• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему можно поучиться у «Тотального диктанта»?

20 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ пытались разобраться в секретах популярности «Тотального диктанта». Как получилось, что скромный проект новосибирских студентов за десять лет превратился в грандиозное общественное явление и даже систему дополнительного образования в сфере русского языка?

Фото Никиты Бензорука

Фото Никиты Бензорука

Проект начинался как шутка: в 2004 году студенты-филологи Новосибирского государственного университета решили провести диктант для студентов разных факультетов и посмотреть, сколько ошибок сделают математики и физики. Желающих поучаствовать оказалось 150 человек, и с каждым годом проект расширялся: сначала в масштабах вуза, потом города, страны и мира. Сейчас «Тотальный диктант» по масштабу сравним с ЕГЭ: в 2014 году его писали 62800 человек в сотнях городов и десятках стран мира.

Появились курсы подготовки к диктанту, в ближайшее время будут разработаны массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), каждый год проводится научная конференция. При этом проект реализуют волонтеры, штатных организаторов — 4 человека, финансовая поддержка — только за счет спонсоров, размещающих рекламу в аудиториях для диктанта.

Хотя на традиционных семинарах Института образования ВШЭ доклады нередко подвергаются критике, на этот раз тон обсуждения был на удивление благодушным. Участники семинара, да и сам докладчик — один из основателей и идеолог проекта Егор Заикин — пытались определить, в чем секрет успеха проекта.

«Тотальный диктант» — это не образовательное, а пиар-мероприятие, «чистой воды пропаганда»

По мнению Егора Заикина, «Тотальный диктант» — это не образовательное, а пиар-мероприятие, «чистой воды пропаганда». Образовательный эффект, когда люди написали диктант, а потом некоторые из них проанализировали свои ошибки, стремится к нулю. Зато возникает грандиозный медиа-эффект: две недели подряд все говорят о русском языке, обсуждают художественные достоинства предложенного текста, рациональность постановки запятой в том или ином месте и прочее.

Благодаря «Тотальному диктанту» люди начинают хотеть учиться

Докладчик сослался на одну из публичных лекций научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, выдвинувшего тезис о том, что одна из задач образования — повысить мотивацию людей к получению образования, проще говоря — сделать так, чтобы они сами захотели учиться. Только так можно поднять образование на качественно иной уровень. И благодаря «Тотальному диктанту» люди «начинают хотеть учиться» — ходить на курсы, изучать самостоятельно правила русского языка, чтобы через какое-то время повысить свой уровень грамотности.

«Тотальный диктант» был и остается исключительно общественным проектом, и чиновники участвуют в нем как частные лица (например, в Ненецком автономном округе координатором проекта является помощник губернатора). Вовлечение известных людей в проект тоже происходит на безвозмездной основе. Например, в 2010 году Борис Стругацкий написал текст для диктанта после того, как к нему за этим обратились студенты Новосибирского университета. Организаторы, впрочем, ждали поддержку от государства: в этом году Минобрнауки России пообещало выделить средства на научную конференцию по итогам диктанта, но так и не выделило.

Около 80-90 процентов публикаций в СМИ о ЕГЭ негативные, а при освещении «Тотального диктанта» — сплошь позитив

 

По мнению директора Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, если бы эта инициатива исходила от государства, эффект был бы прямо противоположный. Не случайно, как заметила директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, около 80-90 процентов публикаций в СМИ о ЕГЭ негативные, а при освещении «Тотального диктанта» — сплошь позитив. В официальной системе управления образованием самые «живые» проекты легко превращаются в «мертвые», а тут все наоборот — образовательная практика с каждым годом развивается и заинтриговывает все больше людей.

Проект реализуется неформально, без какого-либо административного давления, когда никто никого никуда не тянет. Как сказала организатор «Тотального диктанта» Ольга Ребковец, используя непривычную для собравшихся экспертов молодежную лексику, «нам больше всех нужно, нам интересно делать дело, от которого, нас, простите, «прет» и которым мы можем заражать других. Мы простые бывшие студенты, мы развиваем «Диктант», растем вместе с ним и приглашаем людей, которым хочется того же». Важно, что инициатива не только негосударственная, но и немосковская, то есть отсутствует и властная вертикаль, и социокультурная: столичные проекты могут вызвать отторжение в регионах, а региональные, напротив, воспринимаются позитивно.

