• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1 сентября в лицее Вышки отметили квестом и игрой «Что? Где? Когда?»

В вышкинском лицее начался второй учебный год — здесь будут учиться 400 десятиклассников и 58 одиннадцатиклассников. 1 сентября к лицеистам пришел ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Школьники устроили ректору настоящий «брифинг», а после этого «бывалые» 11-классники организовали для «новобранцев» познавательно-развлекательный марафон.

О науке, рынке труда и свободе

Новый учебный год в вышкинском лицее открыл ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он объяснил, зачем университету нужен лицей. Во-первых, вуз заинтересован в студентах, которые не просто хотят учиться в Вышке, но уже знают, чем именно хотят заниматься. В лицее школьникам предлагают большой объем специализированных курсов по шести образовательным направлениям (социально-экономическое, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн, математика и информатика), благодаря которым они смогут более осознано подходить к выбору вузовского направления обучения.

Во-вторых, в лицее можно изучить то, на что в университете не хватает времени, например, историю различных дисциплин. «Это делает обучение живым, заставляет понимать, что научное знание формируется из цепочки гипотез и их опровержений. Знание истории предмета позволяет чувствовать ткань науки, быть не только специалистом, но и интеллигентом — человеком, обладающим большим необязательным знанием», — рассказал Кузьминов лицеистам.

На линейке также присутствовал первый заместитель председателя Правления Сбербанка России Лев Хасис. Он высказал уверенность, что в лицее ВШЭ ребята получат знания, которые будут востребованы в различных организациях и компаниях, в том числе и в Сбербанке. «То, чему вас будут учить здесь, очень нужно Сбербанку: у нас огромный спрос на математиков, ИТ-специалистов, экономистов, пиарщиков, востоковедов. Возможно, сегодня среди вас есть и будущий ректор ВШЭ, и будущий президент Сбербанка, и будущий президент России», — сказал Хасис.

А заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов обратился к лицеистам с такими словами: «Очень вас прошу, во-первых, не зубрить, а понимать, что вам говорят. Во-вторых, советую вам серьезно и основательно подходить к изучению иностранных языков. Немецкий философ Людвиг Витгенштейн говорил, что границы нашего языка определяют границы познания мира. А в остальном будьте свободными, трактуя свободу как freedom — свободу выбора, а не как liberty — свободу от ограничений».

Плюшевые вороны и средство от хандры

Затем по сценарию шел «брифинг с Кузьминовым» (это была идея школьников). Очередность определялась так: ректор ВШЭ кидал ребятам плюшевых ворон (ворона — символ Вышки), а поймавший птицу задавал ему любой вопрос. Кузьминова спрашивали про самую важную науку (ответ: философия), самый приятный момент в жизни (предвкушение того, когда можно лечь на диван с книгой), лучший способ избавиться от хандры (пятикилометровая пробежка).

Одна из лицеисток спросила, какое качество в людях Ярослав Иванович считает самым ужасным. Он ответил: отсутствие сочувствия к другим людям. По его мнению, у российских школьников и студентов сочувствие есть, но оно приобрело неправильные формы. «У нас принято давать списывать, благодаря этому мы ничему не учимся, зато ловко всех обманываем, и в том числе себя. Противоположность — англосаксонская модель, когда вам не дадут списать, еще и сообщат о том, что вы списываете. И  то, и другое мне не нравится. Надо думать друг о друге не как о конкурентах или сообщниках, а помогать человеку освоить то, что у него не получается».

Тему списывания поддержала директор лицея Наталия Любомирская. «Вы бы хотели лечиться у врача, который все время списывал? — спросила она у лицеистов. — Я за товарищество, но без списывания, с которым  мы будем бороться».

Квест, «Сплин», «ЧГК»

Официальная часть завершилась коллективным селфи лицеистов с Кузьминовым, а затем начался пятичасовой развлекательно-познавательный марафон, придуманный одиннадцатиклассниками для поступивших в этом году. «Это очень круто, когда тебе не спускают сверху указание, что и как ты должен сделать, а дают карт-бланш на любой сценарий. Я помню свои первые сентября, и ни одно из них мне не нравилось. А вот то, что мы придумали, мне самому интересно, и я вижу, что и ребята с удовольствием принимают участие во всех конкурсах и играх», — поделился своими эмоциями ученик 11 класса, ведущий игры  «Что? Где? Когда?» Тимофей Обухов.

Всех десятиклассников поделили на пять групп и отправили в путь по пяти «станциям». В течение нескольких часов ребята посетили антикафе «glhf», где под гитару пели песни «Сплина», «ДДТ», Noise MC, играли в «Что? Где? Когда?», приняли участие в тимбилдинге на граффити-площадке на Мясницкой улице, прошли квест на Чистопрудном бульваре, создали бумажный плакат на тему «Каким мы видим лицей будущего», а на асфальте нарисовали герб своего образовательного направления.

«Мы хотели показать новым ребятам жизнь лицея, ту учебную и особенно внеучебную атмосферу, которая сложилась у нас за прошлый год: места, где мы отдыхаем, песни, которые мы поем, когда выезжаем в Вороново (вышкинский учебный центр), и другие формы активностей, начиная от «ЧГК» и заканчивая походами в антикафе, где можно с пользой переждать пустую пару», — рассказал один из идейных вдохновителей этого мероприятия одиннадцатиклассник Алексей Тетюшин.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию

Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»

В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.

Программы, скидки, условия приема: о чем еще рассказывали на дне открытых дверей ФДП ВШЭ

10 сентября в Центре культур НИУ ВШЭ прошел день открытых дверей факультета довузовской подготовки. Участники — старшеклассники и их родители — смогли лучше узнать о предлагаемых программах, условиях приема и преимуществах, которые получают учащиеся факультета при поступлении в Высшую школу экономики. Также состоялась интеллектуальная викторина, на которой участники соревновались за призы, демонстрируя свои знания и способности.