• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя

17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования был утвержден после долгих дискуссий в 2012 году, и школы по всей России должны перейти на него к 2020 году. Однако Лицей ВШЭ, не дожидаясь установленных сроков, перешел на него в порядке эксперимента и теперь готов делиться опытом. Об особенностях работы по новому стандарту участникам конференции рассказала директор лицея Наталия Любомирская.

Какие вызовы стоят перед современной школой?

Первый вызов заключается в том, что общество развивается очень динамично, и невозможно предсказать, что понадобится молодым людям после завершения образования. Школа готовит людей к жизни в обществе, которое пока не существует. Поскольку образование консервативно по природе, а в его основе всегда лежала передача опыта и знаний предыдущих поколений, крайне сложно работать на опережение.

Второй вызов связан с революцией в области технологий, которая не может не влиять на образование, — по значимости она сравнима с революцией, вызванной изобретением печатного станка. Компьютеры сделали знание общедоступным, и сегодняшние детицифровые аборигены: они родились в обществе, где большую роль играет «цифра». А поколение учителейиммигранты в этом мире, но им все же приходится осваивать его законы.

Чему учат в старшей школе?

В 10-11 классах дети не просто завершают общее образование, но и, как правило, готовятся к получению высшего образования, выбрав направление обучения. Все ученики Лицея ВШЭ намерены поступать в вузы, причем необязательно в Вышкукто-то хочет попасть в МГУ, кто-то едет учиться за границу.

Учителю приходится отказаться от роли главного в классе, который все знает и рассказывает детям, как должно быть. Он теперь не учит, а помогает учиться

Старшеклассники уже давно выбирают необходимые им предметы, а остальные не учат или делают вид, что учат, а учителя делают вид, что их преподают. От этой профанации, порой переходящей в мошенничество, новый стандарт ограждает и детей, и учителей. Поскольку основное образование завершено, например, будущему гуманитарию не нужно изучать все естественнонаучные предметыдостаточно взять по одному предмету из разных образовательных областей, чтобы понять специфику того или иного вида деятельности.

Ученики должны иметь возможность попробовать себя в профессиональной деятельностипрежде всего, академической. И это имеет отношение не только к профильным, но и к непрофильным дисциплинам. Для человека, который решил стать историком, старшая школапоследняя возможность попробовать себя в качестве лабораторного ученого-экспериментатора, и наоборотте, кто выбрал технические, естественные науки, должны попробовать себя в гуманитарной сфере.

От знаний к умениям

Трудно описать комплекс знаний, которыми должен обладать молодой человек, чтобы успешно подготовиться к получению высшего образования и быть успешным в XXI веке, поэтому в стандарте заданы не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты образования.

Выпускник старшей школы должен обладать критическим мышлением, то есть уметь сравнить альтернативные варианты решения проблемы и выбрать из них оптимальный. К сожалению, в школе мы привыкли, что любая задача имеет одно верное решение, даже в текстах обычно предлагается выбрать один правильный ответ из нескольких. Но в реальной жизни задач с правильными ответами не бывает. Приходится оценивать альтернативные варианты («налево пойдешьконя потеряешь, себя спасешь, направо пойдешьсебя потеряешь, коня спасешь…»), понимая, какие риски и какая ответственность возникает при выборе каждого из них.

Новый ФГОСэто смещение образовательной парадигмы, переход от «знаю, что…» к «знаю, как…», от знанийк умениям. Это не значит, что знания отрицаются, но они превращаются в учебный материал, на котором формируются умения и навыки. Обучение в традиционном понимании этого слова превращается в учебную деятельность, потому что меняется позиция и учителя, и ученика. Ученик становится субъектом учебной деятельности, а учителю приходится отказаться от роли главного в классе, который все знает и рассказывает детям, как должно быть. Он теперь не учит, а помогает учиться.

При переходе на ФГОС предстоит переосмысление пятибалльной шкалы оценивания, потому что тройка, удовлетворительная оценка, — это, безусловно, успех

Такой подход, взятый за основу разработчиками стандарта, называется системно-деятельностным. «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь»эти слова Конфуция хорошо отражают его суть.

