• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьники в глобальном мире

9 февраля прошел традиционный семинар Института развития образования ГУ-ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования», в этот раз — по теме «Новое обществознание: подходы к курсу социальных наук в старшей школе».

Выступившие с докладом под таким названием замдекана по научной работе факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков и декан Школы российских исследований ГУ-ВШЭ Леонид Ионин представили результат своей многолетней работы — учебники обществознания для 10 и 11 класса, отражающие новый подход к преподаванию этого предмета в школе.

По мнению Леонида Полякова, обществознание до сих воспринимается учителями как совокупность социально-гуманитарных наук: социологии, экономики, политологии и прочих. Получается, что учителя должны уподобиться Михаилу Ломоносову и в равной мере владеть всеми этими науками. Однако на практике они часто выбирают одну из них, на ней концентрируют свое внимание, а все остальное дети изучают по учебнику.

Традиционный школьный курс обществознания построен на основе вузовских учебников по философии, политологии, социологии «путем упрощения знания до уровня, понятного школьникам».

— Но если в математических и естественных науках такое упрощение вполне «работает», то в гуманитарных и социальных науках это невозможно, потому что в науках о природе и науках о культуре действуют абсолютно разные логики, — считает Леонид Поляков. — Учитель математики может войти в класс и сказать детям, что дважды два четыре и что параллельные прямые не пересекаются, а «большую» математику школьник будет изучать в вузе. Учитель обществознания не может поступить так же, потому что нет «большой» политологии или социологии, на которую он должен ориентироваться.

Отвечая на вопрос директора Института развития образования Ирины Абанкиной о причинах такого противопоставления математики и обществознания, Леонид Поляков выделил два главных отличия. Во-первых, даже если есть новые неучтенные теории, естественные науки остаются едиными. А социально-гуманитарные науки не едины, потому что «существует несколько социологий или иных наук, статус которых равен». Во-вторых, изучение естественных наук, в отличие от гуманитарных, по его мнению, никак не влияет на человека.

— От того, что школьник будет знать, чему равно ускорение свободного падения, его жизнь не изменится, — сказал Леонид Поляков, - а изучение обществознания может изменить его мировоззрение.

Учебник обществознания для 11 класса, подготовленный авторским коллективом под руководством Леонида Полякова, называется «Глобальный мир в XXI веке», учебник для 10 класса — «Человек в глобальном мире». «Возникает закономерный вопрос: почему же глобальный мир изучается во вторую очередь? Ответ прост. Сначала школьник еще не идентифицирует себя как гражданин России, поэтому учебник 10 класса призван помочь ему в личностном самоопределении. А в 11 классе ученик как личность, понимающая свое место в глобальном мире, начинает изучать этот мир», — пояснил он.

Леонид Ионин подробно рассказал об обоих учебниках: их структуре, предмете изучения, «которым теперь становится сама человеческая жизнь, а не множество социально-гуманитарных наук». — В каждой главе рассказывается о том, с чем школьник столкнется в своей будущей жизни, — отметил он. — Например, создавая главу «Мир занятий и профессий», мы отталкивались от того, в чем будет нуждаться ученик после окончания школы. В ней рассказывается о рынке труда, его законах, регуляторах и других атрибутах.

Впрочем, при использовании новых учебников в школах возникает такая проблема: нынешние контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ составляются по старым лекалам, где каждая из входящих в обществознание социально-гуманитарных наук признается абсолютным знанием, которое, по словам Леонида Полякова, «дети должны зазубрить, чтобы сдать ЕГЭ». Авторам учебников остается только надеяться, что их подходы будут учтены при разработке новых версий КИМов.

— Если этого не будет сделано, весь наш труд будет напрасным, что очень печально, учитывая, с каким успехом прошла апробация учебников, — сказал Поляков. — Ко мне подходили учителя и рассказывали, что благодаря нашим учебникам их ученики стали читать газеты и следить в Интернете за новостями, а урок превратился в обсуждение жизни.

Заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (РАО) Ирина Логвинова отметила, что новые подходы в преподавании обществознания находятся в русле идей, предложенных разработчиками новых образовательных стандартов, и предложила распространить их, в частности, на географию.

— Создание учебников — это всегда сложное дело, поэтому я не буду касаться методических вопросов, — сказал заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов. — Важна сама идея использования глобального мира как предмета изучения на уроке. Более века назад в гимназиях преподавалась история европейской цивилизации, то есть дети учились идентифицировать себя в контексте европейской культуры и истории. Сейчас же важно научить школьников идентифицировать себя в глобальном мире.

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец напомнил о проекте «Я — гражданин», в рамках которого дети создают собственные проекты и решают реальные проблемы из жизни.

— Необходимо сочетать тот новый теоретический подход, который отражен в ваших учебниках, с практикой, — считает он. — Ведь участие в проектах позволяет детям понять, что они действительно могут изменить мир вокруг них.

Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина отметила, что «сейчас обществознание находится в хорошем положении по сравнению с теми дисциплинами, по которым не сдается ЕГЭ». К тому же обществознание оценивается при поступлении на множество гуманитарных направлений.

— Не следует придавать излишнее значение учебнику в процессе обучения, — сказала она. — Необходимо реформировать и другие стороны образовательного процесса.

Впрочем, по мнению проректора ГУ-ВШЭ Исака Фрумина, «учебник до сих пор является основой образования».

— Именно от него отталкиваются учителя при преподавании предмета, — отметил он. — Поэтому нельзя недооценивать роль методиста». На уроках физики и математики интерес учеников поддерживают задачи, которых нет в гуманитарных дисциплинах, а значит — необходимо построить мост между социально-гуманитарными знаниями и ребенком.

Завершая дискуссию, Ирина Абанкина выразила надежду, что «идея человека в глобальном мире станет сквозной идеей многих предметов с первого по одиннадцатый класс, а не только обществознания».

Анна Козлова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.