• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.

— Вы уже не первый год сотрудничаете с Высшей школой экономики, каковы конкурентные преимущества ВШЭ на образовательном рынке?

— Прежде всего, это большой опыт в области социально-экономических наук. Но для меня крайне важным является тот факт, что университет уже давно не ограничивается этими традиционными для него дисциплинами. ВШЭ сейчас активно приобретает известность в мире, например, и в области математики.

Еще одна отличительная особенность Высшей школы экономики — международная ориентированность, что отличает ее от всех остальных российских вузов.

— Какие приоритеты у иностранных студентов при выборе вуза?

—Как ни удивительно, большинство иностранных студентов, когда ищут, где учиться, учитывают факторы, о которых мы зачастую даже не задумываемся. Конечно, для некоторых из них очень важна научная составляющая, особенно для студентов магистерских программ, которые стремятся углубить свои знания в конкретной области. Но студенты бакалавриата, а именно они составляют большинство едущих учиться за границу, учитывают гораздо больше разных вещей. Они выбирают университет, где смогут получить не только академическое образование (возможно, это образование доступно им и в своей стране), но еще и возможности для личностного развития. А еще их зачастую привлекают какие-то не самые важные факторы. Например, в США было замечено, что если в течение года определенный университет демонстрирует успехи в спорте, например, в баскетболе, то на следующий год он получает огромный наплыв абитуриентов. Их привлекает баскетбол!

Еще один важный фактор — экономический. Абитуриенты выбирают университет, где преимущества поездки за границу будут адекватны расходам.

Ну, и конечно немаловажно — это возможность взаимозачетов. Одна из проблем, с которой сталкиваются студенты, в особенности, те, которые едут не на весь курс обучения, — это получение зачетов (кредитов). Они хотят быть уверены, что по возвращении в свой университет их курсы будут зачтены — иначе они теряют семестр или год.

— На ваш взгляд как ведущего эксперта в области образования, какие направления развития будут наиболее перспективны в ближайшее десятилетие?

— Я считаю, что наиболее перспективным является междисциплинарный подход, а не конкретные направления. Именно это мы наблюдаем в мире сегодня. Наилучшие перспективы развития демонстрируют области, которые не ограничиваются одной тематикой. Поэтому важная задача ВШЭ и других мировых университетов — это иметь гибкий учебный план и давать студентам возможность комбинировать различные специальности, создавая собственное портфолио. Что может быть общего между нейронауками, математикой и музыкой? Казалось бы, ничего, но для конкретного человека именно такая комбинация может оказаться тем сочетанием, которое сделает его успешным профессионалом. Так что я считаю, что университетам необходимо развивать не конкретные области знаний, а гибкую структуру, которая позволит студентам создавать профессиональные портфолио.

Важно помнить, что подавляющее большинство профессий будущего, особенно в развитых странах, — это профессии, которых сегодня еще не существует. Это значит, что мы как институты должны быть готовы к такой неопределенности и готовить студентов с учетом этих реалий.

— Значит, ключ к успеху сегодня — это междисциплинарный подход?

— Да, именно так. Потому что никто не может предсказать, каким будет будущее. Но можно с уверенностью сказать, что оно будет сильно отличаться от настоящего. Нам нужно вооружать студентов инструментами будущего, а не инструментами прошлого, а так, к сожалению, и происходит во многих вузах по всему миру.

— Считается, что сегодня некоторые университеты ради рейтингов уделяют больше внимания науке и привлечению специалистов, чем работе со студентами. Это так?

— К сожалению, да. Это происходит по множеству причин. Во-первых, рейтинги университетов придают очень большое значение этим факторам: например, сколько Нобелевских лауреатов преподают в университете, сколько у вуза публикаций и т.п. Под влиянием рейтингов вузы сосредотачивают усилия на этих индикаторах качества, а студенты становятся жертвой такой политики. Есть такая шутка: при таком подходе идеальный университет — это университет без студентов. Но это очень печально, потому что основной вклад университетов в развитие общества — это подготовка студентов, у которых будут навыки, необходимые, чтобы стать увлеченными, продуктивными и полезными гражданами будущего. А университеты должны вырабатывать такие стратегии, чтобы и преподаватели, и управленцы понимали главное: те ребята, которые приходят учиться — это основа основ нашего высшего образования.

— Тогда ваш совет — как вузам правильно выстраивать продвижение научных достижений в англоязычной среде?

— Узнаваемость вуза во многом зависит от уровня его исследований, потому что они сами по себе уже будут пропуском во многие издания. А во-вторых, конечно, нужно учиться правильно общаться с международной аудиторией. Надо не только проводить качественные исследования, но и уметь правильно рассказать о них.

— Если говорить о сложной политической ситуации, которая сложилась сегодня, может ли глобальное образование ее изменить?

— Это может казаться наивным, но я действительно верю, что образование — это лучший проводник социальной мобильности по всему миру. Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир вне привычной точки зрения, дает людям возможность ценить и признавать разнообразие, разницу мнений, а также прививает навыки, которые пригодятся в будущем. Исследования показывают, что успешными профессионалами будущего станут люди, которые хорошо владеют предметами и междисциплинарным подходом, которому они обучались, но, что еще важнее, — которые умеют работать в команде и говорят как минимум на одном, а еще лучше двух или трех иностранных языках. Это будут люди, способные признавать и ценить разнообразие, быть толерантными, а также обладающие любопытством и желанием учиться на протяжении всей жизни.

Только образование решает все эти задачи. Так что я верю, что мир изменится к лучшему. Чем больше мы даем студентам возможностей познавать мир, тем более вероятно, что в будущем они станут проводниками перемен в обществе.

Если хотите, университет — это позитивная общественная лаборатория перемен.

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day

В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.

«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»

19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов

Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.

Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»

В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.

Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда

НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».

Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов

В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.

«Это путешествие изменило меня к лучшему»

На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.

Иностранные студенты НИУ ВШЭ узнали об истории и традициях Масленицы

22 февраля в корпусе НИУ ВШЭ на Старой Басманной, где расположен факультет гуманитарных наук, состоялось мероприятие по адаптации иностранных студентов под названием «Масленица». Российские сверстники рассказали им, что такое Масленица, провели традиционные масленичные игры и аттракционы, угостили блинами со сгущенкой. В свою очередь национальные клубы НИУ ВШЭ, объединяющие представителей различных диаспор, ознакомили гостей праздника со своими традициями проводов зимы и организовали дегустацию национальных блюд.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.