• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.

Как математики выбирают экономику

В старшей школе я поступила в хорошую математическую школу, у нас был замечательный классный руководитель и отличная команда преподавателей. Мне нравилась математика, нравилось ходить на олимпиады и решать задачки. Что самое приятное — у меня это хорошо получалось. С одноклассниками мы спорили о том, что лучше: мехмат, матфак, ВМК или физтех. Нетехнических специальностей для нас не существовало. А в начале одиннадцатого класса я попала на лекции по экономике в Политехническом музее от Высшей школы экономики. И экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром.

Я выбирала между экономическим факультетом МГУ и Вышкой, и меня больше заинтересовала программа Высшей школы экономики. Мое мнение пристрастно: мне кажется, что в ВШЭ у студентов больше возможностей для самореализации. Постоянно проводятся конференции и научные семинары. ВШЭ каждый год подписывает новые соглашения об обменных программах с университетами по всему миру. Есть лаборатории, в которых работают молодые ученые. ВШЭ приглашает иностранных профессоров. Можно и нужно брать курсы на других факультетах и даже в других вузах.          

Почему полезно быть вольным слушателем

Я пришла на экономический факультет, практически ничего не зная об экономике. Зато у меня была очень сильная математическая база, которой с избытком хватило на математические курсы первого года. Ни линейная алгебра, ни математический анализ не вызывали проблем, типичных для студентов факультета экономических наук. На втором курсе я попала на исследовательский поток — около 40 человек, отобранных по результатам успеваемости после первого года.

Считается, что у студентов исследовательского потока программа несколько сложнее, чем у студентов базового потока. Это справедливо лишь отчасти. Экзамены едины для всех студентов. Но у тех, кто учится на исследовательском потоке, более напряжённая подготовка, выше требования преподавателей. Зато нам, например, могли рассказывать про совместное распределение, пока мы сидели на лавочках во дворе.

Помимо обязательных предметов у студентов со второго курса есть курсы по выбору. Как я уже упоминала, необязательно брать курсы на своем факультете. Я слушала топологию в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ и ходила вольнослушателем на математический анализ в Независимый московский университет. Выбор широк, и, как мне кажется, каждый сможет найти для себя что-то интересное.

Отчего российская экономика становится западной политологией

В начале второго курса, после курса по дискретной математике, я пришла работать стажером-исследователем в Международную научно-учебную лабораторию анализа и выбора решений. Я работала совместно с Владимиром Ивановичем Вольским и Фуадом Тагиевичем Алескеровым над статьей, посвященной обобщению разных функций выбора. Также посещала семинары лаборатории, на которых обсуждались работы других участников. Мне интересно выслушивать чужие идеи, нравится разбираться в совершенно незнакомом и непонятном.

Сейчас я посещаю научно-исследовательский семинар по политической экономике, на котором докладчики рассказывают о проделанной работе, так или иначе связанной с политологией. Недавно рассказывали об исследовании, посвященном влиянию средств массовой информации на выбор населения. В политологии вообще очень много различных тем для размышлений и возможностей для исследований.

Начиная со второго курса я работала учебным ассистентом, сначала по математическому анализу, потом по теории вероятности, сейчас по теории игр в департаменте политической науки. В этом году я стала победителем конкурса НИРС по экономике. Хотя на самом деле то, что мы все еще считаем экономикой — теория игр, теория выбора — во многих университетах считается политологией. Так, несмотря на то, что моя работа победила в конкурсе по экономике, в США ее считают политологической. Кстати, поэтому и в Нью-Йорке я подала заявку в департамент политологии.

Как правильно выбрать программу PhD

Еще в школе я очень часто ездила в математические лагеря ассистентом и помогала проводить олимпиады. Мне нравилось рассказывать и объяснять. После бакалавриата я хотела поступить в магистратуру РЭШ, а затем либо преподавать, либо учиться в аспирантуре — российской или зарубежной. После первого курса я съездила на месяц на летнюю школу в Техас. Там были ребята из совместного бакалавриата и с экономического факультета. Мы очень часто обсуждали PhD, и то, что я считала чем-то совершенно нереальным, оказалось достижимым. Мы даже решали какие-то задачки для GMAT (хотя на самом деле для поступления на PhD необходим GRE general).

Всего я подавала на 11 программ: 10 заявлений на PhD в США и одно на программу MPhil в Европе в университете, в который я ездила по обмену.

