• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Практика на Балтике» разворачивается на Восток

Международная летняя школа «Практика на Балтике», организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ, отметила свое 15-летие. Ее организаторы и участники рассказывают о главном, что нужно знать о «Практике», и о том, почему спустя 15 лет школа сменит направление развития.

«Практика на Балтике» — старейшая летняя школа Вышки

«Мы были инициаторами самого формата летней школы в ВШЭ, — говорит заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ и руководитель школы Нина Беляева. — Первые несколько лет «Практика на Балтике» была единственной летней школой, проводимой нашим университетом. Мы придумали и развивали свой бренд, показывая пример другим, и сегодня в Вышке уже больше тридцати таких летних школ».

«Практика» встроена и в учебный процесс в Вышке. Успешное прохождение летней школы позволяет студентам зачесть на своей программе три образовательных кредита.

Почему «практика» и почему «на Балтике»?

Балтийские страны, готовясь к вхождению в Шенгенскую зону, в начале 2000-х годов стали вводить визовый режим с Россией, что создавало серьезные проблемы для Калининградской области. Было не совсем понятно, как в новых условиях организовывать перемещение людей и товаров между «материковой» Россией и этим полуанклавом. «Это был абсолютно практический вопрос и в то же время политический, поэтому он и заинтересовал кафедру публичной политики, — объясняет Нина Беляева. — Наш первый «рывок» на Куршскую косу был за тем, чтобы посмотреть, что в этом регионе вообще происходит и можно ли его «привязать» к России, не дать ему оторваться от остальной страны. Поездка показала, что местным властям также не хватает об этом знаний».

Первые школы активно сотрудничали с муниципалитетами в Светлогорске, Калининграде, Зеленоградске. Сначала результативные группы структурировались по отдельным аспектам проблемы: политическим, экономическим, управленческим, но уже на третьей школе формат обсуждений был изменен и стал междисциплинарным.

Школа дает возможность для фантастического кадрового роста, это площадка, на которой студенты могут проверить свои силы

После Калининградской области «Практика» решила объехать весь балтийский регион, школы проводились в Литве, Латвии, Эстонии, вновь в России (в Петергофе, в Карелии), Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и в совсем «небалтийских» Бельгии и Италии.

Студенты как главные организаторы школы

«Практика на Балтике» — это место, где студенты не только учатся и занимаются исследованиями, но и получают организаторский опыт. Собственно, первые летние школы организовывали сами студенты. Для кого-то именно проведение школы стало первым опытом менеджерской работы. «Школа дает возможность для фантастического кадрового роста, это площадка, на которой студенты могут проверить свои силы», — говорит Нина Беляева.

Простой пример: нынешний заместитель заведующего кафедрой публичной политики и член Ученого совета ВШЭ Зинаида Погосова участвовала в «Практике на Балтике» еще будучи студенткой бакалавриата. Преподаватель Максим Маркин ездил на Балтику пять раз, пока не стал организатором другой школы по социологии.

Как устроена школа

«Во время своей первой поездки на нашу летнюю школу я выступал не только как участник, но и имел отношение к ее организации, — рассказывает аспирант Вышки Артем Ульданов. — За два месяца до ее начала я занимался рассылками потенциальным участникам, оформлением российских виз (школа проходила в России) для ряда иностранных экспертов, работой с сайтом летней школы. Я заранее знал примерную программу и, кроме того, у меня была возможность получить информацию о школе от людей, участвующих в ней долгие годы. Так что я ожидал интенсивную работу, дискуссии и полную вовлеченность. Ожидания полностью оправдались. Было несколько дней, когда мы заканчивали работать в группе около 3-4 часов ночи, так как готовили презентацию по работе института бизнес-омбудсмена в России».

По мнению Ульданова, проведение летней школы в разных местах дает дополнительные преимущества. Школа строится таким образом, чтобы ее тематика совпадала с проблематикой региона, в котором она проводится, и в качестве экспертов приглашаются люди, знакомые с местным контекстом. Кроме того, в случае, когда школа проводится в месте, интересном с точки зрения туризма, организаторы стараются выделить день на поездки и посещение достопримечательностей.

Школа, на которой встречаются самые разные исследователи

За 15 лет участниками школы побывали студенты почти всех факультетов Вышки — сказывается ставка организаторов школы на междисциплинарность. Причем темы исследований часто предлагаются самими студентами.

Скажем, сейчас тема Болонского процесса и встраивания в него России кажется вполне обычной, но 10-15 лет назад о ней мало кто мог говорить компетентно. В 2004 году группа студентов факультета права занялась на «Практике» именно этим вопросом. «От меня всё это было далеко, но студенты тогда очень заинтересовали меня презентацией, которую они сделали, — вспоминает Нина Беляева. — И уже следующей осенью мы с ними подготовили доклад о Болонском процессе и роли России в нем, выиграли конкурс DAAD (Германской службы академических обменов) и отправились туда с презентацией. Вот так я благодаря студентам стала специалистом по Болонскому процессу, связалась с Болонским университетом, и уже несколько лет у нас действует соглашение о двойных дипломах».

