• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.

— Вы уже не первый год сотрудничаете с Высшей школой экономики, каковы конкурентные преимущества ВШЭ на образовательном рынке?

— Прежде всего, это большой опыт в области социально-экономических наук. Но для меня крайне важным является тот факт, что университет уже давно не ограничивается этими традиционными для него дисциплинами. ВШЭ сейчас активно приобретает известность в мире, например, и в области математики.

Еще одна отличительная особенность Высшей школы экономики — международная ориентированность, что отличает ее от всех остальных российских вузов.

— Какие приоритеты у иностранных студентов при выборе вуза?

—Как ни удивительно, большинство иностранных студентов, когда ищут, где учиться, учитывают факторы, о которых мы зачастую даже не задумываемся. Конечно, для некоторых из них очень важна научная составляющая, особенно для студентов магистерских программ, которые стремятся углубить свои знания в конкретной области. Но студенты бакалавриата, а именно они составляют большинство едущих учиться за границу, учитывают гораздо больше разных вещей. Они выбирают университет, где смогут получить не только академическое образование (возможно, это образование доступно им и в своей стране), но еще и возможности для личностного развития. А еще их зачастую привлекают какие-то не самые важные факторы. Например, в США было замечено, что если в течение года определенный университет демонстрирует успехи в спорте, например, в баскетболе, то на следующий год он получает огромный наплыв абитуриентов. Их привлекает баскетбол!

Еще один важный фактор — экономический. Абитуриенты выбирают университет, где преимущества поездки за границу будут адекватны расходам.

Ну, и конечно немаловажно — это возможность взаимозачетов. Одна из проблем, с которой сталкиваются студенты, в особенности, те, которые едут не на весь курс обучения, — это получение зачетов (кредитов). Они хотят быть уверены, что по возвращении в свой университет их курсы будут зачтены — иначе они теряют семестр или год.

— На ваш взгляд как ведущего эксперта в области образования, какие направления развития будут наиболее перспективны в ближайшее десятилетие?

— Я считаю, что наиболее перспективным является междисциплинарный подход, а не конкретные направления. Именно это мы наблюдаем в мире сегодня. Наилучшие перспективы развития демонстрируют области, которые не ограничиваются одной тематикой. Поэтому важная задача ВШЭ и других мировых университетов — это иметь гибкий учебный план и давать студентам возможность комбинировать различные специальности, создавая собственное портфолио. Что может быть общего между нейронауками, математикой и музыкой? Казалось бы, ничего, но для конкретного человека именно такая комбинация может оказаться тем сочетанием, которое сделает его успешным профессионалом. Так что я считаю, что университетам необходимо развивать не конкретные области знаний, а гибкую структуру, которая позволит студентам создавать профессиональные портфолио.

Важно помнить, что подавляющее большинство профессий будущего, особенно в развитых странах, — это профессии, которых сегодня еще не существует. Это значит, что мы как институты должны быть готовы к такой неопределенности и готовить студентов с учетом этих реалий.

— Значит, ключ к успеху сегодня — это междисциплинарный подход?

— Да, именно так. Потому что никто не может предсказать, каким будет будущее. Но можно с уверенностью сказать, что оно будет сильно отличаться от настоящего. Нам нужно вооружать студентов инструментами будущего, а не инструментами прошлого, а так, к сожалению, и происходит во многих вузах по всему миру.

— Считается, что сегодня некоторые университеты ради рейтингов уделяют больше внимания науке и привлечению специалистов, чем работе со студентами. Это так?

— К сожалению, да. Это происходит по множеству причин. Во-первых, рейтинги университетов придают очень большое значение этим факторам: например, сколько Нобелевских лауреатов преподают в университете, сколько у вуза публикаций и т.п. Под влиянием рейтингов вузы сосредотачивают усилия на этих индикаторах качества, а студенты становятся жертвой такой политики. Есть такая шутка: при таком подходе идеальный университет — это университет без студентов. Но это очень печально, потому что основной вклад университетов в развитие общества — это подготовка студентов, у которых будут навыки, необходимые, чтобы стать увлеченными, продуктивными и полезными гражданами будущего. А университеты должны вырабатывать такие стратегии, чтобы и преподаватели, и управленцы понимали главное: те ребята, которые приходят учиться — это основа основ нашего высшего образования.

— Тогда ваш совет — как вузам правильно выстраивать продвижение научных достижений в англоязычной среде?

— Узнаваемость вуза во многом зависит от уровня его исследований, потому что они сами по себе уже будут пропуском во многие издания. А во-вторых, конечно, нужно учиться правильно общаться с международной аудиторией. Надо не только проводить качественные исследования, но и уметь правильно рассказать о них.

