• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будущее предпринимательства зависит от развивающихся стран

Будущее предпринимательства зависит от развивающихся стран

В Москве завершилась 6-я Международная летняя школа по исследованиям предпринимательства. Студенты из российских, голландских, британских и других европейских университетов пытались выяснить, какие факторы повлияют в будущем на развитие малого и среднего бизнеса в мире.

Первая летняя школа, организованная научно-учебной лабораторией исследований предпринимательства ВШЭ в 2009 году, была чисто российской. Но уже через два года у лаборатории появился первый зарубежный партнер — Университет Твенте (Нидерланды), к ним присоединились и другие европейские вузы, школа приобрела статус международной и была проведена в Берлине. Это был во многом эксперимент, но «пробный шар» достиг цели. Так, профессор Университета Твенте Аард Гроен, приглашенный на ту берлинскую школу, поначалу к ее идее отнесся скептически, но затем переменил свое мнение и уже несколько лет остается одним из соорганизаторов и основных лекторов школы.

Чтобы попасть на школу, студенты должны были написать мотивационные письма на английском языке и выбрать из определенного организаторами перечня исследовательских вопросов те, которые им наиболее интересны. В соответствии с этими предпочтениями уже на самой школе студенты были разбиты на восемь рабочих групп по три-пять человек.

«Мы формулируем общую тему школы, под нее выстраиваем лекции и предлагаем вопросы, над которыми участникам надо будет начать работать индивидуально, а закончить в виде групповых презентаций», — пояснил научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ Александр Чепуренко.

Кого прокормит предпринимательство

В конце августа профессору Чепуренко исполнилось 60 лет, и именно в честь его юбилея местом проведения школы был выбран не Берлин и не греческие Салоники, как год назад, а Москва. На правах хозяина Александр Чепуренко определил и тему школы: «Будущее теории предпринимательства: Will it still need me, will it still feed me when I’m 64?» Меломаны легко догадаются, что идею ему подсказала известная песня The Beatles.

«Во вступительной речи я сказал студентам: в том, что теория предпринимательства будет меня кормить, когда мне будет 64, я более или менее уверен, — рассказал Чепуренко. — А вот что касается их — тут нужно немного пофантазировать, понять, что в теории предпринимательства требует новых подходов, возможно, новых методов, какие тезисы, которые сейчас кажутся бесспорными, через 15-20 лет в связи с развитием экономики, с появлением массового предпринимательства в Азии, со старением населения, с влиянием других факторов, будут меняться». Этим вопросам были посвящены лекции, которые студентам читали профессора из вузов-соорганизаторов школы — НИУ ВШЭ и Университетов Твенте, Гронингена и Шеффилда. Среди лекторов был также Арнис Саука из Стокгольмской школы экономики в Риге и исследователи из других российских вузов.

Авторы одного из групповых проектов провели небольшой опрос среди участников школы и выяснили, что четверть из них собираются стать предпринимателями

На похожие вопросы, только сформулированные более остро, было предложено ответить и студентам во время групповых работ. Финальные презентации оценивались как жюри, состоявшим из лекторов, так и самими студентами. Наибольшего внимания заслужили проекты, исследовавшие растущее влияние азиатского предпринимательства (и шире — предпринимательства в развивающихся странах) на мировую экономику. Из докладов можно было узнать, например, что женщины-предприниматели более заметную роль играют не в развитых странах, как это можно было подумать, а именно в развивающихся — гендерное равенство наиболее заметно в Мексике и Таиланде.

Авторы сразу нескольких презентаций использовали модель, разработанную известным голландским социологом Гертом Хофстеде, чтобы проследить влияние национальных культурных характеристик на предпринимательское поведение населения азиатских стран. Правда, однозначных выводов из приведенных данных — азиатское население в среднем отличается низким уровнем индивидуализма и желанием минимизировать риски, но при этом стремлением к самореализации и завоеванию уважения в обществе — сделать трудно. Хотя бы потому, что эти страны все же сильно различаются между собой, говорить о Японии, Гонконге и Китае как о единой общности не приходится.

