• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразование«Эффекты от организации культурных событий легче заметить на примере малых городов»

«Эффекты от организации культурных событий легче заметить на примере малых городов»

В середине июля Лаборатория экономики культуры (ЛЭК) ВШЭ провела свою первую международную летнюю школу ICE-SMART 2014. За этим названием скрывалась необычная для российских исследователей тема — влияние культурных событий на социально-экономическое развитие малых и средних городов. О работе школы рассказывает ее руководитель, заведующий ЛЭК Валерий Гордин.

— Почему возникла необходимости в проведении школы и почему она сразу получила статус международной?

— В последние десятилетия организация разного рода культурных событий стала трендом в постмодернистской модели развития культуры. Их значение еще больше усилилось в связи с активным внедрением концепции «экономики впечатлений», взятой на вооружение учреждениями культуры и туризма. В мире ежегодно проходят десятки тысяч фестивалей и праздников, у каждого из которых есть множество стейкхолдеров — органов власти, спонсоров, участников, гостей и не только. Очень важно не просто от случая к случаю изучать эффекты от этих фестивалей, но и постараться гармонизировать методы проведения исследований, что позволило бы правильно и систематически оценивать влияние культурных событий  на развитие городов. 

Нам проще разглядеть эффекты от проведения культурных событий на примере малых  городов. Там они не просто влияют на имидж города, а могут играть роль, сравнимую с ролью градообразующих предприятий

У нас есть довольно долгая предыстория международного сотрудничества — как в рамках лаборатории, так и по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Проводимые в ЛЭК исследования с самого начала носили международный характер: так, мы работали с нашими китайскими коллегами, изучая опыт взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Сейчас  мы пытаемся найти свою нишу в исследовании культурных событий и активно развиваем сотрудничество с северными соседями — Финляндией (Университет Турку) и Швецией (Уппсальский университет).

— В названии школы есть аббревиатура SMART, означающая «small and medium-sized art-oriented towns». Почему в качестве объекта исследований были выбраны именно небольшие города?

— Это было сделано для наглядности. Как биологам легче отследить процессы размножения на мушках  дрозофилах, так и нам проще разглядеть эффекты от проведения культурных событий на примере малых  городов. Там культурные события не просто влияют на имидж города, а могут играть роль, сравнимую с ролью градообразующих предприятий.

Например, бельгийский исследователь Питер Ян Вальгаэрен (Pieter Jan Valgaeren) рассказал слушателям школы о том, как проведение в 2012 году биеннале современного искусства «Manifesta 9» отразилось на небольшом бельгийском городе Генке, прежде имевшим преимущественно индустриальную историю. Внимание слушателей и преподавателей школы привлекли также примеры старинных российских городов Тихвина и Костромы, средневекового финского города Пори, древнейшего шотландского города Стерлинга и других.

— Кто приехал на школу? Как вы отбирали слушателей?

— Состав участников был весьма многообразен. Среди них были и студенты-магистранты, в том числе из московского кампуса Вышки, и выпускники магистратуры, и молодые исследователи и преподаватели. Географически школа была представлена участниками из Польши, Словении, ЮАР, Киргизии, Японии, Украины, и, конечно, из России.

—  Команда преподавателей тоже была интернациональной?

— Да, мы полностью соответствовали статусу международной Летней школы. Помимо уже упомянутого Питера Яна Вальгаэрена, у нас выступали два преподавателя из Голландии — Марго Руйджекерс (Margo Rooijackers) и Герт-Ян Реммерс (Gert-Jan Remmers). Из российских преподавателей прежде всего назову Евгения Ясина, рассказавшего про исторические особенности формирования российской культуры и государственности и их влияние на современное общество, и Татьяну Абанкину, которая представила результаты сравнительного исследования, посвященного тому, как факторы культурного наследия используются для привлечения туристов в Стратфорде, Потсдаме и Ясной Поляне. Лекцию про скандинавскую систему организации фестивалей прочитала Ирина Кизилова, про поиск импульсов для развития малых депрессивных городов рассказывал Леонид Лимонов. Семинары и ситуативные игры по выявлению актуальных исследовательских проблем в этой сфере вела Марина Матецкая.

— Что планируется сделать по итогам работы школы?

—  В подобного рода мероприятиях, как говорят французы, важен не только вкус, но и послевкусие. В нашем случае важнейшим итогом была договоренность о создании сетевого сообщества молодых исследователей культурных событий. Это сообщество будет международным, в его планах создание платформы для обмена информацией, знаниями и мнениями, реализация компаративных исследовательских проектов и совместных научных публикаций. Поскольку аудитория участников летней школы была молодежной и весьма амбициозной, коллеги приняли решение об издании по итогам дискуссий совместных электронных публикаций и коллективной монографии. Постараемся удержать эту планку.

Кроме того, мы пригласили коллег к совместным исследованиям. Особенно яркими на школе были выступления двух молодых обладателей степени PhD — Лизы Вельтхаген из ЮАР (она изучает удовлетворенность посетителей услугами Innibos National Arts Festival, который проходит в Мбомбеле), и Павла Пиотровски из Польши, чье исследование посвящено влиянию музыкальных фестивалей на имидж постиндустриальных городов (на примере Катовице). Сотрудники ЛЭК договорились с ними о разработке совместного исследовательского проекта по изучению фестивалей.

— Станет ли летняя школа вашей лаборатории ежегодной? Что планируете сделать в будущем году?

— Мы точно будем подавать заявку на грант, чтобы организовать школу и в 2015 году. Может быть, несколько изменим проблематику и подберем новые  площадки для проведения школы. Нам много чего предстоит обдумать и обсудить — не зря ведь в названии нашей школы есть слово «SMART».

Олег Серегин, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).