Русский язык — единственная общая ценность, которая осталась у людей, разделенных географически, с разными социальными статусами и разными профессиями

Для одних людей участие в «Тотальном диктанте» — это вызов себе («пойду и напишу»), для других — флешмоб («прийти вместе со всеми и сделать что-нибудь прикольное»), для третьих — ностальгия по школьным и студенческим годам. Есть и такой фактор, как проявление патриотизма, о котором говорят с высоких трибун, — любви к родному языку, к своей стране. Перед «Тотальным диктантом» все равны, нет предпочтения для каких-либо возрастных групп — в нем участвуют все, «от пионеров до пенсионеров», и для каждого проект привлекателен по-своему. Егор Заикин считает, что проект воспринимается позитивно еще и потому, что русский язык — единственная общая ценность, которая осталась у людей, разделенных географически, с разными социальными статусами и разными профессиями. Даже в Бейруте писать диктант приходят несколько десятков человек.

Парадокс в том, что «Тотальный диктант» — это не «компетентностная» олимпиада, не какая-нибудь оригинальная форма тренингов, а самая традиционная, даже очень «кондовая» форма проверки знаний, считает Сергей Косарецкий. Диктант — от слова «диктат», да еще и тотальный (а это понятия, считающиеся несовместимыми с современным образованием), вдруг стал живым и эффективным. При этом «Тотальный диктант» стал нетрадиционной формой образования — так называемым edutainment (образование + развлечение), что особенно актуально в контексте обсуждения проекта Концепции дополнительного образования детей и подростков, в разработке которой принимают участие специалисты Института образования ВШЭ.

Так что традиционной системе образования, испытывающей явную нехватку общественной инициативы, волонтерства и социального предпринимательства, есть чему поучиться у «Тотального диктанта».

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Тотальный онлайн

4 апреля Тотальный диктант вместо традиционной акции проведёт семичасовой лекционный марафон. На этот раз не будет правил правописания (почти) – эксперты расскажут о живом русском языке.

Ярослав Кузьминов: «Преподаватель – публичная фигура даже в сети»

Ректор Высшей школы экономики прокомментировал полемику о высказывании Гасана Гусейнова.

Больше 1000 человек написали Тотальный диктант в Вышке

Чтобы проверить свою грамотность, 13 апреля в Высшую школу экономики пришли больше тысячи человек. В этом году университет выступил не только оффлайн-площадкой проекта, но и его стратегическим партнером: на Шаболовке и Старой Басманной разместился штаб акции.

В Вышке в седьмой раз напишут Тотальный диктант

13 апреля в 80 странах мира пройдет ежегодная образовательная акция Тотальный диктант, принять участие в которой может любой желающий, независимо от возраста и образования. В этом году Вышка является не только традиционной оффлайн-площадкой проекта, но и его стратегическим партнером.

723

человека приняли участие в акции «Тотальный диктант», проходившей на трех площадках ВШЭ в Москве.

Вышка зовет на «Тотальный диктант»

14 апреля на 3000 площадках по всему миру пройдет ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант». В Москве написать диктант можно будет в том числе в трех корпусах Высшей школы экономики. Вышка примет участие в акции уже в шестой раз.

1389

человек 8 апреля написали «Тотальный диктант» в аудиториях Высшей школы экономики в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. В этом году впервые одной из площадок диктанта стал Лицей НИУ ВШЭ.

Вышка приглашает написать диктант

8 апреля в НИУ ВШЭ пройдет акция «Тотальный диктант». Участники акции смогут проверить свои знания по русскому языку в корпусах университета в Москве, в Лицее НИУ ВШЭ, а также в кампусах Вышки в Санкт-Петербурге и Перми.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

При участии школы лингвистики запущен обучающий сайт «Верные слова»

Начал работу сайт с упражнениями по развитию письменной речи детей 7–13 лет «Верные слова», разработанный под руководством старшего преподавателя Школы лингвистики Анны Левинзон. Аудитория портала — учителя, подбирающие задания для индивидуальной работы со школьниками, дети на домашнем и семейном обучении и русскоговорящие дети, живущие в условиях ограниченной языковой среды.