• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведущие вузы должны быть избавлены от излишней отчетности

24 декабря в Высшей школе экономики состоялось заседание Совета Ассоциации «Глобальные университеты» — ректоров вузов, участвующих в проекте по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Одной из тем для обсуждения стали экономические и организационные риски этого проекта.

Ключевым направлением государственной образовательной политики в сфере высшего образования последних восьми лет является поддержка ведущих вузов. Такие вузы выделялись в рамках различных инициатив, начиная от приоритетного национального проекта «Образование» и заканчивая проектом 5-100, по итогам которого не менее пяти российских вузов должны войти в топ-100 международных рейтингов к 2020 году. Этот проект стартовал по указу Президента РФ и является предметом особого внимания со стороны Правительства РФ, Минобрнауки, вузов и общества.

Найти внутренние резервы

Поскольку проект 5-100 предусматривает расходы на взаимодействие с международным образовательным и научным сообществом, снижение курса национальной валюты создает определенные риски. В этой ситуации Ассоциация «Глобальные университеты» предлагает две меры.

Во-первых, университеты должны искать внутренние резервы, чтобы обеспечить выполнение всех поставленных задач и не допустить уменьшения заданных показателей (например, требуемого количества публикаций в ведущих журналах или привлечения зарубежных специалистов и студентов). Чтобы сократить расходы, можно договориться с зарубежными партнерами о сокращении сроков их пребывания в России, и вместо этого общаться по скайпу, отправлять в зарубежные университеты наших молодых ученых, что будет дешевле, предложил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Подобный опыт уже апробирован в университетах – участниках проекта.

Во-вторых, Ассоциация «Глобальные университеты» рекомендует Минобрнауки России рассмотреть вопрос о возможности выделения с 2016 года дополнительного финансирования участникам проекта.

Сократить бумажную отчетность

Еще одну проблему — массовой отчетности — можно решить только за счет организационных мер.

Почти все вузы, участвующие в проекте 5-100, — национальные исследовательские или федеральные университеты. Это означает, что вуз должен одновременно реализовывать две программы развития — как национальный исследовательский (федеральный) университет и как университет, получающий средства на достижение международной конкурентоспособности. Может быть и третья программа развития, разработанная вне конкурсной процедуры.

У этих программ разные показатели, в Минобрнауки России их курируют разные заместители министра. О том, что обилие различных программ затрудняет работу вузов, эксперты говорили не раз — в частности, на одном из традиционных семинаров Института образования ВШЭ директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев назвал это явление «программной шизофренией».

«Я как ректор перестал ориентироваться в наших отчетных показателях, другие ректоры говорят, что они тоже теряют контроль за управлением множеством программ, — заявил Ярослав Кузьминов. — Возникают серьезные организационные риски, путаница с показателями, что в ряде случаев может негативно сказаться на нашей работе. Поэтому мы предлагаем создать единый контур для всех программ, не сокращая обязательства вузов. В противном случае министерство будет получать килограммы отчетности, подготовленные сотрудниками университетов, не принимающими решений».

По мнению ректора ИТМО Владимира Васильева, в программе развития НИУ и программе повышения конкурентоспособности даже содержание конкретных показателей (например, какие средства считать бюджетными, а какие внебюджетными) трактуется по-разному. Проректор ВШЭ Сергей Рощин добавил, что по программе развития НИУ министерство требует от вузов не только отчеты, но и прогнозы до 2018 года по достижению показателей, что особенно сложно при наличии программы повышения конкурентоспособности, где показатели другие.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов неоднократно обещал, что программы национальных исследовательских и федеральных университетов можно будет интегрировать в программы по повышению конкурентоспособности. Однако конкретных решений принято не было.

Заместитель министра Александр Повалко и директор департамента Александр Соболев привели аргументы за сохранение программ НИУ и федеральных университетов.

Необходимость этих программ закреплена разными нормативными актами Правительства РФ и Минобрнауки, за их невыполнение вузы могут быть лишены статуса НИУ, а сейчас в соответствии с поручением правительства эти программы должны быть актуализированы в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ». Например, в них должны появиться разделы о сетевом взаимодействии вузов и академической мобильности внутри России. Кроме того, министерству нужны единые показатели, позволяющие оценивать развитие всех ведущих вузов, сравнивать их между собой и с остальными. Еще у вузов, по мнению представителей министерства, должна быть программа финансово-хозяйственной деятельности — для контроля за выполнением государственного задания.

По итогам дискуссии было принято решение установить для всех вузов, участвующих в проекте 5-100, значения ограниченного числа показателей, которых они должны достичь как национальные исследовательские или федеральные университеты. В случае невыполнения этих показателей финансирование национальных исследовательских университетов может быть сокращено. Представление актуализированных программ развития решено отложить до конца января 2015 года, чтобы их подготовили в новом формате.

Проанализировать системные эффекты

На заседании совета Ассоциации Александр Повалко обратился к ректорам с просьбой подготовить для Правительства РФ аналитический материал о системных эффектах поддержки ведущих вузов. Вложив миллиарды рублей в их развитие и предоставив ряд преференций (повышенное финансирование, развитие магистратуры и аспирантуры, приоритет при открытии новых программ), государство хочет понять, что получено взамен. По мнению Ярослава Кузьминова, аргументов, которые представит рабочая группа Ассоциации, будет достаточно. Если же удастся реализовать совместный проект с Фондом социального страхования РФ по анализу зарплат выпускников вузов, с цифрами в руках можно будет показать, как системные эффекты в высшем образовании влияют на доходы выпускников.

Борис Старцев, Новостная служба ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.