• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка провела Летнюю школу для исследователей НКО

Некоммерческие организации начинали свою деятельность в социальной сфере лишь как помощники государства, теперь же НКО сами становятся генераторами общественных инноваций и влияют на формирование социальной политики. В Подмосковье завершилась 4-я Летняя школа, организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в партнерстве со Школой управления Херти (Hertie School of Governance), Германия.

Школа управления Херти, которая стала партнером ВШЭ в 2013 году, готовит специалистов в сфере политики и экономики, ее выпускники занимают руководящие должности в госуправлении, бизнесе и гражданском обществе. В вузе учатся студенты со всего мира, занятия проходят на английском языке.

В этом году международная Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ была посвящена теоретическим и эмпирическим исследованиям роли инноваций в обеспечении устойчивости третьего сектора в условиях кризиса. Исследователи третьего сектора из разных городов России, Германии, Индии, Чили, Колумбии и Румынии обсудили новейшие тенденции, теоретические концепции и эмпирические данные по этой теме, поделились результатами своих изысканий и планами развития научных работ, получили методологическую поддержку от ведущих российских и зарубежных экспертов.

Делегацию Школы управления Херти (Hertie School of Governance), представленную тремя экспертами и 13 студентами, возглавлял один из крупнейших в мире специалистов по взаимодействию государства и некоммерческого сектора, президент Школы управления Херти Хельмут Анхайер (Helmut Anheier).

«Мы рады сотрудничеству с Высшей школой экономики, — говорит Хельмут Анхайер. — Как часть глобальной сети, которая включает в себя Лондонскую школу экономики и политических наук, Институт политических исследований в Париже Sciences Po, колумбийский университет в Нью-Йорке, Национальный Университет Сингапура и другие известные Школы экономики, политологии и государственного управления, мы можем предложить нашим студентам большие возможности сотрудничества по широкому спектру зарубежных исследований».

Эксперты Летней школы выступили с докладами по темам: «Роль инноваций для устойчивости третьего сектора», «Инновации в некоммерческом секторе и межсекторное сотрудничество», «Значение динамики демографической ситуации для некоммерческого сектора на примере России и Германии», «Создание возможностей для инноваций некоммерческих организаций в области культуры и искусства».

Как развивается партнерство между НКО и государством

Каково проблемное поле, в рамках которого ведутся современные исследования роли и места некоммерческих организаций в инновационных процессах, изменяющих общество? Хельмут Анхайер придерживается определения некоммерческого сектора, предложенного в рамках «Проекта сравнительных исследований некоммерческого сектора» Университета Джонса Хопкинса. Доля таких организаций в общей численности занятых в странах ОЭСР достигает 5-7%, что сопоставимо количеством занятых в других крупных отраслях экономики этих стран. Сектор устойчиво растет в последние десятилетия.

Хельмут Анхайер предложил оригинальную периодизацию развития межсекторного партнерства между НКО и государственными органами, ответственными за социальную политику, в странах с высоким уровнем развития некоммерческого сектора. По его мнению, 1980-е можно рассматривать как время появления «нового публичного управления»: государство использует межсекторное партнерство с НКО для реформ в социальной сфере, нацеленных на повышение уровня удовлетворенности граждан социальными услугами и на рост эффективности социальной сферы. В 1990-е межсекторное партнерство используется как инструмент формирования социального капитала («неотоквилианские подходы»). В 2000-е годы акцент смещается на формулу «общественная подотчетность / общественный контроль»: НКО активно привлекаются для повышения прозрачности функционирования общественных институтов, в том числе государственных органов, участвуют в процессах и проектах, призванных повысить качество государственного управления. И наконец, 2010-е — это, по словам Хельмута Анхайера, оды «социальных инноваций», когда некоммерческий сектор и различные формы межсекторного партнерства начинают играть ведущую роль в генерации социальных инноваций.

Государство вовлекает НКО в отношения межсекторного партнерства в целях использовать присущие им по природе организационные преимущества для преодоления инертности государственных социальных учреждений в поиске более эффективных решений старых и возникающих новых социальных проблем. Феномен социального предпринимательства, то есть проектов, зарождающихся на рыночной основе, но сфокусированных на решении социальных задач, ради которого рыночные акторы готовы мириться с прибыльностью бизнеса ниже среднерыночной, становится, по мнению Хельмута Анхайера, ключевым элементом процесса социальных инноваций. Конечной точкой инновационного процесса является повышение качества и доступности социальных услуг и, как следствие, повышение эффективности социальной политики государства.

