• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К рейтингам вузов следует относиться без фанатизма

Директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин считает, что рейтинги позволяют идентифицировать самый верхний слой продвинутых вузов, но их полезность резко снижается при ранжировании вузов из средних строк.

Эффективность работы средней школы можно измерить, пусть даже очень грубо, с помощью стандартизированных тестов. Но ни в одной стране мира, и Россия не исключение, нет адекватных инструментов измерения эффективности университетов как образовательных учреждений. Результаты итоговых тестов могут служить таким инструментом лишь для некоторых специальностей, где есть большой процент формализованного знания, и это исключения из правила.

Поэтому приходится использовать разные хитрые трюки, чтобы по косвенным показателям оценить качество университета, например, его репутацию. Делаются попытки оценить качество профессоров: если они публикуют больше, значит, они сильнее как ученые, хотя вопрос о том, становятся ли они от этого сильнее как преподаватели, остается открытым. Если на одного преподавателя в университете приходится мало студентов, то мы думаем, что студент получит больше персонального внимания. Но это тоже не показатель — неизвестно, насколько эффективно персональное внимание для результатов образования. Если опрашивать студентов, нравится ли им учиться в университете, то никогда точно не знаешь, довольны они тем, что получают глубокие знания, или тем, что они там весело проводят время.

Среди всевозможных навигаторов высшего образования в США доминирует US News and World Report. Это огромный бизнес, который продает много книг каждый год, онлайн-навигатором пользуются тысячи и тысячи абитуриентов и их родителей. Причем базовый уровень услуг бесплатный, а за небольшую плату предоставляется более глубокая информация. Главная ценность навигатора — в предоставлении объективных данных об университетах: проходном балле, плате за обучение, статистике материальной помощи студентам, среднем размере учебной группы, проценте окончивших.

Рейтинги позволяют неплохо идентифицировать самый верхний слой самых продвинутых вузов. Они во многих случаях просто отражают ресурсы — финансовые, человеческие, репутационные, которыми обладает университет

Что же касается собственно рейтингов, то в США большинство людей не полагаются только на них. Их можно использовать, но только наряду с другой информацией. Тысячи американских абитуриентов лично посещают университеты и пытаются понять, хочется ли им там учиться или нет. В каждом университете проводятся регулярные туры для абитуриентов и родителей. Летом — ежедневно, даже по несколько раз в день.

Родители и абитуриенты точно знают одно: чем выше качество студентов, которых принимают в вуз, тем выше будет качество его выпускников. Это скорее самореализуемое пророчество — чем больше конкуренция за место в вузе, тем «круче» его брэнд и тем сложнее туда попасть. В условиях массового высшего образования рейтинговые механизмы работают все хуже и хуже. Скажем, на 91-м месте стоит в Америке University of Massachusetts-Amherst. Это замечательный университет, в чудном городе, и просто невозможно утверждать, что вы там получите образование хуже, чем в Принстоне, оказавшемся на 1-м месте. Все зависит от ваших целей, интересов и множества других факторов.

В России в последние годы регулярно выходят самые разные рейтинги вузов, и, конечно, много рейтингов лучше, чем один. Но, как и в других странах, эти рейтинги позволяют неплохо идентифицировать самый верхний слой самых продвинутых вузов. Они во многих случаях просто отражают ресурсы — финансовые, человеческие, репутационные, которыми обладает университет. И если уж его руководство не совсем бездарное, есть основания полагать, что больше ресурсов может означать более высокий уровень образования. Причем различия, к примеру, внутри первой десятки не стоит воспринимать слишком буквально. Но, к сожалению, полезность рейтингов резко понижается для среднего сегмента рынка, а это основная база нашего высшего образования.

Поэтому мой совет — рейтинги смотреть, но относиться к ним без фанатизма. Образование — это та вещь, которую берут, а не которую дают. От самого студента зависит 90 процентов его успеха или неуспеха.

Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ 

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стабильно входит в топ-3 российских вузов рейтинга THE

Высшая школа экономики четвертый год подряд является одним из лидеров российских университетов в рейтинге Times Higher Education, занимая 3 место. Среди мировых вузов ВШЭ представлена в диапазоне 301-350.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

ВШЭ второй год подряд возглавила рейтинг лучших российских университетов по версии Forbes

Вышка упрочила свое лидерство по сравнению с прошлым годом и увеличила отрыв от МГУ, МИФИ, МФТИ и других университетов. Как сообщает Forbes, этого удалось добиться за счет более высокого среднего балла ЕГЭ, лучшего соотношения числа преподавателей и студентов и более молодого кадрового состава. В этом году ВШЭ также стала лидером и по итогам опроса работодателей.

ВШЭ улучшила академическую репутацию в рейтинге QS

Высшая школа экономики выросла в институциональном рейтинге QS по показателю академической репутации, продемонстрировав продвижение более чем на 340 позиций за 6 лет. В общей таблице рейтинга ВШЭ заняла 305 место и находится в первом квартиле мировых университетов.

ВШЭ вошла в десятку лучших вузов в новых предметных рейтингах RAEX

Высшая школа экономики вошла в рейтинги в естественно-математической и инженерной сферах, которые были опубликованы впервые агентством RAEX.

ВШЭ стала лучшим российским вузом по направлению «Экономика и управление» рейтинга RAEX

Вышка заняла первое место в предметной области «Экономика и управление» рейтинга RAEX. Всего Высшая школа экономики представлена в половине из 10 предметных рейтингов, которые агентство RAEX публикует впервые в этом году.

«Присутствие в предметных и отраслевых рейтингах открывает доступ к самым передовым знаниям и технологиям»

4 марта на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова состоялось обсуждение результатов российских вузов в последнем рейтинге QS по направлениям подготовки. ВШЭ заняла первое место по десяти предметам среди отечественных вузов.

ВШЭ в цифрах мировых рейтингов 2019 года

Сегодня публикацией четырех предметных рейтингов по наукам о жизни, физическим наукам, психологии и наукам о медицине и здоровьe британского издания THE завершен годовой цикл публикаций четырех основных мировых рейтингов THE, QS, ARWU и U.S.News&World Report.

ВШЭ вошла в топ-100 рейтинга ТНЕ по экономике и впервые представлена в рейтинге по праву

ВШЭ заняла 94 место в рейтинге ТНЕ по бизнесу и экономике, став лидером среди российских вузов в этом предмете. Также университет впервые вошел в рейтинг по праву (группа 151+) и стал единственным представителем из России. В рейтинге по социальным наукам ВШЭ находится в группе 151-175, сохраняя первое место среди российских вузов.

ВШЭ вошла в топ-20 лучших вузов рейтинга QS EECA

ВШЭ улучшила прошлогодний результат на 6 позиций и заняла 17 место в рейтинге университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.