• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевые компетенции формируются у детей благодаря играм и книгам

3 июня традиционный семинар Института образования ВШЭ был посвящен неформальному образованию. Профессор ВШЭ Катерина Поливанова рассказала, какие книги и мультфильмы интересуют современных детей и как игры по их мотивам дополняют школьное образование.

Катерина Поливанова и ее коллеги — аспирантка Психологического института Российской академии образования Елена Сазонова и исследователь рекрутингового агентства «Бигл» Марта Шакарова — провели несколько исследований, посвященных неформальному образованию детей и подростков.

Объектом одного из этих исследований были дошкольники от 3 до 7 лет. Для социализации в этом возрасте важна сюжетная игра по правилам, благодаря которой ребенок развивается умственно и эмоционально, учится понимать и принимать других людей. У дошкольников одинаково популярны два мультсериала — «Смешарики» и «Том и Джерри». Однако играют они только по мотивам «Смешариков», так как их увлекают сложные сюжеты и неоднозначные взаимодействия между большим количеством разных персонажей. Простые, однозначные отношения, как между Томом и Джерри, их волнуют меньше.

В «Смешариках» нет положительных и отрицательных героев — все хорошие, но в отношениях между ними легко возникают проблемы — как в обычной жизни, где, как правило, нет однозначного деления на героев и злодеев. Так, дети часто воспроизводят в играх сюжеты, связанные с персонажем по имени Нюша (розовая хрюшка, мечтающая стать принцессой), которая, например, в одной серии без каких-либо причин обижается на других героев.

По мнению авторов проекта, в возрасте от 3 до 7 лет дети испытывают интерес к сложному взаимодействию между разными людьми, который удовлетворяется в процессе сюжетной игры. Это помогает им формировать важные личностные компетенции, связанные с коммуникацией. Причем дети играют совершенно самостоятельно, без участия взрослых, которые часто не придают играм никакого значения.

Еще одно исследование было посвящено подросткам — учащимся 8-10 классов. Авторы изучили сообщения на нескольких крупных форумах, посвященных циклу романов «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, и опросили подростков, чем им интересны эти книги. Интерес именно к «Гарри Поттеру» обусловлен огромной популярностью этих романов — известно, что Джоан Роулинг добилась возрождения интереса детей к чтению во всем мире.

Взросление происходит не только в семье, детском саду и школе, как часто считают учителя и родители, а в неформальной деятельности, восполняющей пробелы и недостатки системы образования

Оказалось, подростков больше всего волнуют темы силы и бессилия, возможности и невозможности действовать. Мир книг Роулинг притягивает их простотой и однозначностью — условиями, в которых так легко проявить инициативу. Реальность отталкивает сложностью, отсутствием четких ориентиров, к тому же учителя и родители пытаются контролировать каждый шаг. Подростки чувствуют, что в такой обстановке действовать невозможно, и ощущают себя бессильными, неспособными что-либо изменить, проявить инициативу. Сопереживая героям книг, они примеряют на себя ситуации самостоятельного принятия решений, активного действия, победы или поражения.

То есть важные личностные компетенции в этом возрасте формируются при чтении, обсуждении книг и идентификации себя с их персонажами. «Гарри Поттер» дает хотя бы теоретическое представление о том, что значит принять решение, поступить на свой страх и риск, нести ответственность за возможные последствия.

Главный вывод обоих исследований заключается в том, что взросление происходит не только в семье, детском саду и школе, как часто считают учителя и родители, а в неформальной деятельности, восполняющей пробелы и недостатки системы образования. Катерина Поливанова считает, что такая ситуация характерна именно для современности — ведь раньше не было столь большого выбора художественных произведений. Впрочем, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Марина Пинская сочла это мнение спорным — и раньше дети много играли по мотивам популярных книг и фильмов.

Школа и родители не замечают многих потребностей детей, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. Эти потребности дети удовлетворяют благодаря неформальному образованию, самостоятельно приобретая необходимые в жизни навыки, играя в игры или читая литературу за рамками школьной программы. Об этой разновидности образования нельзя забывать, тем более что с развитием современных средств коммуникаций ее роль будет только расти.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.