НКО и социальная политика

Профессор Джобст Фидлер представил опыт Германии в сфере социальных инноваций, реализуемых через межсекторное партнерство. Роль НКО в оказании социальных услуг в Германии традиционно значительна. В рамках реализации социальной политики именно НКО, а не государственные учреждения, оказывают широкий спектр услуг по уходу за детьми и престарелыми, в реализации программ интеграции беженцев и мигрантов, проектов интеграции инвалидов, долгосрочно безработных, в сфере здравоохранения и образования.

Какой научный инструментарий позволяет изучать происходящие процессы? Роли демографических исследований в анализе социальных проблем и вопросов межсекторного партнерства посвятила свое выступление Микаэла Крейенфельд, руководитель исследовательской группы «Жизненный цикл, социальная политика и семья» при Университете Ростока. Демографическая ситуация — один из ключевых факторов, которые определяют как задачи, стоящие перед государством в сфере социальной политики, так и выбор возможных подходов к их решению. В качестве примеров демографических процессов, вызывающих необходимость разработки и проведения специальных мер по адаптации социальной политики Микаэла Крейенфельд привела старение населения, снижение рождаемости, изменения численности «типичной» семьи. Эти процессы затрагивают рынок труда, потребности в услугах здравоохранения, образования, услугах по уходу за малолетними и престарелыми и прочее. В Германии в этих сегментах социальной сферы высока роль НКО. Таким образом, демографические изменения непосредственно влияют на масштабы некоммерческого сектора и состав решаемых им социальных задач.

Между демографическими вопросами и сферой деятельности НКО действительно прослеживается весьма тесная связь, считает Лев Якобсон, первый проректор, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. «Рассматривая демографические тенденции в России, мы не должны забывать, что Россия неоднородна, ее отличает значительное этнокультурное многообразие, — сказал он. — Можно с уверенностью сказать, что все, что связано с демографической ситуацией в России, выдвигает серьезные вызовы перед НКО. Например, это относится к комплексу мер по поддержке женщин, которые растят детей в одиночестве. Также профессор Крейенфельд упоминала высокую долю вдов в России, разрыв с Германией просто ужасающ, в том числе — вдов с детьми. В подавляющем большинстве случаев это связано с высокой смертностью мужчин работоспособного возраста. В свою очередь, это связано с неправильным образом жизни, тяжелыми и небезопасными условиями труда, вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией. Государство не всегда может гибко подойти к решению этих проблем, и это те проблемы, решением которых успешно занимаются многие НКО. Можно упомянуть еще об одиноких пожилых людях в России, о которых некому заботиться. Это огромная проблема, и наиболее естественно было бы привлечь к ее решению НКО».

Впечатления участников

Наталья Левочкина, доцент Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, автор 172 научных публикаций:

На протяжении всех дней Летней школы мы вели разработку коллективных исследовательских проектов, тематику которых можно было выбрать, учитывая наши предпочтения, — рассказывает. — В последний день занятий прошла защита проектов, так что участники могли получить эффективную «обратную связь» от экспертов и других слушателей школы.

Если говорить о моих научных интересах, то они стали естественным продолжением практической деятельности. Мое сотрудничество с общественными некоммерческими организациями началось в 2005 году, а уже в 2010-м я стала исполнительным директором омского отделения «Мемориала». Реализация благотворительных проектов порой требует немалых затрат, и одна из главных забот любой общественной организации — поиск финансовых ресурсов. Поэтому для меня как исследователя особую значимость имело обсуждение на Летней школе механизмов и инструментов повышения финансовой устойчивости общественных организаций и их роли в решении социальных и экономических проблем в регионах.

Нильс Боэхм, выпускник магистратуры Школы управления Херти 2015 года:

Программу Летней школы удачно дополнили презентации слушателей по их сегодняшней научной работе. Я рассказал о своем опыте инноваций и их последствий для организаций гражданского общества. И эти наработки использовал для участия в групповом проекте «Взаимодействие тысячелетия», основная цель которого заключалась в исследовании льготных и бесплатных программ в культурных учреждениях США.

На Летней школе я почерпнул для себя много интересного и полезного, это касается и общения с представителями академического сообщества, и знакомства с практиками в сфере гражданского общества России. В частности, мы посетили местную некоммерческую организацию, которая обеспечивает в одной из московских больниц культурную программу для тяжелобольных детей.

В этом году Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора во второй раз прошла в формате официальной программы повышения квалификации ВШЭ. И все слушатели с высшим образованием получили удостоверения государственного образца о повышении квалификации.

Татьяна Богословская, специально для новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.