• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На онлайн-курсах возникает «критическая масса» умных ребят

Василий Ключарев

Заменит ли интернет-образование традиционные университеты? Где лекции читать тяжелее — в аудитории или перед камерой? Был бы Джордж Клуни убедителен в роли настоящего преподавателя? Ответы на эти вопросы дает декан факультета психологии ВШЭ Василий Ключарев, который читает на Coursera авторский курс по нейроэкономике. 

«Мне было любопытно его подготовить, но я был на сто процентов уверен, что он не состоится», — говорит про свой курс «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения» Василий Ключарев. Затея с Coursera была для него экспериментом, проводимым в весьма тяжелых условиях. Четырнадцать лет отработав в крупных европейских университетах и научных центрах, в НИУ ВШЭ Василий Ключарев пришел, чтобы реформировать испытывавший трудности факультет психологии. Всего за год на факультете появилось новое научное направление — нейроэкономическое, был создан Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, получивший современное оборудование, открылась магистерская программа по когнитивным наукам

Но сомнения Василия Ключарева были связаны не только с нехваткой времени. Все же нейроэкономика — область знаний весьма специфическая и, казалось бы, не для широкой аудитории. Однако слушателей Coursera она заинтересовала.

67 тыс. чел.

записались на курс

около 25 тыс. чел.

посмотрели лекции

8 тыс. слушателей

обсуждают курс на форуме

более 4 тыс. чел.

решили сдавать экзамен

 

Кто сказал, что массовость — это плохо?

Среди тысяч студентов — и биологи, и гуманитарии, и люди из бизнеса, которым интересно, что из нейробиологии можно использовать, например, в маркетинговых технологиях. «По сравнению с обычным «офлайновым» курсом мне ничего особо менять не пришлось, — уверяет профессор Ключарев. — Разве что сделал материал чуть-чуть проще, доступнее». В этом, кстати, помогли технические специалисты, которые переформатировали, дополнив визуальными эффектами, слайды, демонстрируемые во время лекций.

Противники онлайн-образования часто указывают на его дезорганизованность (по другую сторону экрана ведь тысячи студентов, за которыми не уследишь) и трудности с «обратной связью». Но массовость имеет и положительные эффекты, с которыми, изучая записи на форуме курса, столкнулся лектор: «Возникает «критическая масса» умных ребят, которые очень интересно самоорганизуются и инициируют необычные дискуссии, за которыми ты сам начинаешь следить». Спонтанно образуются группы по интересам и по странам, «продвинутые» слушатели помогают «чайникам» разобраться в ключевых понятиях науки: «Можно увидеть, как экономист задает вопрос по нейробилогическим методам, а другой слушатель, явно нейробиолог, тут же отвечает ему». Столь интенсивного обмена мнениями и мощного «фидбэка» в обычных условиях добиться нельзя.

Зачем преподавателю Coursera?

Главная мотивация преподавателя — в том, что публичные онлайн-курсы делают ему рекламу. Благодаря Coursera можно значительно расширить не только свою студенческую аудиторию, но и сеть профессиональных контактов. Коллеги регулярно оставляют Василию Ключареву отзывы в социальных сетях, и сам он попросил нескольких западных ученых, специалистов в соответствующих областях, записать на видео небольшие комментарии в дополнение к своим лекциям. Никто не отказал.

Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы. Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни?

Ключарев Василий Андреевич
декан Факультета психологии

«Для меня это превращается в микрошколу: я общаюсь со студентами и учеными, коллеги комментируют мои слайды, высказываются по интересным темам, — это все тоже бонусы, которых я от Coursera не ожидал», — говорит Василий Ключарев.

Тем, кто только берется за подготовку такого курса, он советует обязательно взять ассистента (одному преподавателю со всем объемом информации справиться невозможно) и заранее планировать время, необходимое для взаимодействия со слушателями на форуме.

And the Oscar goes to…

Курс на Coursera — это цикл заранее записанных лекций. И техническая сторона дела тут не менее важна, чем его содержание. Первый опыт записи для многих преподавателей оказывается шоком. «Я никогда не выходил с лекции таким уставшим, как после записи видео для Coursera, — рассказывает Василий Ключарев. — Трудность на физиологическом уровне — стоишь на одном месте, непонятно куда говоришь. Я-то во время лекций привык ходить, это даже стимулирует мыслительный процесс».

«Так как надо было проверять, нет ли помарок, мне пришлось отсматривать все видеозаписи — я впервые посмотрел на себя со стороны, — продолжает Василий Ключарев. — Это любопытный опыт — кадр за кадром смотреть, как и что я говорю, где удачно получается, а где нет. Я вижу кучу своих недостатков, но удивлен, как неплохо в результате все получилось».