Проекты и исследования

Активная учебная деятельностьэто, прежде всего, проекты и исследования.

Разница между ними в том, что у проекта всегда есть образ конечного результата, и он реализуется за определенное время, а исследованиеэто поиск ответа на вопрос, и неизвестно, какой ответ будет получен.

Задача настоящего научного исследованиянайти новое знание, а учебное исследование учит способам его нахождения (в школе, конечно же, любое исследование является учебным). В первом случае главноерезультат, во второмпроцесс. Учебное исследование инициируется педагогом, и его результат заранее известен педагогу, открытие ученик делает для себя, для науки оно ценности не имеет. В учебном исследовании есть элемент игры, и оно ограничено рамками учебного процесса.

В Лицее ВШЭ любой проектисследовательский, его результатом может быть итоговое эссе, напоминающее научную публикацию или курсовую работу. Проекты пронизывают все учебные предметы, проектов может быть сколько угодно, и единственное ограничение в том, что их трудно придумывать на каждом уроке. Часто проекты бывают групповыминапример, социологическое исследование. Обязательна социальная деятельность, когда дети участвуют в волонтерских движениях и других социальных практиках, способствующих позитивным изменениям в школе, в микрорайоне, в жизни той или иной социальной группы.

Системно-деятельностный подход предусматривает индивидуализацию образовательного процесса через индивидуальные учебные планы. Многие школы такой подход давно используют, но при переходе на ФГОС он становится обязательным.

Тройка — это успех

Новый стандарт обязывает каждую школу разработать свою систему оценивания. При этом необходимо менять сложившиеся стереотипы и подходы.

Обычно учитель оценивает не столько работу, которую выполнил ребенок, сколько его личность,«она меня не любит, поэтому тройки ставит». Вместо этого необходимы четкие критериитребования, ниже которых опускаться нельзя, как при подготовке пилотов.

При переходе на ФГОС предстоит переосмысление пятибалльной шкалы оценивания, потому что тройка, удовлетворительная оценка,это, безусловно, успех. А четверка или пятерка ставится за наращивание знаний сверх базового уровня. Используется метод сложения, а не вычитания: вместо того, чтобы вычитать баллы за ошибки, нужно оценивать соответствие работы тому или иному уровню.

Учитель все знает и далеко не всегда готов отвечать на детские вопросы, а смысл жизни ученого — в его незнании и поиске ответов на возникающие вопросы

Оценивание при системно-деятельностном подходе становится видом учебной деятельности, возможен даже переход к полному самооцениванию. Учитель не ставит отметки, а делает пометки в сданной работес чем согласен, чего там не хватает и так далее. Затем он предлагает ребенку таблицу с критериями оценивания, на основании которой можно вывести отметку за работу, и ребенок делает это сам, споря с учителем, обсуждая каждое замечание и доказывая свою правоту. Самооценивание как разновидность учебной деятельности помогает лучше освоить материал.

Равняться на лидеров

Переход на новый стандарт не требует больших вложений в материальную базумногие московские школы, особенно в новых зданиях, оснащены не хуже, а то и лучше Лицея ВШЭ. Главная трудностьв изменении позиции учителя, а значит и ученика. В этом смысле лицей находится в привилегированном положенииздесь преподают университетские профессора, то есть ученые, а не учителя, и для них новые подходы, заложенные в стандарте,привычная реальность. Учитель все знает и далеко не всегда готов отвечать на детские вопросы, а смысл жизни ученогов его незнании и поиске ответов на возникающие вопросы.

В России есть и другие школы, где новая парадигма уже применяется, и они могут быть «маяками» для всех, кто переходит на новый стандарт. Прежде всего, это школы международного бакалавриатауниверсальной образовательной системы, единой для разных стран, принципы которой использовали разработчики ФГОС. С 1990-х годов такие школы создавались не только в Москве, но и в регионахСанкт-Петербурге, Самарской области, Приморском крае и других. Многолетний опыт работы в международном бакалавриате есть и у многих членов команды, которая создавала Лицей ВШЭ.

Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Инвестиции в школьное образование

Средства бизнеса на общее дело. Колонка ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.