Александр Чепуренко знакомится с одной из презентаций Летней школы

Кроме того, авторы докладов указали, что правительства многих развивающихся стран (не только азиатских, но и, например, Мексики) на государственном уровне создают условия для стимулирования предпринимательской активности. Кстати, данные, представленные в докладе, посвященном последствиям глобального экономического кризиса, показывают, что одна из немногих отраслей, где после кризиса число предпринимателей возросло, — это IT. А «кризисный» рост был обеспечен как раз за счет компаний, созданных в азиатском регионе.

«Азиатские экономики набирают обороты, это очень перспективное направление исследований», — так объяснила свой интерес к «азиатским» темам студентка Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Павлова. Ее команда, представившая доклад о потенциале азиатского предпринимательства, была признана лучшей по итогам голосования студентов. Сама Татьяна на летнюю школу по предпринимательству приехала впервые, в университете она изучает математические методы в экономике, но помимо этого учится в бизнес-школе, созданной при СПбГУ. Так что ее интерес к предпринимательству носит не только научный, но и вполне практический характер.

Как рождаются идеи на миллион

Вообще людей, готовых предпринимательство не просто изучать, но и заниматься им, оказалось на школе немало. Авторы одного из групповых проектов провели небольшой опрос среди участников школы и выяснили, что четверть из них собираются стать предпринимателями (для сравнения: международные исследования показывают, что в среднем доля населения, склонного заниматься бизнесом, не превышает десяти процентов).

«Я всегда хотел стать предпринимателем, но мне было интересно взглянуть на предпринимательство и с другой стороны, исследовательской, — рассказал студент Университета Твенте Мартейн Коот. — Мне понравилась сама идея этой школы, и я надеюсь, что полученные здесь знания я смогу использовать в своей деятельности в будущем».

Мартейн Коот (крайний справа) и его коллеги представляют свой групповой проект

Одна задумка у Мартейна уже есть. Не секрет, что многие студенты к экзаменам готовятся в последний перед ними день и уже не успевают найти всю нужную им информацию. «Я хочу разработать приложение, которое позволит пользователям отправлять вопросы, а другим пользователям, тоже студентам или даже преподавателям, — тут же на них отвечать. Надеюсь, что это будет бесплатное приложение, но если вы захотите, то сможете перечислить немного денег тем, кто помог вам с ответом», — описал свою идею Мартейн.

Летняя школа предоставила ее участникам возможность интенсивного межкультурного общения, ценность этого опыта отмечали почти все студенты. «Поразительно, как быстро мы смогли узнать друг друга невзирая на различия», — замечает Мартейн. А ведь в первый день на школе он, по его словам, боялся, что недостаточно хорошо говорит по-английски и это может стать помехой. Похожие сомнения были у выпускницы магистратуры ВШЭ Натальи Хоревой, которая попала на школу по рекомендации своих друзей — участников школ прошлых лет. Но это ей не помешало стать своего рода гидом по Москве для иностранных студентов. А групповая презентация с ее участием была признана лучшей по решению жюри.

Не обошлось и без подтверждения национальных стереотипов — впрочем, довольно забавных. Для Мартейна Коота поездка в Россию стала первым путешествием за пределы Евросоюза. В Санкт-Петербурге, куда он отправился перед началом школы, в одном из ресторанов весьма колоритная дама в не менее колоритном костюме в буквальном смысле утащила его в пляс под балалайку.

Стереотипы обыгрывались и во время представления групповых проектов. Так, героем одной из презентаций стал «русский Иван», но не фольклорный, а вполне современный, желающий стать предпринимателем. На его примере авторы презентации показали, насколько разной экономической логикой руководствуются предприниматели, готовые на риск и быструю смену деятельности, и государство, которое хочет предсказуемости и стабильности. Как им договориться между собой? Вопрос, который даже во время дискуссии на школе остался без ответа.

Возможно, решение — в создании институтов развития и организации диалога между чиновниками, определяющими экономическую политику, и бизнесменами. Посещение таких институтов развития (в частности, Сколково) и встречи с «живыми» предпринимателями тоже были частью программы школы.

«Мы думаем о том, как дать студентам на школе еще больше», — говорит Александр Чепуренко. В ближайших планах — переговоры с рядом европейских деловых ассоциаций, которые могли бы принимать лучших участников школы у себя на стажировку.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.