• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеНа летней школе изучили этапы создания онлайн-курсов от замысла до воплощения

На летней школе изучили этапы создания онлайн-курсов от замысла до воплощения

Как создать идеальный массовый онлайн-курс? Любые ли дисциплины могут быть реализованы в этом формате? Каковы механизмы маркетингового продвижения таких курсов и какова роль психометрической аналитики в их разработке? Ответы на эти и другие вопросы искали слушатели летней школы «МООС: от замысла до воплощения», организованной Центром развития образовательной среды ВШЭ.

MOOC в университетах

Сегодня массовые онлайн-курсы (МООС) — одно из самых динамично развивающихся направлений дистанционного образования. Свои курсы предлагают передовые мировые университеты, их читают лучшие в своей области специалисты и исследователи, а аудитория ведущих образовательных платформ (Khan Academy, Coursera, Udacity) исчисляется миллионами пользователей.

Основная задача школы — познакомить слушателей с наиболее успешными мировыми проектами по созданию массовых открытых онлайн-курсов, с существующими технологиями в этой области, а также методами продвижения курсов. «Важно формировать общее понятийное поле и общее понимание проблем, делиться опытом и находками, потому что без диалога, нормальной научной дискуссии, развитие невозможно, — считает проректор ВШЭ Сергей Рощин. — Именно поэтому мы заинтересованы, чтобы как можно больше коллег и университетов имели опыт в создании MOOC и делились им — это создает общее пространство для совместного развития. И именно поэтому Вышка организовала эту школу».

Разработчикам онлайн-курсов нужно по-новому взглянуть на традиционные способы оценки, а также быть готовыми к творчеству и созданию новых инструментов

Аббакумов Дмитрий Федорович
научный сотрудник Центра мониторинга качества образования

«Высшая школа экономики является лидером среди российских университетов по внедрению MOOC на нашей платформе, — говорит Инесса Роман-Погоржельская, отвечающая за взаимодействие Coursera с российскими партнерами. — В 2014 году у нас было запущено 22 курса ВШЭ, часть из них на русском языке, часть — на английском. Так что мне кажется правильным, что именно Вышка задает тон, делится своим опытом с другими университетами».

На школу в Учебный центр ВШЭ «Вороново» приехали представители 10 российских университетов. Некоторые из них только планируют разрабатывать собственные курсы в формате MOOC, у других уже есть конкретные планы по размещению курсов на крупнейшей образовательной платформе Coursera. В школе также приняли участие люди из бизнеса, делающие ставку на использования MOOC для корпоративного обучения.

«Можно спорить о том, чем являются для современного образования массовые открытые онлайн-курсы — вызовом или возможностью, но это не отменяет того факта, что в ближайшие годы онлайн-образование будет продолжать набирать обороты, — считает один из спикеров школы, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Аббакумов. — Вопрос, какое участие в этом будет принимать Россия: смотреть со стороны или разрабатывать новые технологии, предлагать свои решения. Например, одним из вызовов в MOOC сегодня является поиск оптимальных инструментов оценивания знаний студентов. Это значит, что разработчикам онлайн-курсов нужно по-новому взглянуть на традиционные способы оценки, а также быть готовыми к творчеству и созданию новых инструментов».

Спикерами школы стали организаторы онлайн-проектов из вузов, входящих в топ-50 в мире (по версии Times Higher Education): Лорен Оуэнс из универстета Пенсильвания, Бет Сайсон из Университета Калифорнии, Ден Гроссман, университет Вашингтона. «Понимание того, как организованы основные процессы разработки и использования курсов в ведущих университетах мира, возможность задать экспертам интересующие вопросы — это залог успеха будущих проектов участников школы», — считает директор Центра развития образовательной среды ВШЭ Евгения Кулик.

MOOC от Танзании до Сибири

Результатами трехдневной работы на школе стали индивидуальные и групповые проекты участников по созданию массового онлайн курса, а также стратегии его внедрения и маркетингового сопровождения.

Ольга Ечевская из Новосибирского государственного университета рассказала о том, что ей как руководителю проекта по созданию MOOC полезно было увидеть процесс целиком — от задумки до запуска, понять, как это может быть организовано в вузе и про какие вещи нельзя забывать, разрабатывая онлайн-курсы в таком формате (об интеллектуальном праве на фотографии, о предсказуемости ответов в тестах, о грамотности самих вопросов и др.). «У нас уже был опыт создания открытых онлайн курсов, тогда на предварительном этапе выпало несколько ключевых моментов, из-за чего очень многое пришлось делать заново уже после того, как видео было снято, — рассказывает она. — Интересно было посмотреть и на техническую работу — как снимают, на каком оборудовании. Для наших преподавателей, которые также приехали на школу, очень полезной оказалась мастерская «Планирование содержания курса — технология и приемы». Например, у нас были сомнения, включать ли в курс лабораторные съемки, теперь мы точно знаем, что они нужны, опыт коллег показывает, что они привлекают аудиторию».

