• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российско-китайская летняя школа изучила потенциал России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

10 июля в Москве завершилась IV Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Пространство и время в евразийскую эпоху», организованная ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом.

Летняя школа, в которой в этом году приняло участие 15 российских и 12 китайских студентов, рассчитана на молодых исследователей, интересующихся международными отношениями, и проходит на английском языке. Среди лекторов ВШЭ — декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов, его заместитель по стратегическому планированию и аспирантуре Тимофей Бордачев, профессор кафедры мировой политики Олег Барабанов и старший преподаватель этой кафедры Дмитрий Суслов.

«Не секрет, что интерес к России в Китае в последнее двадцатилетие снижался, поэтому для меня немаловажен даже сам факт, что китайские студенты приезжают в Россию, — рассказывает организатор Летней школы, директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев. — Сегодня мы медленно, шаг за шагом, создаем заново инфраструктуру стратегического взаимодействия и понимания между Россией и Китаем, и Высшая школа экономики, безусловно, вносит в это свой немалый вклад.

Летняя школа была ориентирована главным образом на то, чтобы совместные, сформированные из китайских и российских участников, проектные группы постарались выработать общее для России и Китая отношение к актуальным вызовам и проблемам современности. Потому что в XXI веке Китай — важнейший союзник России на международной арене и наш главный стратегический партнер. Я бы предположил, что в 2015 году важной темой мог бы стать вопрос расширения или укрепления экономического взаимодействия не между Россией и Китаем, а России и Китая на международной арене. Мы видим, что сейчас происходит со многими институтами глобальной рыночной экономики, в первую очередь, в сфере финансов. Мне кажется, что в этой сфере наши страны могут выработать общую позицию».

В 2014-м произошел ряд важных геополитических сдвигов и знаковых событий, которые продемонстрировали растущую важность поворота России к Азии

Савельева Алина Вячеславовна
помощник декана Факультета мировой экономики и мировой политики по международной деятельности

Акцент в тематике обсуждений в этом году был сделан на увеличивающейся вовлеченности России в экономические и политические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также его развитии в целом. «В 2014-м произошел ряд важных геополитических сдвигов и знаковых событий, которые продемонстрировали растущую важность поворота России к Азии — как для нашей страны, так и для наших азиатских соседей и партнеров, — поясняет помощник декана по международной деятельности факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, член организационного комитета летней школы Алина Савельева. — Именно поэтому мы решили сфокусироваться на нераскрытом потенциале России как крупнейшей страны, чья история неразрывно связана с регионом».

Большинство российских лекторов представили свое видение развития Сибири и Дальнего Востока, структурных факторов мировой экономики и политики, таких как климат, вода, продовольствие, и новых возможностей, которые Россия может предложить для усиления кооперации на региональном и глобальном уровне. Китайские лекторы, в свою очередь, акцентировали внимание на смещение оси мировой политики и экономики в Евразию.
«Летняя школа — это прекрасная возможность для российских и китайских студентов в такой короткий срок (всего пять рабочих дней) сформировать исследовательский проект, — отметил профессор Восточно-китайского педагогического университета Джан Синь. — Сегодня мы наблюдаем процесс постепенного установления нового международного порядка, современный мир меняется, и те глобальные игроки, которые доминировали раньше на международной арене, теряют свои позиции. В прошлом году я преподавал в ВШЭ один курс. Русские студенты очень энергичные. Китайские студенты более скромны, они выжидают десять минут, прежде чем задать вопрос, а российские студенты свободно выражают свои мысли на английском языке, они более смелые в преодоление языкового барьера. Я был очень рад снова оказаться в Москве, здесь много парков, хороший климат, особенно если сравнить с погодой в Шанхае, у нас в это время года плюс 42 по Цельсию».

«Такие школы, ежегодно проводимые факультетом мировой экономики и мировой политики ВШЭ, позволяют студентам и аспирантам из двух стран обмениваться мыслями и мнениями о ключевых проблемах мировой экономики и политики и обсуждать их с лучшими экспертами, — говорит один из участников школы, аспирант ВШЭ Дмитрий Новиков. — В прошлом году я был участником Третьей летней школы, и это стало одним из решающих факторов в выборе моей научной карьеры. Теперь я работаю в Центре комплексных европейских и международных исследований ВШЭ».

В организации школы участвуют студенты-волонтеры, помогающие проводить различные культурные мероприятия, в том числе российские и китайские вечера, которые позволяют глубже узнать традиции и культуру двух стран.

По словам Алины Савельевой, факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ постоянно расширяет сотрудничество с Восточно-Китайским педагогическим университетом, которое сейчас заключается в постоянных лекциях российских и китайских экспертов, мастер-классах и регулярном обмене студентами и аспирантами для прохождения стажировок и участия в летних школах.

Своими впечатлениями от летней школы деляется студенты:

«В основном я занимаюсь европейскими исследованиями, но для любого международника взаимоотношения России и Китая имеют большое значение, особенно с учетом подписания нового энергетического договора между нашими странами, — говорит Кристина Чернявская, студентка 1 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. — Думаю, летняя школа вносит немалый вклад в развитие российско-китайских отношений, знакомя российских и китайских студентов друг с другом, предлагая нам обсуждать современные проблемы и приходить к общим выводам. Например, моя рабочая группа рассматривала вопросы китайской внешней политики и политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и, на мой взгляд, нам довольно быстро удалось достичь взаимопонимания в группе».

«Я приехала из Ростова-на-Дону, где, к сожалению, не так много возможностей для кооперации в изучении Китая. Летняя школа дала мне новые возможности для исследований, показала, куда можно дальше двигаться в научной работе, — отмечает Алиса Лобова, студентка 5 курса исторического факультета Южного федерального университета. — Общаться и совместно работать с китайскими студентами — это потрясающий опыт. Из лекторов мне больше всего запомнился декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов и редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Приятно, что несмотря на насыщенный учебный график, у нас также была интересная культурная программа: экскурсии по Москве, походы в Третьяковскую галерею и другие музеи».

«Исследование, над которым работала моя проектная группа на летней школе, было посвящено тому, как новая энергетика может повлиять на энергетическую безопасность Европейского союза. А еще меня лично очень интересует кризис, связанный с ситуацией на Украине, и какие последствия он будет иметь для всего мирового сообщества», — говорит студент Восточно-китайского педагогического университета Изян Изиван.

«Так как я занимаюсь исследованием энергетических проблем, для меня важным событием стало подписание энергетического договора между Россией и Китаем. Соответственно, было очень полезно рассмотреть и обсудить с участниками летней школы перспективы, открывшиеся в новых условиях как для России, так и для Китая, — рассказывает Татьяна Донич, студентка 1 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. — Мне было приятно узнать, что китайцы очень открытые люди, даже наивные, в хорошем смысле. О России они знают, по сути, так же мало, как и мы о Китае. Например, их сильно впечатлила православная религия, наши храмы».

Анна Нечкина, Анастасия Чумак

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.