• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ будет состоять из «больших» факультетов

А они, в свою очередь, из департаментов, научных институтов и центров и профессиональных школ. Образовательные программы будут автономны от департаментов. 

Весной 2014 года Высшей школе экономики предстоят структурные изменения. В университете создаются «большие» факультеты, которые будут отвечать за реализацию образовательных программ. В состав факультетов войдут департаменты, их разновидности — школы, а также профильные научно-исследовательские центры и подразделения дополнительного образования. Новая структура университета стала частью дорожной карты повышения международной конкурентоспособности ВШЭ, утвержденной Правительством России в конце прошлого года.

О новой структуре на заседании Ученого совета ВШЭ 7 февраля рассказал ректор Ярослав Кузьминов.

Что представляют собой «большие» факультеты

Это аналоги институтов (высших школ), из которых состоят многие университеты мира, а в последнее время — и часть российских университетов. Фактически речь идет не об укрупнении действующих факультетов и отделений (на их базе будут созданы департаменты), а об объединении их в предметные кластеры. Термин «факультет», а не «институт», решено использовать, чтобы избежать путаницы: в НИУ ВШЭ много научно-исследовательских институтов и институтов дополнительного образования.

«Большие» факультеты, состоящие из департаментов, будут управлять образовательными программами

«Большие» факультеты, состоящие из департаментов, будут управлять образовательными программами. При этом программы организационно не связаны с департаментами (в отличие от традиционной схемы, когда программа в значительной степени находится в ведении кафедры), а руководители программ заинтересованы в накоплении репутации и в рациональном использовании ресурсов, а не в том, чтобы «у каждого доцента была нагрузка».

Первый «большой» факультет в Вышке уже де-факто есть — факультет экономики. Создание второго «большого» факультета — коммуникаций, медиа и дизайна — было одобрено членами Ученого совета 7 февраля. Он организуется на базе факультета медиакоммуникаций, факультета дизайна и отделения интегрированных коммуникаций. Возглавит новый факультет профессор журналистики Андрей Быстрицкий.

Что представляют собой департаменты

Это подразделения, объединяющие более крупные академические сообщества, чем существующие в рамках кафедр, и предоставляющие преподавателям больше академической свободы. Однако переход к департаментам вовсе не означает, что все кафедры должны быть упразднены — окончательные решения принимаются на местах. И если на факультете экономики в структуру департаментов кафедры все же были оставлены, то на новом факультете коммуникаций, медиа и дизайна их не будет. Кафедры целесообразно сохранять, например, если они отвечают за преподавание крупных курсов на нескольких факультетах.

Если в прежней структуре ВШЭ каждый факультет, каждая кафедра по определению были заинтересованы в том, чтобы открывать образовательные программы, увеличивая нагрузку, а значит, и штат своих сотрудников, то у департаментов просто нет таких полномочий. Их дело – научное и кадровое развитие.

Принципиальное отличие департамента от кафедры в том, что он объединяет значительно более широкий круг ученых, а значит — стимулирует выход каждого за рамки узкой традиции. В то же время носителям таких традиций никто не мешает объединяться — создавать исследовательские группы, советы, научные семинары. Просто они уже не связаны административной рамкой, а значит, объединения будут существовать лишь в тех пределах, где люди интересны друг другу, где им есть чего нового сказать. Другими словами, это преодоление формальных перегородок в науке и преподавании — когда ты являешься доцентом общей социологии, а исследовательские интересы увели тебя, скажем, в философию. Но на кафедре философии нет мест… Департаментская структура снимает такие ограничения, именно поэтому она победила практически во всем мире.

И еще один фактор. У департаментов, строго говоря, собственных образовательных программ нет. Образовательная программа имеет отдельное управление (хотя декан и может назначить ее руководителем профессора определенного департамента). Если в прежней структуре ВШЭ каждый факультет, каждая кафедра по определению были заинтересованы в том, чтобы открывать все новые образовательные программы, увеличивая нагрузку, а значит и штат своих сотрудников, то у департаментов просто нет таких полномочий. Их дело – научное и кадровое развитие. У департаментов будет два основных показателя деятельности: научная репутация (публикации и индексы цитирования — главные, но не единственные показатели) и востребованность членов департамента как преподавателей. Вполне можно представить, что ведущие ученые департамента могут иметь небольшую педагогическую нагрузку (как их коллеги на Западе), а те, кто не может похвастаться хорошими публикациями, — большую. Но создавать нагрузку под себя департаменты не смогут.

