• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университетская среда помогает московским школам развиваться

Видеозапись

24 января в гимназии № 1595 московского района Некрасовка состоялась встреча руководителей образовательных комплексов, входящих в университетско-школьный кластер ВШЭ. Обсуждались результаты работы кластера за прошедшие полгода: как директора и учителя повышают квалификацию в Вышке и применяют полученные знания в своих школах.

Что такое кластер?

Университетско-школьный кластер — один из совместных проектов ВШЭ и Департамента образования Москвы, стартовавший осенью 2014 года: Вышка взяла шефство над 34 столичными школами. Есть и другие проекты — Лицей ВШЭ для старшеклассников и «распределенный лицей» (отдельные классы и группы в 17 школах, которые учатся по программам лицея). Поддержка школьного образования — это, по выражению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, социальная миссия университета, общепринятая практика во многих странах.

Школы, вошедшие в университетско-школьный кластер, расположены, в основном, в спальных районах Москвы. Практически все они — многопрофильные комплексы, состоящие из нескольких школьных и дошкольных отделений.

Чем помогает Вышка?

В московских школах, по мнению заместителя научного руководителя ВШЭ Льва Любимова, за последние три года удалось создать современную материальную базу среднеевропейского уровня. Теперь же в соответствии с новыми образовательными стандартами должно измениться содержание образования: школы переходят «от дидактической парадигмы к деятельностной», а это, в конечном счете, должно привести к трансформациям в обществе. Школам предстоит реализовать новые образовательные стандарты не на словах, а на деле — пока это удается немногим.

Высшая школа экономики помогает школам в разработке программ развития, повышает квалификацию учителей и управленцев, в том числе на магистерских программах в Институте образования ВШЭ, проводит «срезы знаний» у детей.

«Я стала директором в 2006 году, но управленческой подготовки мне не хватало, — рассказала директор школы № 777 Елена Савина. — Окончила всевозможные курсы для директоров, которые были в Москве. И только когда познакомилась с преподавателями ВШЭ, поняла: вот клондайк, вот подсказки, берите, уважаемые руководители! Директор должен побывать в университетской среде, и только после этого ему можно доверять руководство школой».

При этом вуз отнюдь не берет на себя управление кластером. Как отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, во взаимодействии университета со школами не действует принцип «умные говорят, а вы записываете» — школы сами определяют, как им развиваться и какие проекты реализовывать в первую очередь.

Есть проблемы

Одна из проблем развития московской системы общего образования заключается в том, что в комплексы объединяются школы и с разными специализациями (для одаренных детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья, интернаты и другие), и с разным качеством образования. «В нашем комплексе 10 детских садов и 6 школ, — рассказала заместитель директора школы № 1565 Наталия Грабовская. — В начале учебного года мы с помощью Высшей школы экономики провели тестирование в 9-10 классах, и сразу стала видна разница в результатах детей из разных школ». Институт образования ВШЭ давно исследует проблему выравнивания результатов и в ближайший месяц планирует приступить к созданию в школах кластера системы внутреннего мониторинга результатов образования.

Другая проблема — отношение учителей к изменениям.

Директор школы № 1996 Анжела Адамич рассказала, как три года назад учитель, которому она предложила список литературы, которую нужно прочитать для профессионального развития, спросил, сколько ему за это заплатят. Многие участники дискуссии сошлись во мнении, что его нужно было уволить, но руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина высказал мнение, что причины неудач взаимодействия с человеком нужно искать в себе: «Получив такой ответ, я бы понял, что я как директор до сих пор не убедил своих учителей, что свою зарплату они получают за то, что всю жизнь читают — и в широком смысле слова, и в узкопрофессиональном. Без этого им не с чем приходить к ученикам».

По мнению проректора ВШЭ Вячеслава Башева (в прошлом директора школы и министра образования Красноярского края), не стоит ругать и тем более увольнять учителей за настороженное отношение к новшествам — нужно работать с теми, кто есть, в этом и заключается мастерство директора. В школах кластера уже есть разные способы поощрения учителей — например, в школе № 1210 поощряется «горизонтальная карьера учителя», когда лучшим учителям устанавливаются не только стимулирующие надбавки, но и неформальные педагогические звания.

Школа жизненного успеха

«Профессор ВШЭ Анатолий Георгиевич Каспржак, у которого я учусь вместе со своей административной командой, часто повторяет: когда вы пишете программу развития школы, то должны увидеть результат, к которому хотите привести коллектив», — рассказала Елена Савина. По ее словам, для нее главный результат — чтобы в сообществе района «Рязанский» школа № 777 ассоциировалась не с известным брендом «три топора», а с жизненным успехом.

Борис Старцев, Новостная служба ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.