Очень полезной оказалась информация, представленная спикерами из американских университетов, выступавшими по скайпу. Есть ощущение, что мы не изобретаем велосипед, а работаем в одном ключе с ведущими вузами, имеющими опыт в создании и внедрении MOOC

Станислав Белецкий планирует развивать онлайн-образование в университете Додомы (Танзания), где он преподает русский язык студентам — будущим экскурсоводами и где через год планируется открыть совместный с Сибирским федеральным университетом бакалавриат по русской филологии. В Танзании бакалавриат длится три года, в России — четыре. Возникла идея отправлять студентов на четвертый год в Россию, чтобы они получали еще российский диплом, а академическую разницу в дисциплинах и часах частично должны покрыть различные дистанционные курсы, в том числе в формате MOOC.

По словам Станислава, уже на школе у него родилась идея создания онлайн-курса для подготовки к тестированию по русскому языку как иностранному. Такой продукт, по его мнению, будет востребован иностранцами, которым по какой-то причине необходим сертификат, и мигрантами, которые уже живут в России и собираются получить гражданство РФ.

«Мы пока находимся на стадии разработки необходимой документации, впереди — технологическая разработка и апробация этих курсов. Поэтому для меня было важно посмотреть на то, какие ошибки совершают обычно новички, увидеть на примерах, как надо, а как не надо снимать, — говорит Наталья Назарова, заместитель директора Института открытого образования (Нижегородский государственный университет). — Очень полезной оказалась информация, представленная спикерами из американских университетов, выступавшими по скайпу. Есть ощущение, что мы не изобретаем велосипед, а работаем в одном ключе с ведущими вузами, имеющими опыт в создании и внедрении MOOC».

По словам Ирины Китицы, руководителя Вебинар-Академии в компании Webinar.ru, первый онлайн-курс, созданный компанией, объяснял клиенту, как грамотно пользоваться этой платформой для того, чтобы добиться успеха в бизнесе, как использовать вебинары для онлайн-обучения, маркетинга и продаж. «Мы планируем включить несколько видеороликов в новый курс по внедрению дистанционного обучения в компаниях, поэтому для меня на школе было главным понять, как происходит процесс самой съемки».

 

Инесса Роман-Погоржельская о трендах массового онлайн-образования глазами Coursera:

Глобализация образования. Тренд очевидный, например, количество пользователей из США и Канады (31 %) на Coursera сопоставимо с количеством пользователей из Европы (27%) и Азии (27%), но что он значит для университетов? Усиливается конкуренция — теперь нужно конкурировать не только с вузами в своем городе или в стране, но и с ведущими университетами мира.

Мобилизация образования. Люди переходят на планшеты, телефоны и активно используют их образовательных целей (30% учащихся пользуются Coursera с мобильных устройств, 60% из них используют только мобильные).

Образование для карьеры. Большинство пользователей Coursera — это взрослые люди с образованием и полной занятостью, которые проходят онлайн-курсы не просто чтобы узнать что-то новое, у них есть конкретные карьерные цели. С помощью MOOC многие добирают навыки, которые им не дали в университете. Особенно это заметно в таких областях, которые либо не существовали 10 лет назад, либо очень активно развиваются — разработка мобильных приложений, большие данные, геймификация. Фактически люди получают новые специальности.

Образование по требованию. Люди хотят получать доступ к знанию тогда, когда у них есть на это время, а не когда начинается какая-то сессия. Поэтому Coursera сейчас переводит все курсы в формат по требованию — человек может в любой момент начать занятия.

Индустрия + вузы. Индустрия, бизнес все больше вовлекаются в процесс онлайн-образования вместе с вузами, и учащиеся очень ценят, когда в рамках курса они делают конкретный проект для конкретной компании.

Симбиоз онлайна и оффлайна. Онлайн-технологии становятся частью очного учебного процесса в университете, благодаря чему преподаватели могут не тратить время на рутинные вещи, большинство слушателей говорят о том, что предпочли бы осваивать материал по лекциям, а не по учебнику.

Обучение, основанное на данных. Образовательные платформы дают возможность для серьезной аналитики, в частности, можно анализировать аудиторию и ее запросы, а затем использовать эту информацию для достижения стратегических целей университета.

Вам также может быть интересно:

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

В Высшей школе экономики стартовали вступительные испытания для иностранных абитуриентов в онлайн-формате

В 2017 году НИУ ВШЭ впервые проводит вступительные испытания для иностранных граждан, поступающих в бакалавриат, с использованием онлайн-технологий.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.