портала ГУ-ВШЭ и портала «Экономика. Социология. Менеджмент», зачем, собственно, они учатся.

Прагматика и романтика

Посетители образовательного портала оказались прагматичны — учатся они, потому что думают, что только так смогут найти хорошую работу. Хотя и любопытство им не чуждо — 41% респондентов на портале «Экономика. Социология. Менеджмент» ответили, что им интересно узнавать новое. Мотивы получения новых знаний и поиска хорошей работы практически одинаково важны в качестве стимулов к учебе для студентов Вышки.

Я учусь, потому что... портал ГУ-ВШЭ портал "Экономика. Социология. Менеджмент"
получив знания, смогу найти хорошую работу56,0%49,9%
мне интересно узнавать новое57,5%41,1%
мне интересно с людьми, с которыми встречаюсь в университете43,6%21,1%
по инерции14,2%6,9%
так сложилось (все вокруг учатся; родители настояли; ничего другого в голову не пришло)11,3%9,5%
сам(а) не знаю почему5,5%3,5%

Все зависит от преподавателя...

И хотя половине опрошенных студентов учиться интересно, они отмечают, что интерес этот во многом зависит от преподавателя. Так считают 37% студентов Вышки и 53,5% тех, кто отвечал на опрос на образовательном портале. Полезность лекций, по мнению наших респондентов, еще больше зависит от преподавателя. Больше двух третей студентов считают, что лекции нужны, только если лектор интересно рассказывает. В противном случае содержание лекций проще изучить самостоятельно.

...Но все зависит и от меня

Несмотря на то, что студенты возлагают на преподавателей ответственность за интересность учебы, ответственность за усвоение знаний они целиком взваливают на себя. Четыре пятых всех ответивших обладают внутренним локусом контроля.

Практика, лекции... Каникулы!

Из всех форм занятий наши респонденты предпочитают семинары и практические занятия, а также интересные лекции. Мало кто любит писать эссе или оставаться один на один с преподавателем. А 8% студентов ГУ-ВШЭ и 12,8% студентам прочих вузов вообще больше всего нравятся каникулы.

Какая форма занятий нравится больше всего?портал ГУ-ВШЭ портал "Экономика. Социология. Менеджмент"
Семинары и практические занятия — когда что-то обсуждаем или делаем совместно47,6%35,4%
Лекции - когда интересно слушать преподавателя28,4%34,9%
А мне больше всего нравятся каникулы8,0%12,8%
Самостоятельная работа (написание эссе, домашние задания...)6,5%5,1%
Индивидуальные консультации с преподавателями5,5%6,6%
Лекции — когда сижу далеко и могу пообщаться с соседями0,7%3,3%

Учиться трудно, интересно, скучно

Как мы видим, студенты Вышки не слишком отличаются от студентов других вузов мотивами в получении образования и предпочтениями по формату обучения. Но отличаются они тем, что им в два раза реже учиться скучно, и тем, что среди вышкинцев практически нет тех, кому учиться слишком легко.

   Учиться в вузе... портал ГУ-ВШЭ портал "Экономика. Социология. Менеджмент"
по-разному — зависит от предмета и преподавателя37,1%53,5%
почти всегда интересно22,5%18,2%
всегда интересно10,2%11,5%
трудно — в меня пытаются вложить слишком большой объем знаний9,8%5,6%
трудно — в меня пытаются вложить вроде бы не очень нужные мне знания8,4%8,4%
скучно5,8%10,1%
для меня слишком легко0,7%3,5%

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Опрос проводился с 15 по 24 февраля (На все вопросы можно было выбрать несколько вариантов ответов).

Результаты опроса на портале ГУ-ВШЭ

Результаты опроса на Образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент»

Вам также может быть интересно:

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске «Европейского журнала высшего образования». Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.