• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеКак провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

Майкл Фуллан
Майкл Фуллан
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Майкл Фуллан — самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий. Он известен и как реформатор-практик: ему и его коллегам канадская провинция Онтарио обязана большим прогрессом школьников в международном сравнительном исследовании качества образования PISA. Их результаты — лучшие в Канаде. Несмотря на большое количество в школах этой провинции детей мигрантов, разрыв между самыми высокими и самыми низкими результатами минимален. Реформы, проведенные командой Майкла Фуллана в Онтарио, были высоко оценены Организацией экономического сотрудничества и развития.

Доклад Майкла Фуллана на семинаре был посвящен опыту реформ в Канаде. Анализируя их, ученый выявить ряд принципов, универсальных для управления образованием в любой стране.

В начале 2000-х годов система образования провинции Онтарио переживала тяжелый кризис. Данные международных сравнительных исследований показывали, что большая доля выпускников местных школ не способна адекватно воспринимать тексты, грамотно писать и производить элементарные вычисления. Еще одной проблемой было большое количество ребят, покидающих школу, не завершив обучения на последней ступени. В 2003 году Майкл Фуллан и его коллеги, среди которых был известный британский реформатор образования, член Международного консультативного комитета ВШЭ Майкл Барбер, взялись исправить ситуацию. Стоит отметить, что в Канаде реформирование системы общего образования в отдельно взятом регионе имеет смысл из-за его широкой автономии.

Планирование реформ меньше, чем на пять лет, приводит к тому, что школы начинают подделывать отчетность. Ни в коем случае не назначать виноватых и не создавать ажиотаж вокруг реформ.

Прежде всего, команда Майкла Фуллана проанализировала опыт реформ в США и Великобритании. Обе страны не так давно столкнулись со сходной ситуацией и провели серию преобразований, результаты которых оставляли желать лучшего. Анализ британского опыта позволил выявить две ошибки, которые ни в коем случае нельзя совершать. Прежде всего, это поиск виновных — превращение исследований, равно как и преобразований, в способ наказать тех, кто, как кажется, плохо работает. Страх перед «наказаниями» немедленно приводит к тому, что школы начинают подделывать результаты исследований и создавать видимость реформаторской деятельности. И второе: не стоит заранее сообщать прессе о целях, которые предполагается достичь к определенному сроку. Это создает вокруг преобразований ситуацию ненужного ажиотажа.

Анализ американского опыта показал, что в США было проведено немало любопытных исследований, однако их результаты так и не были учтены на практике.

Обычная ошибка всех реформаторов, по мнению Майкла Фуллана, состоит в том, что цели стратегии никак не разъясняются учителям и директорам школ. В результате то, что декларируется, не удается реализовать в жизни.

Майкл Фуллан и его коллеги пришли к выводу, что ключевая стратегия для улучшения образовательных результатов состоит из нескольких составляющих. Нужно создать единые цели и стандарты для всех школ, усилить горизонтальные связи и сотрудничество между учителями внутри школы, усилить сетевое взаимодействие по обмену лучшими практиками между школами. Вся статистика, связанная с образованием, должна быть открытой, чтобы по материалам сайта любой школы можно было понять, как она выглядит на фоне других и что в ней изменилось за последние несколько лет. Кроме того, большое внимание было уделено подготовке детей 4-5 лет к школе. Сейчас в провинции Онтарио практически 100% детей в возрасте 4-5 лет занимаются по программам дошкольного образования, в 2003 году этот показатель составлял около 25%.

Нужно поощрять развитие горизонтальных связей между школами, не торопиться с децентрализацией — пока школы не начнут развивать сотрудничество между собой сами, к автономии они не будут готовы.

Команда Майкла Фуллана поставила себе задачу работать с каждой школой. Прежде всего, специалисты приходили в школы и убеждали директоров и учителей посмотреть, чему они могут научить друг друга. Для этого директорам и учителям рассказывали об успешном опыте взаимодействия внутри педагогических коллективов в других странах, на примерах поясняли, как это можно организовать. Когда сотрудничество внутри школы удавалось наладить, можно было начинать обмен лучшими практиками между школами. Сначала инициатива исходила от реформаторов. После появления первых обнадеживающих результатов сами школы стали отслеживать, где происходит что-то полезное, организовывать встречи, обмен опытом в разных формах.

Одно из важных достижений команды Фуллана — сокращение количества детей, покидающих старшую ступень школьного образования, не доучившись. Были составлены списки детей, бросивших учебу по тем или иным причинам, разосланы в школы, и каждой школе были выделены дополнительные средства на то, чтобы отыскать этих ребят, выяснить, почему они ушли из школы, и убедить их вернуться и доучиться. В большинстве случаев это сделать удалось.

Какие выводы Майкл Фуллан предлагает сделать из своего опыта?

Планирование реформ меньше, чем на пять лет, приводит к тому, что школы начинают подделывать отчетность. Ни в коем случае не назначать виноватых и не создавать ажиотаж вокруг реформ. Нужно проводить изменения одновременно и систематически, целенаправленно работать со школами, учителями и директорами. Нужно поощрять развитие горизонтальных связей между школами, не торопиться с децентрализацией — пока школы не начнут развивать сотрудничество между собой сами, к автономии они не будут готовы. Кроме того, образование должно осуществляться в рамках единых стандартов, иначе сразу же усиливается неравенство.

Участники семинара пришли к выводу, что «канадский рецепт» звучит довольно тривиально, однако на практике реализовать его не так просто. Об этом свидетельствует весь противоречивый опыт российских реформ в области образования.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Лицей ВШЭ занял 5-е место в рейтинге лучших школ России

Московский центр непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки России подготовил перечень 500 лучших школ России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2016–2017 учебном году. В общем рейтинге Лицей НИУ ВШЭ занял 5-е место, поднявшись на 5 пунктов вверх по сравнению с результатом прошлого года (10-е место).

Более половины выпускников лицея продолжат учиться в Вышке

Самыми популярными вузами у выпускников лицея этого года оказались Вышка, МГУ, МГИМО, Финансовый университет и РЭУ им. Плеханова. При этом практически каждый второй продолжает выбирать для дальнейшего обучения Вышку. В текущем году студентами этого университета стали 388 человек, или 54,7% от общего числа выпускников (709).

Школа № 2095 «Покровский квартал» заняла III место в рейтинге «Эксперт РА»

Рейтинг показывает, какие школы готовят больше всего студентов для лучших вузов России.

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

30%

тех, кто ушёл из школы после 9 класса, спустя четыре года сказали, что если бы сейчас у них была возможность поменять своё решение, они бы доучились до 11 класса. Такие данные получены в ходе очередной волны панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» осенью 2016 года.

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

169

педагогов из московских школ, входящих в Распределенный лицей ВШЭ, прошли стажировку в Лицее ВШЭ и поучаствовали в семинарах по обществознанию, теории познания и проектной деятельности в 2016-2017 учебном году.

2792

заявки на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ были приняты от абитуриентов в 2017 году. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе.

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.