• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»

Первокурсники программы «Прикладная математика и информатика»

В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.

Ксения Паниди, «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

75 олимпиадников из 83 первокурсников, зачисленных на бюджетные места

В этом году на Всероссийской олимпиаде по экономике было вручено больше дипломов, чем в предыдущие годы. И поскольку наша программа уже приобрела достаточно хорошую репутацию именно у победителей Всероса, мы были готовы к увеличению числа первокурсников. С другой стороны, набор этого года состоялся сразу после первого выпуска, который наглядно продемонстрировал высокий процент поступивших на PhD-программы и успешное трудоустройство выпускников. Я думаю, эти факты также помогли абитуриентам остановить свой выбор на совместном бакалавриате. В целом наша программа дает широкое образование, учит развивать кругозор и не замыкаться на какой-либо одной узкой теме. Полученные навыки позволяют выпускникам, во-первых, быть готовым к разным путям развития карьеры, и, во-вторых, помогают ориентироваться в новой непривычной среде. Но еще важна, конечно, и та среда, в которой учатся наши студенты. А это — талантливые однокурсники и сильный преподавательский состав.

 

Юрий Ландер, «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

36 олимпиадников из 44 первокурсников, зачисленных на бюджетные места

Олимпиады сегодня превратились в альтернативный способ поступления, соответственно, охватывают всё большее число школьников. Важная особенность многих олимпиад — они оценивают скорее способность мыслить, нежели специальные знания. В результате наша программа оказалась доступной не только тем, кто заранее готовился стать лингвистом, но и ребятам с широким кругом интересов. Мы надеемся, что в новом наборе студентов будет проще учить мыслить именно по-лингвистически, потому что определенные задатки такого мышления у них уже есть.

Мне кажется, в программе ребят привлекает некоторая степень свободы в процессе обучения, возможность выбрать дисциплины по выбору. Кстати, лекции у нас читают не только лингвисты. В частности, мы очень рады, что в этом году среди преподавателей программы будут замечательный антрополог Андрей Мороз и  известный специалист по формальной семантике Сергей Татевосов. Также мы расширили список языков, о которых могут получить представления наши студенты. Например, в этом году стартует семинар по чукотско-камчатским языкам, расширился курс по языку жестов (одно из наиболее бурно развивающихся областей лингвистики). Наши студенты активно участвуют в разнообразных проектах, как компьютерных (например, связанных с корпусной лингвистикой), так и фундаментальных, в том числе полевых. Крайне важно, что мы имеем возможность приглашать к ребятам видных исследователей, не работающих в Вышке — не только из России, но и из Америки и Европы. Мы также отправляем лучших студентов на стажировки в Финляндию, Францию, Швейцарию, Норвегию. В этом году мы установили связь с Университетом Болоньи в Италии и в скором времени собираемся отправить на стажировку первых «ласточек».

И еще мне кажется, что многих ребят привлекает романтика экспедиций, которые мы регулярно проводим для того, чтобы в полевых условиях исследовать диалекты и языки, как народов России, так и мира.

 

Антон Конушин, «Прикладная математика и информатика»

104 олимпиадника из 125 первокурсников, зачисленных на бюджетные места

Сильных студентов (победителей и призеров всероссийской олимпиады и олимпиад 1-го уровня), на мой взгляд, привлекает система «пилотного потока», которая вводится с этого года. Система предполагает углубленное изучение всех обязательных профильных предметов первого курса и некоторых дисциплин второго года обучения. Победителей и призеров олимпиад 2-го уровня привлекает более высокий уровень льгот при поступлении, при том, что по сравнению с прошлым годом мы повысили требования. Также большой бонус программы в том, что она активно поддерживается компанией Яндекс.

Другие плюсы: ведение семинарских занятий и проектной работы специалистами-практиками ведущих компаний, большая доля проектной работы, актуальные курсы по востребованным разделам компьютерных наук. В этом году мы открываем ряд новых факультативов, например, вводный курс по биоинформатике. Вообще надо сказать, что наша программа очень молодая, ей всего год. Поэтому в ближайшие два года мы планируем создавать новые курсы специализаций для 3-4 года обучения, расширять тематику уже существующих дисциплин, формировать систему командных проектов для 3 курса и увеличивать число компаний-партнеров программы.

Вам также может быть интересно:

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Я — профессионал»: как пройти стажировку на олимпиаде

Стартовала стажерская программа Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Участие в программе дает возможность учащимся вузов разных направлений попробовать свои силы и на три месяца стать частью команды интеллектуальных состязаний. «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

Определены победители финала НТО по профилю «Искусственный интеллект»

Названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Искусственный интеллект», который уже второй год оказывается самым популярным по количеству регистраций из 41 направления НТО. В этом сезоне участниками соревнований стали более 6300 человек из 84 регионов России, а также Казахстана, Молдовы и Узбекистана. В финал вышли 104 школьника из 28 регионов России. Среди субъектов РФ по числу финалистов лидируют Москва (26 человек), Санкт-Петербург (16 человек) и Новосибирская область (13 человек).

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.