• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будущее предпринимательства зависит от развивающихся стран

Будущее предпринимательства зависит от развивающихся стран

В Москве завершилась 6-я Международная летняя школа по исследованиям предпринимательства. Студенты из российских, голландских, британских и других европейских университетов пытались выяснить, какие факторы повлияют в будущем на развитие малого и среднего бизнеса в мире.

Первая летняя школа, организованная научно-учебной лабораторией исследований предпринимательства ВШЭ в 2009 году, была чисто российской. Но уже через два года у лаборатории появился первый зарубежный партнер — Университет Твенте (Нидерланды), к ним присоединились и другие европейские вузы, школа приобрела статус международной и была проведена в Берлине. Это был во многом эксперимент, но «пробный шар» достиг цели. Так, профессор Университета Твенте Аард Гроен, приглашенный на ту берлинскую школу, поначалу к ее идее отнесся скептически, но затем переменил свое мнение и уже несколько лет остается одним из соорганизаторов и основных лекторов школы.

Чтобы попасть на школу, студенты должны были написать мотивационные письма на английском языке и выбрать из определенного организаторами перечня исследовательских вопросов те, которые им наиболее интересны. В соответствии с этими предпочтениями уже на самой школе студенты были разбиты на восемь рабочих групп по три-пять человек.

«Мы формулируем общую тему школы, под нее выстраиваем лекции и предлагаем вопросы, над которыми участникам надо будет начать работать индивидуально, а закончить в виде групповых презентаций», — пояснил научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ Александр Чепуренко.

Кого прокормит предпринимательство

В конце августа профессору Чепуренко исполнилось 60 лет, и именно в честь его юбилея местом проведения школы был выбран не Берлин и не греческие Салоники, как год назад, а Москва. На правах хозяина Александр Чепуренко определил и тему школы: «Будущее теории предпринимательства: Will it still need me, will it still feed me when I’m 64?» Меломаны легко догадаются, что идею ему подсказала известная песня The Beatles.

«Во вступительной речи я сказал студентам: в том, что теория предпринимательства будет меня кормить, когда мне будет 64, я более или менее уверен, — рассказал Чепуренко. — А вот что касается их — тут нужно немного пофантазировать, понять, что в теории предпринимательства требует новых подходов, возможно, новых методов, какие тезисы, которые сейчас кажутся бесспорными, через 15-20 лет в связи с развитием экономики, с появлением массового предпринимательства в Азии, со старением населения, с влиянием других факторов, будут меняться». Этим вопросам были посвящены лекции, которые студентам читали профессора из вузов-соорганизаторов школы — НИУ ВШЭ и Университетов Твенте, Гронингена и Шеффилда. Среди лекторов был также Арнис Саука из Стокгольмской школы экономики в Риге и исследователи из других российских вузов.

Авторы одного из групповых проектов провели небольшой опрос среди участников школы и выяснили, что четверть из них собираются стать предпринимателями

На похожие вопросы, только сформулированные более остро, было предложено ответить и студентам во время групповых работ. Финальные презентации оценивались как жюри, состоявшим из лекторов, так и самими студентами. Наибольшего внимания заслужили проекты, исследовавшие растущее влияние азиатского предпринимательства (и шире — предпринимательства в развивающихся странах) на мировую экономику. Из докладов можно было узнать, например, что женщины-предприниматели более заметную роль играют не в развитых странах, как это можно было подумать, а именно в развивающихся — гендерное равенство наиболее заметно в Мексике и Таиланде.

Авторы сразу нескольких презентаций использовали модель, разработанную известным голландским социологом Гертом Хофстеде, чтобы проследить влияние национальных культурных характеристик на предпринимательское поведение населения азиатских стран. Правда, однозначных выводов из приведенных данных — азиатское население в среднем отличается низким уровнем индивидуализма и желанием минимизировать риски, но при этом стремлением к самореализации и завоеванию уважения в обществе — сделать трудно. Хотя бы потому, что эти страны все же сильно различаются между собой, говорить о Японии, Гонконге и Китае как о единой общности не приходится.