Я свела все университеты в таблицу, в которой объединила различные рейтинги (ideas.repec.org, topuniversities.com, usnews.com), а также включила субъективные критерии, важные для меня (размер города, возможность перемещаться без машины, длительность перелета). По совокупности, Нью-Йоркский университет (NYU) стоял в моем списке на первом месте. Однако я постоянно боялась переоценить себя и подавала в NYU с мыслью о бренности бытия и бессмысленно потерянных долларах.

Программа в NYU очень гибкая, есть несколько обязательных для всех математических курсов, но, если они кажутся слишком простыми, легко «перескочить» на следующий уровень. Также NYU предлагает своим студентам не сдавать «госы», а вместо этого писать каждый год курсовые работы. К третьему году обучения у студентов есть наработки для диссертации. NYU с легкостью оплачивает зарубежные конференции и часто выплачивает студентам дополнительные гранты. Одним из наиболее приятных моментов является то, что грант на обучение не зависит от преподавания. Во многих университетах студенты получают деньги, лишь если ведут семинары или работают research assistant у профессоров. В NYU работа research assistant или teaching assistant дополнительно оплачивается.

Чем ценно доброе слово

Я была очень счастлива получить предложение от NYU и долгое время не могла в это поверить. Думаю, что наибольший вклад в мое успешное поступление внесли рекомендации. Особенное внимание стоит уделить именно им. Если рекомендатель известен за границей, комиссии будет проще принять свое решение. Но при этом искренняя рекомендация от менее известного профессора — это все равно лучше, чем формальные слова от кого-то знаменитого.  

В моем департаменте в NYU есть, наверное, шесть профессоров, с которыми я хотела бы сотрудничать. К сожалению, профессор, к которому я хотела попасть больше всего, следующий год проведет в другом университете. Но у меня есть множество идей для дальнейших исследований, и я думаю, что среди них мне помогут выбрать что-нибудь стоящее.

Через пять-шесть лет я уже буду искать должность в каком-нибудь хорошем университете — я собираюсь преподавать и публиковать работы. Я верю, что проблем с трудоустройством у меня не возникнет.

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства

В передовое производство вовлечено около 60 стран мира. Россия среди них — в группе опаздывающих. Остаться в этом качестве, значит, отстать, возможно, навсегда, уверены в Центре исследований структурной политики НИУ ВШЭ. Глобальные рынки продукции с передовыми технологиями эксперты Центра изучили с использованием нового подхода — через экспорт и импорт. Лидеров и аутсайдеров торговых потоков назвали в докладе на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

С Ямала – газ, из Тулы – самовары? Экономическая специализация как ключ к успеху регионов

Регионы, как и люди, уникальны. В каждом есть отрасли, развивая которые, он может процветать. Или стагнировать, если понимания своей уникальности нет. Ну а для того чтобы было, в НИУ ВШЭ создали «Атлас экономической специализации регионов России». В рамках деятельности Российской кластерной обсерватории эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выявили и детально описали все значимые для субъектов РФ индустрии. Строить стратегии и принимать управленческие решения с такой информацией станет проще.

Эффект локдауна: пройти коронакризис и идти дальше

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, показал способность государства вести диалог с бизнесом. Однако у бизнеса остались вопросы. Какие, выяснили эксперты НИУ ВШЭ и РСПП. Испытания локдауном и планы компаний в «новой реальности» изучили на примере шести отраслей российской экономики. Доклад по результатам исследования «Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие» представлен на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

«Мои научные интересы сформировались еще в магистратуре»

Заруи Акопян окончила бакалавриат в Ереване, магистратуру – в НИУ ВШЭ, а аспирантуру – одновременно в НИУ ВШЭ и Университете Люксембурга. В чем разница подходов к научным исследованиям в разных вузах, она рассказала новостной службе портала.

«Вот сейчас хорошее время, чтобы исполнить свою давнюю мечту»

Варвара Суханова — выпускница бакалавриата и магистратуры факультета экономических наук НИУ ВШЭ, программы двойного диплома с университетом Эразмус (Нидерланды). Сейчас она работает учителем математики в средней школе подмосковного Обнинска по программе «Учитель для России». Варвара рассказала о поступлении в Вышку, учебе в бакалавриате и научной работе, что ее больше всего поразило в Вышке и за рубежом, а также почему она выбрала работу учителя.

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.

Студенты факультета экономических наук встретились с Максимом Орешкиным

Министр экономического развития, закончивший бакалавриат Вышки по направлению «Экономика» в 2002 году, а магистратуру в 2004, прочитал студентам лекцию об экономическом росте и ответил на вопросы.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.