• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»

Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.

Мероприятие, организованное факультетом бизнеса и менеджмента ВШЭ, получило необычное название — HR-мальчишник. Но это название не должно вводить в заблуждение: среди нескольких десятков студентов, ставших его участниками, было много девушек. А «мальчишник», как пояснила организатор мероприятия Гульшат Суханова, составили главные спикеры встречи — руководители HR-подразделений восьми крупных российских и международных компаний и один заокеанский эксперт в сфере менеджмента. По телемосту из Монреаля со студентами общался профессор Макгиллского университета Генри Минцберг, известный во всем мире своими неординарными взглядами и исследованиями в области менеджмента.

Профессор Минцберг, строго говоря, не специализируется в сфере HR — он вообще заметил, что понятие human resources вызывает у него неприятие. Работников любой компании, на его взгляд, нужно воспринимать как human beings, личностей, а не как «ресурсы», сопоставимые с материальными.

Но значимость работы с людьми при таком подходе вовсе не уменьшается. Большая часть сессии вопросов и ответов, которую Генри Минцберг провел со студентами ВШЭ, касалась именно взаимоотношений внутри компании, проблем лидерства, доверия в коллективе, а также стратегий коммуникации с внешней публикой.

«Отрыв от коллектива», которым нередко страдают менеджеры высшего звена, может привести к печальным последствиям для бизнеса. Генри Минцберг привел пример авиакомпании, качество обслуживания на рейсах которой было крайне низким. Стюарды, вынужденные оправдываться перед пассажирами, утверждали, что они многократно обращались к руководству компании относительно этой проблемы, но реакции не было. Почему же глава компании сам не заметил проблем с сервисом, ведь он летал теми же рейсами? Оказалось, что он ни разу не летал экономическим классом, а всегда располагался в бизнес-классе, где обслуживание было на уровне. Хотя, как заметил Минцберг, главе авиакомпании «очень просто было бы поставить себя на место рядового клиента — он же не директор похоронного бюро».

Этот пример также вскрывает проблему лидерства, управленческой иерархии. «Я не утверждаю, что лидеры не важны, — сказал Генри Минцберг. — Проблема с лидерством в том, что само это слово «намекает» на единоличие, а мне это не нравится, даже если этот лидер замечательный человек, который прекрасно умеет всех мотивировать».

Главе авиакомпании «очень просто было бы поставить себя на место рядового клиента — он же не директор похоронного бюро»

Лидерство (leadership) нужно использовать для того, чтобы стимулировать communityship, когда каждый сотрудник ощущает себя важной частью компании. К чему может привести неуемное и неумное лидерство, видно на примере крупного канадского производителя авиационной и космической техники, который сначала уволил около 8 тысяч сотрудников и получил от государства помощь на миллиарды долларов, а потом выяснилось, что топ-менеджмент компании в это же время увеличил себе зарплату на 50 процентов. «Разве такими глупыми поступками укрепляют communityship? Они просто показали, что заботятся о себе, а не о будущем компании», — заметил Генри Минцберг. С этим же связана проблема доверия и делегирования полномочия внутри компании: если сотрудники не доверяют друг другу, если руководители не доверяют подчиненным и наоборот, то эффективно вести бизнес едва ли возможно.

Профессор Минцберг известен своим практическим подходом к менеджменту. Изучение теории управления, на его взгляд, важно, но научиться собственно управлять можно только на практике. «Бизнес-школы, как правило, занимаются тем, что учат молодых людей не столько менеджменту, сколько его функциональным составляющим — маркетингу, финансам, организационному поведению, отношению к персоналу и так далее», — отметил он.

С этим подходом согласны и многие из участников телемоста с профессором Минцбергом. «Мы вообще были в хорошем смысле в шоке, что у нас была возможность пообщаться с Минцбергом, ведь мы изучали его теорию, читали его учебник и статьи на первом курсе, — рассказала студентка второго курса факультета бизнеса и менеджмента Виталия Часовская. — Только на практике можно научиться навыками управления, но они при этом должны быть подкреплены теоретическими знаниями. И Высшая школа экономики тем и хороша, что мы можем получить достаточно практики путем решения кейсов и подготовки проектных работ, которые помогают нам развиваться».

После беседы с Генри Минцбергом студенты могли узнать еще больше об управленческой практике — мастер-классы для них провели руководители HR-направлений таких компаний, как «Билайн», Росатом, SAP, «Ланит», Tetra Pak, Adventum, Penny Lane и «Российский экспортный центр». Они также рассказали студентам о возможностях стажировок в их компаниях.

«Работодатели выразили готовность участвовать в подобных форматах, поскольку в результате подобного неформального общения, действительно, удается лучше присмотреться к студентам, — отметила Гульшат Суханова. — На мастер-классах представители компаний обменялись контактными данными со студентами и договорились поддерживать связь в дальнейшем».

Вам также может быть интересно:

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний.

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

В 2017 году в Вышке будет вестись прием на две новые бакалаврские программы — «Управление бизнесом» и «Маркетинг и рыночная аналитика». Чему будут учить на этих программах, их руководители рассказали новостной службе ВШЭ. Подробную информацию также можно будет получить на дне открытых дверей, который состоится 15 апреля.

Кто управляет российскими банками

Большинство топ-менеджеров кредитных организаций в РФ — специалисты без международного опыта работы, получившие два высших образования и отдавшие банковскому делу не менее десяти лет, выяснили ученые НИУ ВШЭ.

Газета «Деловой Петербург» признала директора питерской Вышки лучшим менеджером в сфере образования

Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Кадочников стал победителем премии «Топ-100» в номинации «Лучший менеджер в сфере образования». Премия учреждена газетой «Деловой Петербург».

Современный менеджмент: развитие исследований и исследователей

На факультете менеджмента ВШЭ прошел академический семинар молодых исследователей в менеджменте, а также завершились Седьмая ежегодная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» и Первая международная конференция по сетевому анализу. Форумы совместились не только по времени проведения — все три мероприятия имели общих спикеров и слушателей.

10 фактов о Высшей школе менеджмента ВШЭ

18 октября Высшая школа менеджмента ВШЭ отметила 15-летие со дня основания. «Пожизненное обучение», учет российской специфики бизнеса, генерирование собственных конкурентных преимуществ — к юбилею Школы мы собрали несколько любопытных фактов о ней.

Работа исследователя из ВШЭ получила награду Академии менеджмента в США

В Филадельфии прошло ежегодное собрание Академии менеджмента — главное событие года для ученых, работающих в этой сфере. В конференции приняли участие более десяти тысяч специалистов. Высшую школу экономики представляли восемь человек.

ВШЭ и ESCP Europe: итоги и планы сотрудничества

Одним из ведущих зарубежных партнеров ВШЭ является Европейская школа бизнеса (ESCP Europe), основанная в Париже в 1819 году. Об истории школы, ее интересах в России и совместных с ВШЭ проектах рассказывает генеральный директор ESCP Europe Эдуард Юссон.