• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.

— Вы уже не первый год сотрудничаете с Высшей школой экономики, каковы конкурентные преимущества ВШЭ на образовательном рынке?

— Прежде всего, это большой опыт в области социально-экономических наук. Но для меня крайне важным является тот факт, что университет уже давно не ограничивается этими традиционными для него дисциплинами. ВШЭ сейчас активно приобретает известность в мире, например, и в области математики.

Еще одна отличительная особенность Высшей школы экономики — международная ориентированность, что отличает ее от всех остальных российских вузов.

— Какие приоритеты у иностранных студентов при выборе вуза?

—Как ни удивительно, большинство иностранных студентов, когда ищут, где учиться, учитывают факторы, о которых мы зачастую даже не задумываемся. Конечно, для некоторых из них очень важна научная составляющая, особенно для студентов магистерских программ, которые стремятся углубить свои знания в конкретной области. Но студенты бакалавриата, а именно они составляют большинство едущих учиться за границу, учитывают гораздо больше разных вещей. Они выбирают университет, где смогут получить не только академическое образование (возможно, это образование доступно им и в своей стране), но еще и возможности для личностного развития. А еще их зачастую привлекают какие-то не самые важные факторы. Например, в США было замечено, что если в течение года определенный университет демонстрирует успехи в спорте, например, в баскетболе, то на следующий год он получает огромный наплыв абитуриентов. Их привлекает баскетбол!

Еще один важный фактор — экономический. Абитуриенты выбирают университет, где преимущества поездки за границу будут адекватны расходам.

Ну, и конечно немаловажно — это возможность взаимозачетов. Одна из проблем, с которой сталкиваются студенты, в особенности, те, которые едут не на весь курс обучения, — это получение зачетов (кредитов). Они хотят быть уверены, что по возвращении в свой университет их курсы будут зачтены — иначе они теряют семестр или год.

— На ваш взгляд как ведущего эксперта в области образования, какие направления развития будут наиболее перспективны в ближайшее десятилетие?

— Я считаю, что наиболее перспективным является междисциплинарный подход, а не конкретные направления. Именно это мы наблюдаем в мире сегодня. Наилучшие перспективы развития демонстрируют области, которые не ограничиваются одной тематикой. Поэтому важная задача ВШЭ и других мировых университетов — это иметь гибкий учебный план и давать студентам возможность комбинировать различные специальности, создавая собственное портфолио. Что может быть общего между нейронауками, математикой и музыкой? Казалось бы, ничего, но для конкретного человека именно такая комбинация может оказаться тем сочетанием, которое сделает его успешным профессионалом. Так что я считаю, что университетам необходимо развивать не конкретные области знаний, а гибкую структуру, которая позволит студентам создавать профессиональные портфолио.

Важно помнить, что подавляющее большинство профессий будущего, особенно в развитых странах, — это профессии, которых сегодня еще не существует. Это значит, что мы как институты должны быть готовы к такой неопределенности и готовить студентов с учетом этих реалий.

— Значит, ключ к успеху сегодня — это междисциплинарный подход?

— Да, именно так. Потому что никто не может предсказать, каким будет будущее. Но можно с уверенностью сказать, что оно будет сильно отличаться от настоящего. Нам нужно вооружать студентов инструментами будущего, а не инструментами прошлого, а так, к сожалению, и происходит во многих вузах по всему миру.

— Считается, что сегодня некоторые университеты ради рейтингов уделяют больше внимания науке и привлечению специалистов, чем работе со студентами. Это так?

— К сожалению, да. Это происходит по множеству причин. Во-первых, рейтинги университетов придают очень большое значение этим факторам: например, сколько Нобелевских лауреатов преподают в университете, сколько у вуза публикаций и т.п. Под влиянием рейтингов вузы сосредотачивают усилия на этих индикаторах качества, а студенты становятся жертвой такой политики. Есть такая шутка: при таком подходе идеальный университет — это университет без студентов. Но это очень печально, потому что основной вклад университетов в развитие общества — это подготовка студентов, у которых будут навыки, необходимые, чтобы стать увлеченными, продуктивными и полезными гражданами будущего. А университеты должны вырабатывать такие стратегии, чтобы и преподаватели, и управленцы понимали главное: те ребята, которые приходят учиться — это основа основ нашего высшего образования.

— Тогда ваш совет — как вузам правильно выстраивать продвижение научных достижений в англоязычной среде?

— Узнаваемость вуза во многом зависит от уровня его исследований, потому что они сами по себе уже будут пропуском во многие издания. А во-вторых, конечно, нужно учиться правильно общаться с международной аудиторией. Надо не только проводить качественные исследования, но и уметь правильно рассказать о них.

— Если говорить о сложной политической ситуации, которая сложилась сегодня, может ли глобальное образование ее изменить?

— Это может казаться наивным, но я действительно верю, что образование — это лучший проводник социальной мобильности по всему миру. Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир вне привычной точки зрения, дает людям возможность ценить и признавать разнообразие, разницу мнений, а также прививает навыки, которые пригодятся в будущем. Исследования показывают, что успешными профессионалами будущего станут люди, которые хорошо владеют предметами и междисциплинарным подходом, которому они обучались, но, что еще важнее, — которые умеют работать в команде и говорят как минимум на одном, а еще лучше двух или трех иностранных языках. Это будут люди, способные признавать и ценить разнообразие, быть толерантными, а также обладающие любопытством и желанием учиться на протяжении всей жизни.

Только образование решает все эти задачи. Так что я верю, что мир изменится к лучшему. Чем больше мы даем студентам возможностей познавать мир, тем более вероятно, что в будущем они станут проводниками перемен в обществе.

Если хотите, университет — это позитивная общественная лаборатория перемен.

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

От Владивостока до Филадельфии: кого Вышка учила этим летом

В начале августа завершается очередной Летний университет ВШЭ. Впервые участие в нем принимала группа российских студентов из Дальневосточного федерального университета.

«Зеленая экономика», инвестиции Китая и изоляционизм: завершилась российско-китайская Летняя школа

С 4 по 11 июля на факультете мировой экономики и мировой политики проходила девятая российско-китайская Летняя школа по международным отношениям. На ней собрались студенты и исследователи из Вышки и Восточно-китайского педагогического университета.

Открылся шестой Летний университет НИУ ВШЭ

В этом году Летний университет Вышки соберет около 200 студентов из 32 стран Европы, Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Впервые вместе с ними будут учиться и студенты Дальневосточного федерального университета.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Ни слова по-русски

Сразу после майских праздников пройдут дни открытых дверей пяти магистерских программ НИУ ВШЭ, где обучение ведется полностью на английском языке. Программы рассчитаны как на иностранных, так и на российских студентов, которые по окончании университета смогут успешно работать в англоязычной среде.

Благодаря проекту ВШЭ иностранные студенты заговорят на русском, как на родном

Преподаватели и студенты нескольких факультетов Вышки объединили усилия для создания проекта «Как скажешь» — онлайн-курса для иностранных студентов, которые хотели бы не просто выучить грамматику, но и понимать особенности разговорной речи.

Калькулятор стипендий и грантов для иностранных абитуриентов

Для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат ВШЭ, существует система стипендий и грантов. Они позволяют снизить стоимость обучения в Вышке — в том числе по результатам вступительных испытаний. Теперь на сайте ВШЭ есть специальный калькулятор, который показывает, на какую именно скидку на той или иной бакалаврской программе может рассчитывать абитуриент в зависимости от набранных им баллов.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.