На запись каждой лекции уходило в среднем по три часа. После всех отсмотров, редакторской правки и монтажа на Coursera загружалась часовая лекция.

Тяжелая работа для непривыкших к киносъемкам преподавателей. Возможно, лучше с ней справились бы актеры, читающие текст, или виртуальные персонажи? «Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы, — говорит Василий Ключарев. —  Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни? Кто-то, возможно, хорошо, а кто-то — с недоверием. Все же если условный Клуни будет выводить математические формулы, он хоть что-то должен в математике понимать».

Гроза университетов

Если Джордж Клуни вряд ли отнимет у Григория Перельмана Филдсовскую премию, то вот MOOC (Massive Open Online Courses) могут существенно повлиять на развитие традиционного университетского образования. «До начала своего проекта на Coursera я был бóльшим скептиком относительно интернет-образования, — признается Василий Ключарев. — Я, наверное, ретроград. Люблю держать в руках бумажные книжки. И потом, я получал биологическое образование, на практических занятиях работал с животными, с препаратами. Но, может быть, новому поколению совсем неважно, где они видят преподавателя — на экране или в аудитории?»

Почти все теоретические курсы можно сделать онлайновыми, считает он. Возможно, в будущем учиться в университете будут не пять-шесть лет, а гораздо меньше: базовые курсы студенты будут осваивать в сети, а потом будут приходить к ученым за эксклюзивными знаниями.

Но одного преимущества традиционных университетов — возможности вести исследовательскую работу — онлайн-образование лишено. «А без исследовательской работы ты не выпускник», — уверен профессор Ключарев.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

На Coursera к запуску готовы несколько новых курсов преподавателей Вышки

В конце марта-апреле Высшая школа экономики разместит на международной платформе онлайн образования Coursera пять новых курсов — по межкультурной коммуникации, машинному обучению, компьютерному зрению, семантике и стохастике.

К своему четырехлетию на Coursera Вышка подготовила несколько новых курсов

В конце зимы и начале весны Вышка разместит на Coursera еще несколько новых курсов — по психологии, компьютерному анализу языка, экономике, медиа и международным отношениям.

В феврале начинаются новые онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и платформе «Открытое образование»

В феврале-марте на международной платформе онлайн-образования Coursera и российской Национальной платформе открытого образования стартуют сразу несколько новых курсов — по теории коммуникаций, психологии, физике, digital маркетингу, риск-менеджменту и правовым вопросам экстраординарных сделок.

ВШЭ запустила две новые специализации в области компьютерных наук на Coursera

Специализации Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science и Advanced Machine Learning — англоязычные. Обе создавались при участии компании Яндекс, а специализация Introduction to Discrete Mathematics for Computer Science — также при участии Университета Калифорнии в Сан-Диего.

В онлайн-образовании настало время аналитики

10–11 октября в Вышке пройдет международная конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit — 2017. В преддверии конференции об особенностях исследований онлайн-обучения, о тенденциях его развития в России, в мире и в Высшей школе экономики рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

1 миллион слушателей записались на онлайн-курсы ВШЭ на Coursera

Количество слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ на Coursera, одной из самых популярных международных образовательных платформ, достигло 1 миллиона пользователей. При этом географическое местоположение слушателей охватывает почти весь мир — курсы Вышки изучают почти в 200 странах.

Coursera: «Более 70% пользователей онлайн-курсов Вышки находятся за пределами России»

Делегация образовательной платформы Coursera, представленная Инессой Роман-Погоржельской — региональным менеджером Coursera, Нейтоном Хайтом — менеджером по работе с корпоративными партнерами и Александрой Урбан — специалистом по онлайн-педагогике, впервые посетила НИУ ВШЭ и встретилась с проректором университета Сергеем Рощиным, директором по онлайн-обучению Евгенией Кулик и сотрудниками дирекции по онлайн-обучению. В ходе визита стороны обсудили стратегию развития Coursera и дальнейшее сотрудничество Вышки с онлайн-платформой.

Опыт онлайн-обучения НИУ ВШЭ представлен на конференции Coursera

С 29 по 31 марта 2017 года в университете Колорадо (США) образовательная платформа Coursera провела пятую конференцию университетов-партнеров «Инновации для студентов будущего», в которой приняла участие команда Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ.

Высшая школа экономики вошла в первую десятку университетов по количеству онлайн-курсов на Coursera

На сегодняшний день на международной образовательной платформе Coursera идут 46 курсов НИУ ВШЭ, треть из них — англоязычные. Таким образом, Вышка вошла в топ-10 университетов по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе

1 млн

слушателей записались на онлайн-курсы Вышки на Coursera и «Национальной платформе открытого образования».