• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, где учили работать с латентными данными

Завершилась Четвертая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований «Анализ категориальных данных». В этом году в ней приняли участие более 40 молодых ученых из университетов и исследовательских центров России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии, Польши, Румынии, Израиля и США.

Участники школы провели две недели в Зеленогорске, изучая методы работы с категориальными данными под руководством профессора Жака Хагенаарса (Университет Тилбурга). Профессор провел полноценный учебный курс, а в последний день школы слушатели представили результаты своих мини-исследований, выполненных в рамках практических занятий.

«Предыдущие три летние школы ЛССИ были посвящены изучению количественных методов анализа данных в сравнительной социологии (многоуровневый анализ, многоуровневое структурное моделирование уравнениями и другие), — пояснила одна из руководителей школы Татьяна Карабчук. — Социологи много работают с категориальными данными, поэтому мы решили организовать отдельную школу по этому методу. Поскольку категориальные данные по своей природе отличаются от количественных, то применение стандартных и привычных методов регрессионного анализа некорректно, особенно, когда дело касается выделения сложных латентных переменных. Для того чтобы освоить методы работы с ними, мы пригласили на школу одного из ведущих специалистов в области методологии анализа категориальных данных, Жака Хагенаарса и его аспирантку Жужу Бакк в качестве ассистента на практических занятиях».

 
Простейший пример категориальных данных — это ответ на вот такой анкетный вопрос: «Насколько религиозным человеком вы являетесь: сильно верующим, умеренно верующим, атеистом». Для анализа этих данных используются такие методы, как латентный классовый анализ, логлинейная регрессия и другие. 

В программе школы также были предусмотрены теоретические лекции по сравнительной социологии от ведущих профессоров в данной области:

  • — Профессор Мичиганского университета, руководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ Рональд Инглхарт предложил обновленную теорию модернизации и изменения ценностей – в частности, объяснение, почему теряют популярность профертильные ценности (предрасположенность к рождению большего количества детей) и как меняются индивидуальные ценности в развитых обществах;
  • — Под руководством немецкого политолога, почетного профессора Центра исследований в области социальных наук в Берлине Ханса-Дитера Клингеманна студенты разбирались в причинах кризиса легитимности современных представительных демократий и разочарования в демократических ценностях, которое, по его мнению, наблюдался в Европе в начале 2000-х годов. На его лекции также ходили участники школы «Практика на Балтике-2014», проходившей одновременно со школой ЛССИ в Зеленогорске.
  • — Методологические проблемы измерения религиозности и ее влияния на изменение поведенческих установок людей обсуждались на мастер-классах научного сотрудника ЛССИ Кирилла Жиркова. Он предложил кросс-культурный анализ религиозности с использованием метода многоуровневого моделирования структурными уравнениями.

В следующем году летняя школа ЛССИ будет посвящена визуализации результатов регрессионного анализа и факториальному экспериментальному дизайну.

 

Анна Кулькова, стажер-исследователь, лаборатория политических исследований ВШЭ

«Тема летней школе ЛССИ отлично соотносится с моими исследовательскими интересами. Я изучаю взаимосвязь между религиозностью и политической активностью. Обе эти переменные являются латентными, то есть не могут быть измерены напрямую, так как представляют собой комплексные характеристики. И латентно-классовый анализ, детали которого мы скрупулезно разбирали на протяжении двух недель, мне, конечно, очень нужен для получения интересных результатов. Например, неожиданно внутри российского общества проявился латентный класс «бабушек» — группы женщин среднего возраста, которые регулярно голосуют на выборах, а также сравнительно регулярно посещают церковь. Это пока только предварительные результаты, которые, однако, интригуют и заставляют «копать» глубже».

 

Чиа Лью, PhD-студент, Центр демографических исследований в Барселоне

«Мое PhD-исследование о женщинах — главах домохозяйств как новом тренде в латиноамериканских семьях. Мы уже собрали значительный массив данных, опросив несколько тысяч человек в трех странах Латинской Америки. Большая часть вопросов в наших анкетах относится к категории номинальных, и я планирую в самое ближайшее время опробовать на них некоторые из метод, который мы изучали на занятиях профессора Хагенаарса».

 

Ольга Гаспарян, младший научный сотрудник, Лаборатория политических исследований ВШЭ

«Я участвую в проекте по изучению взаимосвязи общественных ожиданий и политических предпочтений в демократических и гибридных режимах. Возможность представить его на школе и получить обратную связь от коллег и преподавателей, среди которых были такие известные исследователи как Ханс-Дитер Клингеманн и Рональд Инглхарт — для меня большая удача. Благодаря их  советам, в моей работе наметился новый вектор исследования — изучение не государства, а отдельных партий и их политических программ как основы для определения «политических предпочтений».

 

Дмитро Хуткий, научный сотрудник, Киевский международный институт социологии (Украина)

«Эта школа — часть уникальной системы коучинга младших исследователей ведущими учеными в области методологии социологических исследований, которую ЛССИ внедряет уже на протяжении нескольких лет. Для меня это уже вторая школа. Многие из советов и рекомендаций, полученных мною на прошлой школе, посвященной методам анализа в пакете Mplus, я успел опробовать в своем проекте о проактивной ориентации и индивидуальном активизме. Его результаты я представлял несколько дней назад на XVIII Всемирном социологическом конгрессе в Иокогаме».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.