• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На Курсере появились первые выпускники Вышки

29 апреля на Курсере завершился онлайн-курс «Финансовые рынки и институты» — первый из подготовленных для этого проекта Высшей школой экономики. Программа курса, разработанного ординарным профессором ВШЭ Николаем Берзоном, была рассчитана на девять недель, и до финишной черты из 16 тысяч стартовавших добрались две тысячи слушателей.

Курс Николая Берзона тематически был разделен на три основных блока. Сначала рассматривались вопросы, связанные с текущим состоянием финансовых рынков, их развитием и будущим. Второй блок был посвящен финансовым институтам, функционирующим на рынках. А завершался курс рассказом об основных финансовых инструментах — как обычных (акции и облигации), так и гибридных.

Формат Курсеры требует от преподавателя нового способа организации занятий. Вряд ли у интернет-слушателей хватило бы терпения и времени смотреть двухчасовую трансляцию лекции. Поэтому каждая лекция, подготовленная Николаем Берзоном, состояла из нескольких фрагментов по 8-12 минут. Смотреть их можно было не все сразу, а последовательно — когда слушателю было удобно. Кроме того, в каждое видео встроен квиз (quizz) — вопрос на понимание. Выглядит это так: на третьей-четвертой минуте видеозапись останавливается, и на экране появляется вопрос, на который нужно ответить. Правильным был ответ или нет, слушатель узнает сразу же и может продолжать просмотр лекции.

«На обычном занятии я могу в спокойном темпе рассказывать студентам тему и по ходу дела отвечать на их вопросы, видеть их реакцию, вовремя замечать, что им ясно или нет, а вот здесь такой обратной связи не было, — говорит о различиях онлайновых и офлайновых лекций профессор Берзон. — Занятие необходимо было очень четко структурировать. При этом я не мог отвлечься, прекратить свою речь и даже резко повернуть голову, потому что меня снимала камера. Это было весьма непривычно и нелегко. В университете я не читаю классических лекций, все мои занятия похожи на беседу или обсуждения, но здесь я не ощущал контакта со слушателями — были только я и объектив камеры».

Для налаживания обратной связи был открыт специальный форум, на котором все желающие могли задать лектору интересующие их вопросы. Вопросов оказалось так много, что Николай Берзон решил организовать очную встречу с наиболее активными слушателями. На нее пришли около 100 человек, кроме того с нее велась онлайн-трансляция. «Мне задавали множество вопросов, правда, на все ответить не удалось — каждый вопрос тянул за собой цепочку других, — поясняет лектор. — Однако встреча также была ценна тем, что слушатели смогли очно пообщаться со мной, а я — увидеть тех, кому интересен мой курс».

По итогам каждой из девяти недель обучения слушатели сдавали тест. Структура теста, количество и форма заданий в нем, определяются самим лектором, но вопросы, разумеется, охватывают весь представленный за неделю материал. Тест полностью компьютеризирован, ответы проверяются автоматически — когда имеешь дело с тысячами студентов (а на курс Николая Берзона первоначально записались более 16 тысяч человек), проверить, а тем более прокомментировать все ответы вручную просто невозможно.

Система оценивания результатов тестов также определяется автором курса. Профессор Берзон предложил своим слушателям достаточно мягкий вариант: на выполнение каждого теста отводились три попытки, и засчитывалась в итоге самая удачная из них. Финальная оценка складывалась по накопительной системе.

Все девять тестов выполнили около двух тысяч человек — больше 12 процентов от начального числа слушателей. Этот показатель немного превышает средний по Курсере. Как показывает практика, курсы до конца проходят от 5 до 15 процентов записавшихся на них. Не секрет, что низкий коэффициент «дожития» служит одним из главных аргументов критиков массовых образовательных онлайн-курсов. Но важно понимать, что, во-первых, на таких курсах нет входного порога (вступительных экзаменов «абитуриенты» не сдают), а, во-вторых, низкие относительные показатели компенсируются высокими абсолютными.

Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций. Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя

Берзон Николай Иосифович
ординарный профессор ВШЭ

Среди слушателей курса «Финансовые рынки и институты», основную долю которых составили уже работающие по профессии выпускники, в то же время оказалось немало студентов. У них есть возможность посещать занятия Николая Берзона «вживую», поступив в Вышку. Профессор преподает и в бакалавриате, и в магистратуре, и на программах дополнительного образования ВШЭ.

«Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций, — говорит Николай Берзон. — Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя».

Марат Рахимов, студент 1 курса магистратуры факультета медиакоммуникаций, практикант новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Онлайн-специализация НИУ ВШЭ «Advanced Machine Learning» получила награду от Coursera

Англоязычная специализация «Advanced Machine Learning», созданная Вышкой в партнерстве с Яндексом, стала первым в России онлайн-курсом, который получил премию «Outstanding Educator Award» от глобальной платформы Coursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».

5 лет курсам НИУ ВШЭ на Coursera

24 февраля 2014 года на платформе онлайн-образования Coursera был запущен первый курс НИУ ВШЭ. Наряду с СПбГУ и МФТИ, Вышка была одним из первых российских вузов, разместивших свои курсы на этой платформе. Сейчас по количеству курсов ВШЭ входит в десятку университетов-лидеров, предлагая слушателям на Coursera 91 курс, число подписок на которые составляет 1,6 млн.

Вышка ведет запись на 7 новых онлайн-курсов

Пять из них стартуют на Национальной платформе открытого образования осенью. Обучение на еще двух — англоязычных, на платформе Coursera — начнется в ближайшее время.

На Coursera к запуску готовы несколько новых курсов преподавателей Вышки

В конце марта-апреле Высшая школа экономики разместит на международной платформе онлайн образования Coursera пять новых курсов — по межкультурной коммуникации, машинному обучению, компьютерному зрению, семантике и стохастике.

К своему четырехлетию на Coursera Вышка подготовила несколько новых курсов

В конце зимы и начале весны Вышка разместит на Coursera еще несколько новых курсов — по психологии, компьютерному анализу языка, экономике, медиа и международным отношениям.

В феврале начинаются новые онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и платформе «Открытое образование»

В феврале-марте на международной платформе онлайн-образования Coursera и российской Национальной платформе открытого образования стартуют сразу несколько новых курсов — по теории коммуникаций, психологии, физике, digital маркетингу, риск-менеджменту и правовым вопросам экстраординарных сделок.

ВШЭ запустила две новые специализации в области компьютерных наук на Coursera

Специализации Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science и Advanced Machine Learning — англоязычные. Обе создавались при участии компании Яндекс, а специализация Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science — также при участии Университета Калифорнии в Сан-Диего.

В онлайн-образовании настало время аналитики

10–11 октября в Вышке пройдет международная конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit — 2017. В преддверии конференции об особенностях исследований онлайн-обучения, о тенденциях его развития в России, в мире и в Высшей школе экономики рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

1 миллион слушателей записались на онлайн-курсы ВШЭ на Coursera

Количество слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ на Coursera, одной из самых популярных международных образовательных платформ, достигло 1 миллиона пользователей. При этом географическое местоположение слушателей охватывает почти весь мир — курсы Вышки изучают почти в 200 странах.

Coursera: «Более 70% пользователей онлайн-курсов Вышки находятся за пределами России»

Делегация образовательной платформы Coursera, представленная Инессой Роман-Погоржельской — региональным менеджером Coursera, Нейтоном Хайтом — менеджером по работе с корпоративными партнерами и Александрой Урбан — специалистом по онлайн-педагогике, впервые посетила НИУ ВШЭ и встретилась с проректором университета Сергеем Рощиным, директором по онлайн-обучению Евгенией Кулик и сотрудниками дирекции по онлайн-обучению. В ходе визита стороны обсудили стратегию развития Coursera и дальнейшее сотрудничество Вышки с онлайн-платформой.