• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Там, где совершаются открытия»

В новый учебный год Высшая школа экономики вступает с новыми образовательными стандартами. О том, как они отразятся на учебных программах факультета права ГУ-ВШЭ, рассказывает декан факультета Евгений Салыгин.

— Евгений Николаевич, насколько существенно новые стандарты изменят привычный студентам и преподавателям ритм учебной жизни?

— Они, конечно, меняют учебный процесс, но не кардинально, поскольку юриспруденция как наука существует на протяжении тысячелетий, и революционных изменений в ней не предвидится. Тем не менее, можно отметить некоторые «узловые» точки. В первую очередь мы выделили так называемое «профессиональное ядро» — круг дисциплин, которые формируют базовые компетенции юристов. Они традиционны, это теория и история государства и права, конституционное и муниципальное право, административное, трудовое, гражданское и уголовное право, гражданский и уголовный процесс, международное право, финансовое право. Ну и в силу того, что наш факультет в Высшей школе экономики имеет свою специфику, сюда также вошли предпринимательское право и римское право. Это те дисциплины, которые входят в профессиональный цикл и являются обязательными для изучения всеми нашими студентами.

Если сравнить только что принятые стандарты с ныне действующими, а также с проектом стандарта третьего поколения по юриспруденции, то основное отличие заключается в следующем — мы пошли по пути укрупнения дисциплин, то есть по нашему новому стандарту эти дисциплины будут изучаться в большем объеме. Многие наши коллеги из других вузов попытались «втиснуть» программу специалитета в четырехлетний цикл. Мы же изначально исходили из того, что сделать это по объективным причинам невозможно, и сократили количество обязательных дисциплин, но вот объем зачетных единиц, который отводится на профессиональный цикл, практически совпадает с прежним.

— Изменится ли число курсов по выбору и каков «удельный вес» неюридических курсов после принятия новых стандартов?

— У нас большое количество курсов, в том числе и те, которые были обязательными, стали курсами по выбору, то есть мы студентов не перегружаем количеством дисциплин. Кроме этого, у нас предусматриваются факультативы, дисциплины за сеткой учебного времени.

Еще одной особенностью является увеличение блока социальных, гуманитарных и экономических дисциплин. По сравнению с предыдущими стандартами и тем более по сравнению с большинством других вузов, мы будем больше времени отводить на микро- и макроэкономику, институциональную экономику, на философию и на английский язык. Вообще принципиально важным является выделение блоков и связок дисциплин социально-гуманитарно-экономических и профессиональных. У нас для студентов есть по выбору блок историко-философских, социально-экономических, политико-юридических дисциплин, где можно действительно формировать компетенции на стыке разных направлений — именно там, где в современной науке и совершаются основные открытия. Мы считаем, что конкурентными преимуществами нашего факультета является как раз такое взаимодействие права и экономики, права и социологии и других дисциплин.

— Подвергнутся ли пересмотру практические курсы на вашем факультете?

— Практические занятия у нас начинаются с первого курса, когда мы организуем научно-практические семинары. Причем семинары эти будут год от года отличаться. Скажем, на первом курсе это профориентационная работа, и практические семинары будут направлены на то, чтобы обучить студентов пользоваться информационными правовыми системами, всеми базами данных, которые есть в Высшей школе экономики. Также будут организованы занятия наших преподавателей и специалистов-практиков по введению в профессиональную деятельность юриста. А уже на втором и последующих курсах мы будем привлекать студентов к работе в юридической клинике, к участию в мастер-классах, которые прежде были факультативами, а сейчас стали частью обязательной практики. На факультете будут организованы и другие занятия.

— Именно на факультете, а не во «внешней среде»?