— Если говорить о сложной политической ситуации, которая сложилась сегодня, может ли глобальное образование ее изменить?

— Это может казаться наивным, но я действительно верю, что образование — это лучший проводник социальной мобильности по всему миру. Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир вне привычной точки зрения, дает людям возможность ценить и признавать разнообразие, разницу мнений, а также прививает навыки, которые пригодятся в будущем. Исследования показывают, что успешными профессионалами будущего станут люди, которые хорошо владеют предметами и междисциплинарным подходом, которому они обучались, но, что еще важнее, — которые умеют работать в команде и говорят как минимум на одном, а еще лучше двух или трех иностранных языках. Это будут люди, способные признавать и ценить разнообразие, быть толерантными, а также обладающие любопытством и желанием учиться на протяжении всей жизни.

Только образование решает все эти задачи. Так что я верю, что мир изменится к лучшему. Чем больше мы даем студентам возможностей познавать мир, тем более вероятно, что в будущем они станут проводниками перемен в обществе.

Если хотите, университет — это позитивная общественная лаборатория перемен.

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

«Иностранные студенты, не приехавшие к началу учебного года, смогут учиться дистанционно»

В новой реальности у иностранных студентов (особенно у поступивших в Вышку в 2022 году) возникает много вопросов. Какие перемены ожидаются в университетской системе образования? Как быть, если по объективным причинам не получается прилететь в Москву к 1 сентября? Что Вышка делает для быстрой адаптации иностранных студентов? На эти и другие вопросы новостной службе портала ответил проректор Иван Простаков.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

«Смысл изучения экономики — в достижении всеобщего блага в мире ограниченных ресурсов»

Студентки факультета экономических наук ВШЭ Хан Да Ын из Республики Корея и Ян И из Китая учатся на 4-м курсе бакалаврской программы «Экономика». Как они оказались в России и в НИУ ВШЭ, трудно ли им было выучить русский, а потом осваивать (и очень успешно) на этом чужом и трудном языке все предметы от математики до социологии — об этом они рассказали новостной службе портала.

Прием заявок на стажировку Study Tour Experience завершится 13 февраля

Продолжается прием заявок на весеннюю международную учебную стажировку Study Tour Experience от иностранных граждан, рассматривающих возможность поступления в магистратуру НИУ ВШЭ в этом году. Участники стажировки, которые будут определены по итогам конкурсного отбора, смогут включиться в процесс обучения на магистерских программах университета с 21 февраля по 5 марта. Участие в стажировке бесплатное.

«Было немыслимо выбрать для учебы в магистратуре другой вуз»

Многие выпускники бакалавриата Вышки снова поступают в НИУ ВШЭ — уже в магистратуру. Марина Настас, приехавшая в Высшую школу экономики из Республики Молдова, окончила образовательную программу «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», а сейчас учится на 1-м курсе магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках». Своим опытом поступления она поделилась с новостной службой портала.

Формирование качественного спроса: методы привлечения иностранных абитуриентов в Вышку дают результаты

На заседании Ученого совета ВШЭ подведены итоги приема 2021/22 учебного года по отдельному конкурсу для иностранных граждан. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, на места с платой за обучение и на места, обеспеченные стипендиями правительства РФ, удалось набрать 2055 студентов из 156 стран.

«Сколько бы лет ни прошло, я с гордостью скажу: Вышка — моя альма-матер»

Четверокурсник Шахзод Латипов и третьекурсница Ширин Ахмедова приехали в Москву из Самарканда, чтобы стать студентами Высшей школы экономики. Шахзод учится на факультете социальных наук, Ширин изучает международные отношения на факультете мировой экономики и мировой политики. Новостная служба портала попросила ребят рассказать о своем студенчестве: поступлении в Вышку, учебе, внеучебных активностях.

«В Вышке я нашла все то, что я так долго искала»

Политтехнологи и химики, преподаватели и разработчики, экономисты и переводчики — выпускники Высшей школы экономики работают в абсолютно разных сферах. Студенты ВШЭ получают теоретические знания и практические компетенции почти в двадцати подразделениях университета. Разнообразие программ привлекает и иностранных абитуриентов. Милена Серкебаева и Валерия Конча из Казахстана рассказали новостной службе, что повлияло на выбор профессии, чем им нравится Вышка и какие планы на будущее они строят.

«Я хотела бы в будущем стать преподавателем Вышки»

Третьекурсница факультета права Карина Кужанова и студентка второго курса факультета экономических наук Анна Яценко переехали в Москву из Казахстана ради учебы в Высшей школе экономики. Девушки поделились с новостной службой портала своими впечатлениями от учебы и студенческой жизни в Вышке, а также рассказали, что их больше всего вдохновляет в российской столице.