Среди участников Балтики было много знаменитых экономистов Вышки — Рустем Нуреев, Алексей Белянин, Владимир Козлов. Поскольку «Практика» часто проводится на приграничных территориях, несколько лет назад студенты заинтересовались проблемой трансграничного сотрудничества и работали над этой темой под руководством профессора Алексея Скопина. Команда Скопина была включена в состав аналитической группы при Минэкономразвития по подготовке закона о приграничном сотрудничестве.

Школа — это не просто красивые места и отличная команда, но и возможность запустить серьезные исследования, которые заканчиваются научными публикациями

Вместе со специалистами по формальному анализу концептов (Formal Concept Analysis) (прежде всего, Сергеем Объедковым, нынешним академическим директором аспирантской школы по компьютерным наукам) студенты придумывали инструменты для поиска скрытых смыслов в различных текстах. Таким образом они, например, анализировали международные документы и речи политиков, отражавшие восприятие и место России в глобальном мире.

Под руководством профессора Юрия Фогельсона и при поддержке Российского союза страховщиков участники школы разрабатывали страховую схему, которая бы гарантировала защиту прав российских автомобилистов в странах ЕС. А под руководством ординарного профессора ВШЭ Фуада Алескерова участники «Практики» проводили полевые исследования, которые легли в основу нескольких публикаций о развитии гражданского общества. «Мы приучали студентов, что школа — это не просто красивые места и отличная команда, но и возможность запустить серьезные исследования, которые заканчиваются научными публикациями», — подчеркивает Нина Беляева. По итогам каждой школы уже несколько лет издаются сборники статей на английском языке, позволяющие студентам-авторам получать повышенные стипендии.

Как «Практика» начала меняться

15-я школа проходила совсем далеко от Балтики — в Милане. Это был явный сигнал к переменам — не только географическим, но и в самом формате школы. «Мы решили совместить традиционный учебный формат «Практики» с большой международной научной конференцией», — поясняет Нина Беляева.

В Милане в это время (в июле) проходила Международная конференция по публичной политике (ICPP). Участники «Практики» получили возможность самостоятельно представить на секциях конференции свои исследования. В частности, студентка программы «Политический анализ и публичная политика» Анастасия Лукьянова выступила с докладом, в котором сравнивала систему Европейского суда по правам человека, который действует на уровне Совета Европы, и Суда Европейского союза. Решения двух этих судебных систем часто различаются. Лукьянова, проанализировав их практику, показала, как можно существовать в такой сложной правовой среде.

Для студентки той же программы Анастасии Галиной выступление в Милане стало первым опытом участия в международной конференции. «Мы подготовили исследование “Ukrainian Protests (2013-2014) in the Context of Multiple Cleavages: Main Explanatory Factors and Foundations”, — рассказывает она. — Изучали Евромайдан, анализировали, какие разногласия возникают между его сторонниками и противниками».

А Екатерина Узойкина представила статью «“Je Suis Charlie”: The Formation of Global Public and its Discourse», написанную в соавторстве с Ниной Беляевой. «Я исследовала французский кейс, который из локального превратился в глобальный, поскольку всё большую роль сегодня играет интернет, создание сообществ, лоббирование своих интересов в сети, — говорит Екатерина. — Выступая перед большой аудиторией иностранных экспертов, чувствуешь волнение, но этот доклад стал для меня отличной тренировкой».

Разворот на Восток

«Балтийский регион за 15 лет мы весь объехали, хочется найти новое измерение, в том числе территориальное», — говорит о причинах «переформатирования» школы Нина Беляева.

Возможных пути два. Либо уходить вглубь России, начиная, например, с Волги и Урала, потому что там находятся Нижегородский и Пермский кампусы ВШЭ. Либо выдвигаться далеко на Восток. «Везде, куда мы приезжали, мы помогали решать проблемы той территории, на которой проводилась школа, и также мы можем делать в кампусах Вышки или за рубежом», — считает Нина Беляева.

Англоязычная магистерская программа «Политический анализ и публичная политика», которую реализует кафедра публичной политики, — самая интернационализированная в Вышке. На ней есть студенты и из Азии, которые приглашают следующую «Практику» в свои страны. Среди возможных вариантов — Марокко, Таиланд, Сингапур.

Кстати, умение за короткий срок сработаться с представителями разных культур и академических традиций — еще один навык, приобретаемый на школе. «Исследовательская работа с иностранными студентами на летней школе бывает интересной как раз из-за разных взглядов как на проблематику исследования, так и на теоретико-методологические подходы, — говорит Артем Ульданов. — Я не сталкивался с ситуацией, когда иностранные студенты «давили бы авторитетом» своих русскоязычных коллег, обычно присутствует здоровая дискуссия и синтез разных предложений по ее итогам».

Окончательное решение о месте проведения «Практики-2016» (слово «практика» в названии школы решено сохранить в любом случае) будет принято решением Студенческой Палаты — по итогам обсуждения предложений, представленных инициативными группами.

«Важно, чтобы студентам самим было интересно этими вещами заниматься, — говорит Нина Беляева. — Во многом именно этим объясняется наш успех».

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.