Александр Чепуренко знакомится с одной из презентаций Летней школы

Кроме того, авторы докладов указали, что правительства многих развивающихся стран (не только азиатских, но и, например, Мексики) на государственном уровне создают условия для стимулирования предпринимательской активности. Кстати, данные, представленные в докладе, посвященном последствиям глобального экономического кризиса, показывают, что одна из немногих отраслей, где после кризиса число предпринимателей возросло, — это IT. А «кризисный» рост был обеспечен как раз за счет компаний, созданных в азиатском регионе.

«Азиатские экономики набирают обороты, это очень перспективное направление исследований», — так объяснила свой интерес к «азиатским» темам студентка Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Павлова. Ее команда, представившая доклад о потенциале азиатского предпринимательства, была признана лучшей по итогам голосования студентов. Сама Татьяна на летнюю школу по предпринимательству приехала впервые, в университете она изучает математические методы в экономике, но помимо этого учится в бизнес-школе, созданной при СПбГУ. Так что ее интерес к предпринимательству носит не только научный, но и вполне практический характер.

Как рождаются идеи на миллион

Вообще людей, готовых предпринимательство не просто изучать, но и заниматься им, оказалось на школе немало. Авторы одного из групповых проектов провели небольшой опрос среди участников школы и выяснили, что четверть из них собираются стать предпринимателями (для сравнения: международные исследования показывают, что в среднем доля населения, склонного заниматься бизнесом, не превышает десяти процентов).

«Я всегда хотел стать предпринимателем, но мне было интересно взглянуть на предпринимательство и с другой стороны, исследовательской, — рассказал студент Университета Твенте Мартейн Коот. — Мне понравилась сама идея этой школы, и я надеюсь, что полученные здесь знания я смогу использовать в своей деятельности в будущем».

Мартейн Коот (крайний справа) и его коллеги представляют свой групповой проект

Одна задумка у Мартейна уже есть. Не секрет, что многие студенты к экзаменам готовятся в последний перед ними день и уже не успевают найти всю нужную им информацию. «Я хочу разработать приложение, которое позволит пользователям отправлять вопросы, а другим пользователям, тоже студентам или даже преподавателям, — тут же на них отвечать. Надеюсь, что это будет бесплатное приложение, но если вы захотите, то сможете перечислить немного денег тем, кто помог вам с ответом», — описал свою идею Мартейн.

Летняя школа предоставила ее участникам возможность интенсивного межкультурного общения, ценность этого опыта отмечали почти все студенты. «Поразительно, как быстро мы смогли узнать друг друга невзирая на различия», — замечает Мартейн. А ведь в первый день на школе он, по его словам, боялся, что недостаточно хорошо говорит по-английски и это может стать помехой. Похожие сомнения были у выпускницы магистратуры ВШЭ Натальи Хоревой, которая попала на школу по рекомендации своих друзей — участников школ прошлых лет. Но это ей не помешало стать своего рода гидом по Москве для иностранных студентов. А групповая презентация с ее участием была признана лучшей по решению жюри.

Не обошлось и без подтверждения национальных стереотипов — впрочем, довольно забавных. Для Мартейна Коота поездка в Россию стала первым путешествием за пределы Евросоюза. В Санкт-Петербурге, куда он отправился перед началом школы, в одном из ресторанов весьма колоритная дама в не менее колоритном костюме в буквальном смысле утащила его в пляс под балалайку.

Стереотипы обыгрывались и во время представления групповых проектов. Так, героем одной из презентаций стал «русский Иван», но не фольклорный, а вполне современный, желающий стать предпринимателем. На его примере авторы презентации показали, насколько разной экономической логикой руководствуются предприниматели, готовые на риск и быструю смену деятельности, и государство, которое хочет предсказуемости и стабильности. Как им договориться между собой? Вопрос, который даже во время дискуссии на школе остался без ответа.

Возможно, решение — в создании институтов развития и организации диалога между чиновниками, определяющими экономическую политику, и бизнесменами. Посещение таких институтов развития (в частности, Сколково) и встречи с «живыми» предпринимателями тоже были частью программы школы.

«Мы думаем о том, как дать студентам на школе еще больше», — говорит Александр Чепуренко. В ближайших планах — переговоры с рядом европейских деловых ассоциаций, которые могли бы принимать лучших участников школы у себя на стажировку.

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.