— Дело в том, что мы столкнулись с одной проблемой. Сейчас во время практики после второго курса и производственной практики после третьего курса, которая проходит обычно в органах государственной власти, прокуратуре или судах, студенты по большому счету предоставлены сами себе. Проконтролировать, чтобы они там служили не помощниками делопроизводителей, а действительно вникали в нюансы юридической профессии, очень сложно. Поэтому мы решили сделать акцент на практических занятиях у себя на факультете. Мы к себе будем приглашать практиков для того чтобы они на втором-третьем курсе объясняли нюансы адвокатской деятельности, юридического консалтинга, корпоративного права. А на четвертом курсе те студенты, которые уже реально работают, будут проходить практику по месту работы, а тем, кто еще не работает, будет предоставлена возможность пройти практику у нас — в лабораториях, на кафедрах, в центрах, в других научных подразделениях. Этот опыт будет очень важен для тех, кто решит пойти в магистратуру, не говоря уже об аспирантуре, ведь они приобретут навыки научной работы. Но в общем мы к вопросу прохождения практики будем подходить гибко и соотноситься с желаниями самих студентов.

— Можно ли сказать, что одной из целей введения новых стандартов было «втягивание» студентов в научную и исследовательскую деятельность?

— Безусловно. Я уже упомянул научно-практические семинары, участие в которых будет обязательным, но мы также будем делать акцент на изменения в преподавании традиционных дисциплин. Практические занятия, пусть они и есть на каждом курсе, все-таки не занимают большую часть времени. Одна из ключевых задач преподавания — вырабатывание у студентов инструментальных компетенций. Приходя в профессиональное сообщество, наши студенты должны отчетливо представлять, как и что юристы делают. Но при этом есть одна общая тенденция. Бакалавр от юриспруденции — это не самостоятельный юрист, это выпускник широкого профиля, знающий основы юридической профессии. Подавляющему большинству бакалавров, чтобы профессионально самореализоваться, нужно все же пойти в магистратуру, и именно там мы предполагаем их «затачивать» под конкретные виды юридической деятельности.

— Вы рассказали о том, чего от нововведений ждать студентам. А как изменится работа преподавателей и готовы ли они к этим изменениям?

— У преподавателей увеличилось количество часов. Это не значит, что нужно эти добавленные часы пытаться заполнить всевозможным дополнительным материалом. Это время отведено, прежде всего, для упорядочивания знаний и навыков, приобретенных студентами, для совершенствования их практической, письменной, исследовательской работы. Мы на факультете в этом учебном году провели серию обсуждений по переходу к формату научно-исследовательского университета, и многие из предложений, одобренных коллегиально, нашли отражение в новых учебных планах, и мы такие обсуждения будем продолжать. Например, особое внимание будем уделять внедрению игровых форм обучения. Конечно, гарантировать, что абсолютно все преподаватели поменяют методику с началом нового учебного года и насытят ее, скажем, исследовательскими курсами, мы не можем, но двигаться в этом направлении будем.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию

3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.

Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя

17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.

Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.

Стандарт прямого действия?

21 мая состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Образовательные стандарты: разговор не окончен» выступил заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по образованию Алексей Майоров, до недавнего времени — заместитель проректора ВШЭ.

Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы

Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза на семинаре ИРО в ВШЭ.

Новые стандарты и новые подразделения

24 июня прошло заключительное в нынешнем учебном году заседание ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены оригинальные образовательные стандарты ВШЭ, новые редакции положений, регулирующих учебный процесс, и созданы новые структурные подразделения университета.

«Труды молодых исследователей по сравнительному праву» №1, 2011 г.

Опубликован новый номер журнала «Труды молодых исследователей по сравнительному праву» №1(10), 2011 г.

«Госуправление — это отдельная научная область»

В этом году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Государственное и муниципальное управление» для бакалавриата — спустя год после принятия стандарта для магистратуры. Как разрабатывались новые стандарты? Как их введение отразится на студентах? Комментарий Алексея Барабашева, декана факультета государственного и муниципального управления ВШЭ.

«В экономике важен корпоративный юрист»

В этом году у магистерской программы «Корпоративный юрист» появились первые выпускники. О специфике программы рассказывает ее руководитель, ординарный профессор ВШЭ Оксана Олейник.

Инженер — профессия будущего

Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский.