• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов

10 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась проблема нечестного поведения студентов. Участники дискуссии пришли к выводу, что эта беда случается повсеместно, вне зависимости от вуза и страны, и что преподаватели не должны сами провоцировать студенческую нечестность.

О том, что списывание, а последнее время еще и скачивание работ из Интернета стали привычной практикой в российских вузах, знает каждый. Студенты и преподаватели играют в кошки-мышки: если удается списать на экзамене, студент считает это геройством и поводом для гордости в среде однокурсников. В 2013 году 36,7% студентов, опрошенных в рамках Мониторинга экономики образования, сообщили, что скачивали из Интернета рефераты, курсовые и другие письменные работы.

Согласно опросам Левады-центра, значительная часть населения России считает допустимым использование шпаргалок во время учебы в школе или вузе. Плагиат одобряют около 20% опрошенных, но и это немало. Когда несколько лет назад студентов Физтеха, сдававших ЕГЭ за школьников, поймали с поличным, их наказание — отчисление из университета — было негативно воспринято в массовом сознании.

Студенты списывают — виноват университет?

В конце 2013 — начале 2014 года Центр социологии высшего образования Института образования ВШЭ провел в ведущих российских вузах исследование «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий», рассказала младший научный сотрудник института Наталья Малошонок. В нем участвовали будущие экономисты и менеджеры, которые учатся в бакалавриате и специалитете. Некоторые вопросы касались нечестного поведения: студентов, в частности, спрашивали, распространены ли в их вузах списывание, скачивание в интернете и покупка письменных работ. На вопросы ответили около 20% студентов двух направлений подготовки из 8 вузов, всего 3717 человек — они заполняли анкету или дистанционно, или в компьютерном классе.

Масштабы нечестного поведения в каждом университете свои, однако были выявлены и общие закономерности.

Анализ ответов показывает, что наиболее распространенная разновидность нечестного поведения — скачивание работ из Интернета (ее наличие признают более трети опрошенных) и списывание. 12% опрошенных студентов-менеджеров и 9% студентов-экономистов признали, что некоторые преподаватели могут поставить положительную оценку за деньги или за подарок. Сами студенты при этом понимают, что подобные действия наказуемы, и даже предлагают различные виды наказания. 47% менеджеров и 49% экономистов считают, что, уличив студента в списывании, на первый раз преподаватель должен ограничиться строгим замечанием. Отношение к плагиату менее лояльно — 56 и 57% соответственно считают, что преподаватель должен за это поставить двойку и заставить переделать.

Я сам ловил американских студентов на плагиате, и я всегда удивляюсь, когда мы начинаем искать причины в особенностях русского менталитета

Сидоркин Александр Михайлович
Директор Департамента образовательных программ

Согласно выводам исследователей, чем активнее студенты в университете взаимодействуют с преподавателями, тем менее распространены нечестные практики. Чем чаще студенты скачивают работы из Интернета, тем меньше они вовлечены в дискуссии на занятиях. Если нечестные практики в вузе распространены, то студенты чаще пропускают лекции. Чем выше в академической среде лояльность по отношению к списыванию и плагиату, тем быстрее распространяются эти негативные явления.

Ответственность за все это несет, прежде всего, университет: если преподаватели не препятствуют обману, значит, они поощряют нечестных студентов. Делая академическую среду в вузах честнее, можно уменьшить желание студентов прибегать к подобным действиям в будущем, считает Наталья Малошонок.

В жизни пригодится?

«Иногда приходится слышать: нет ничего страшного в том, что студенты ведут себя нечестно, — рассказала Наталья Малошонок. — В некоторых публицистических статьях говорится, что нечестное поведение во время учебы в вузе позволяет студентам формировать важные жизненные компетенции. Но, на наш взгляд, нечестное поведение приводит к очень серьезным последствиям. Государство или семьи вкладывают в их обучение деньги, но требуемые знания и навыки они не получают и выходят на рынок труда, не обладая достаточной квалификацией. Более того: если студент обманывал в университете, он будет продолжать это делать и на рабочем месте».

Как рассказал руководитель Центра культурсоциологии и антропологии образования ВШЭ Дмитрий Куракин, в Стенфорде проводилось исследование о том, как устроились в жизни школьники, нарушавшие правила во время учебы. Оказалось, что в стабильных обществах они преуспевают меньше, а в нестабильных — больше, то есть способность обмануть систему для них оказывается полезной. Налицо феномен Остапа Бендера: с одной стороны, нечестность очевидна, с другой стороны — она вызывает восхищение и даже уважение.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов привел пример советских времен, когда студенты-физики и математики с чистой совестью списывали на экзаменах по марксистско-ленинской философии, потому что этот предмет к их квалификации не имел отношения («материя первична, сознание вторично, мне лично безразлично»). В этом случае для студента обман преподавателей — это форма рационального поведения: зачем тратить время на ненужные или неинтересные предметы, особенно если человек не только учится, но и работает?

Участники семинара предположили, что преподаватели сами провоцируют нечестность, — чтобы ее избежать, на экзаменах нужно давать такие задания, чтобы списать было невозможно. Как сказала преподаватель Ульяновского государственного педагогического университета Анна Тихонова, проходящая стажировку в ВШЭ, если задания ориентированы на практику, то нечестности не будет: «На экзамены я разрешаю приносить что угодно, но студенты должны ответить на мои вопросы, провести анализ, дать свои предложения. И, конечно, им проще ничего с собой не приносить, а просто пересказать то, что они от меня узнали на лекциях». И это уже вопрос не о честности студента, а о профессионализме преподавателя.

А как у них?

По словам Натальи Малошонок, эмпирические исследования, проведенные в других странах, показывают, что студенческий обман в академической среде — явление повсеместное. Его изучают в разных странах в контексте учебной мотивации студентов, выявляя факторы нечестного поведения и личностные характеристики студентов, повышающие его вероятность. Не только в России, но и за рубежом студенты, которые хотят учиться честно, начинают обманывать преподавателей, следуя примеру менее сознательных однокурсников. В зарубежных университетах нечестность наиболее характерна длябудущих экономистов и менеджеров.

По мнению руководителя Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александра Сидоркина, много лет преподававшего в США, студенческая нечестность есть во всем мире: «Я сам ловил американских студентов на плагиате, и я всегда удивляюсь, когда мы начинаем искать причины в особенностях русского менталитета». Несколько лет назад в США в ходе опроса 14 тысяч выпускников университетов более 60% признали, что в той или иной форме обманывали преподавателей во время учебы. Как только в жизни человека возникает тот или иной экзамен, важная проверка, возникает соблазн решить проблему нечестно, и это универсальная закономерность, избавиться от которой непросто.

 

Презентация «Практики нечестного поведения в студенческой среде: распространенность и влияние на вовлеченность в учебный процесс»

 

 

Вам также может быть интересно:

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.