По мнению Ярослава Кузьминова, университету больше не нужно «раздувать» образовательную нагрузку и увеличивать текущие образовательные обязательства. Переход к «дуальному» управлению — департаменты и образовательные программы — позволит уйти от «затратной экономики» вышкинских факультетов. Пока мы воспроизводили, по существу, советскую модель хозяйствования, когда кафедры и факультеты получали подавляющую часть своих ресурсов с университетского уровня и не были заинтересованы в экономии ресурсов. Руководители образовательных программ получат возможность приглашать внешних преподавателей, если они не удовлетворены качеством коллег по университету.

Впрочем, будут и исключения из правил — некоторые департаменты получат полномочия непосредственного управления своей образовательной программой. Такие департаменты будут называться школами. Например, в структуре факультета коммуникаций, медиа и дизайна создается Школа дизайна. Причина — в особенностях образовательной и производственной деятельности дизайнеров, предполагающих непосредственное соединение в одном коллективе проектной и образовательной компоненты, а следовательно и более высокую степень автономии.

Какие еще изменения предстоят

Все эти преобразования совпадают с переходом университета на обновленные образовательные стандарты (ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право разрабатывать оригинальные стандарты, отличные от ФГОС), предусматривающие значительное сокращение аудиторной нагрузки. Так принято в ведущих университетах мира, где минимум в полтора раза меньше контактных часов, но гораздо больше консультаций, самостоятельной работы и ответственности студентов. Чтобы реализовать обновленные стандарты, будет увеличено число учебных ассистентов, которые помогают преподавателям (консультируют студентов, проверяют письменные работы); к руководству студентами, научным практикам, проведению научно-учебных семинаров будут активнее привлекаться сотрудники научно-исследовательских структур ВШЭ.

Чтобы реализовать обновленные стандарты, будет увеличено число учебных ассистентов, которые помогают преподавателям

В течение ближайших двух-трех лет нам предстоит серьезная работа по развитию кадрового состава ВШЭ. Коллега ценен для университета и как исследователь, и как преподаватель. Он вносит вклад в репутацию университета, если он ведет исследования и публикуется и (или) если он любим студентами, что подтверждается результатами студенческих голосований. Понятно, что преподаватели, популярные у студентов, будут в наибольшей степени востребованы руководителями образовательных программ. Сегодня академические надбавки получают 40% наших коллег, надбавки лучшим преподавателям — еще 40% (частично эти множества пересекаются).

Те же, кто не соответствует высоким профессиональным требованиям, должны повышать свой уровень — или покидать университет. При этом исключительно важно, по мнению ректора, чтобы ВШЭ не потеряла тех коллег, которые просто нуждаются в помощи, но готовы справляться с задачей своего профессионального роста. Поэтому один из ключевых элементов программы развития Вышки — это повышение квалификации преподавателей, поддержка «научного письма» на иностранных языках и включение привычных для них научных журналов в международные базы знаний.

Борис Старцев, Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.

Вышка стягивается к центру

В текущем году многие студенты и сотрудники Высшей школы экономики в Москве сменят адреса учебы и работы.  Вместо некоторых корпусов в удаленных районах университет получит здания в центре. Кроме того,  подразделения факультетов, разбросанные сейчас по разным частям города,  переедут поближе друг к другу. Это позволит преподавателям и студентам тратить меньше времени на дорогу.

Для современных выпускников общий уровень культуры важен не меньше, чем профессиональные знания

22 января состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и других руководителей университета со студентами и преподавателями факультета компьютерных наук. Участники встречи, в частности, узнали, зачем IT-специалисту изучать историю и английский язык и какие дополнительные занятия студентов по интересам будет финансировать университет.

2015 год: больше студентов, новых программ и онлайн-курсов

25 декабря Ученый совет НИУ ВШЭ подвел итоги учебно-методической деятельности университета за прошедший год. Предлагаем вам самые интересные цифры и факты из доклада проректора Сергея Рощина.

«Нам важно превратить Вышку в исследовательский университет мирового уровня»

7 декабря открылось шестое заседание Международного консультативного комитета НИУ ВШЭ. Ведущие мировые эксперты в сфере науки и образования обсуждают достижения и проблемы университета и его задачи на ближайшие годы. По итогам двухдневных дискуссий члены комитета сформируют рекомендации по корректировке основных направлений развития.

Вышка едет в регионы

10 октября в тамбовском лицее № 14 состоялся день Вышки. Преподаватели университета рассказали об образовательных программах бакалавриата и провели мастер-классы по экономике, компьютерным наукам, иностранному языку и другим дисциплинам. 19 октября День Вышки пройдет в Кургане, 14 ноября — в Ставрополе. Для школьников региональные мероприятия ВШЭ — это возможность не только получить информацию о Высшей школе экономики, но и узнать о современном состоянии наук, определиться с выбором будущей профессии и вуза.