• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.

Как математики выбирают экономику

В старшей школе я поступила в хорошую математическую школу, у нас был замечательный классный руководитель и отличная команда преподавателей. Мне нравилась математика, нравилось ходить на олимпиады и решать задачки. Что самое приятное — у меня это хорошо получалось. С одноклассниками мы спорили о том, что лучше: мехмат, матфак, ВМК или физтех. Нетехнических специальностей для нас не существовало. А в начале одиннадцатого класса я попала на лекции по экономике в Политехническом музее от Высшей школы экономики. И экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром.

Я выбирала между экономическим факультетом МГУ и Вышкой, и меня больше заинтересовала программа Высшей школы экономики. Мое мнение пристрастно: мне кажется, что в ВШЭ у студентов больше возможностей для самореализации. Постоянно проводятся конференции и научные семинары. ВШЭ каждый год подписывает новые соглашения об обменных программах с университетами по всему миру. Есть лаборатории, в которых работают молодые ученые. ВШЭ приглашает иностранных профессоров. Можно и нужно брать курсы на других факультетах и даже в других вузах.          

Почему полезно быть вольным слушателем

Я пришла на экономический факультет, практически ничего не зная об экономике. Зато у меня была очень сильная математическая база, которой с избытком хватило на математические курсы первого года. Ни линейная алгебра, ни математический анализ не вызывали проблем, типичных для студентов факультета экономических наук. На втором курсе я попала на исследовательский поток — около 40 человек, отобранных по результатам успеваемости после первого года.

Считается, что у студентов исследовательского потока программа несколько сложнее, чем у студентов базового потока. Это справедливо лишь отчасти. Экзамены едины для всех студентов. Но у тех, кто учится на исследовательском потоке, более напряжённая подготовка, выше требования преподавателей. Зато нам, например, могли рассказывать про совместное распределение, пока мы сидели на лавочках во дворе.

Помимо обязательных предметов у студентов со второго курса есть курсы по выбору. Как я уже упоминала, необязательно брать курсы на своем факультете. Я слушала топологию в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ и ходила вольнослушателем на математический анализ в Независимый московский университет. Выбор широк, и, как мне кажется, каждый сможет найти для себя что-то интересное.

Отчего российская экономика становится западной политологией

В начале второго курса, после курса по дискретной математике, я пришла работать стажером-исследователем в Международную научно-учебную лабораторию анализа и выбора решений. Я работала совместно с Владимиром Ивановичем Вольским и Фуадом Тагиевичем Алескеровым над статьей, посвященной обобщению разных функций выбора. Также посещала семинары лаборатории, на которых обсуждались работы других участников. Мне интересно выслушивать чужие идеи, нравится разбираться в совершенно незнакомом и непонятном.

Сейчас я посещаю научно-исследовательский семинар по политической экономике, на котором докладчики рассказывают о проделанной работе, так или иначе связанной с политологией. Недавно рассказывали об исследовании, посвященном влиянию средств массовой информации на выбор населения. В политологии вообще очень много различных тем для размышлений и возможностей для исследований.

Начиная со второго курса я работала учебным ассистентом, сначала по математическому анализу, потом по теории вероятности, сейчас по теории игр в департаменте политической науки. В этом году я стала победителем конкурса НИРС по экономике. Хотя на самом деле то, что мы все еще считаем экономикой — теория игр, теория выбора — во многих университетах считается политологией. Так, несмотря на то, что моя работа победила в конкурсе по экономике, в США ее считают политологической. Кстати, поэтому и в Нью-Йорке я подала заявку в департамент политологии.

Как правильно выбрать программу PhD

Еще в школе я очень часто ездила в математические лагеря ассистентом и помогала проводить олимпиады. Мне нравилось рассказывать и объяснять. После бакалавриата я хотела поступить в магистратуру РЭШ, а затем либо преподавать, либо учиться в аспирантуре — российской или зарубежной. После первого курса я съездила на месяц на летнюю школу в Техас. Там были ребята из совместного бакалавриата и с экономического факультета. Мы очень часто обсуждали PhD, и то, что я считала чем-то совершенно нереальным, оказалось достижимым. Мы даже решали какие-то задачки для GMAT (хотя на самом деле для поступления на PhD необходим GRE general).

Всего я подавала на 11 программ: 10 заявлений на PhD в США и одно на программу MPhil в Европе в университете, в который я ездила по обмену.

Я свела все университеты в таблицу, в которой объединила различные рейтинги (ideas.repec.org, topuniversities.com, usnews.com), а также включила субъективные критерии, важные для меня (размер города, возможность перемещаться без машины, длительность перелета). По совокупности, Нью-Йоркский университет (NYU) стоял в моем списке на первом месте. Однако я постоянно боялась переоценить себя и подавала в NYU с мыслью о бренности бытия и бессмысленно потерянных долларах.

Программа в NYU очень гибкая, есть несколько обязательных для всех математических курсов, но, если они кажутся слишком простыми, легко «перескочить» на следующий уровень. Также NYU предлагает своим студентам не сдавать «госы», а вместо этого писать каждый год курсовые работы. К третьему году обучения у студентов есть наработки для диссертации. NYU с легкостью оплачивает зарубежные конференции и часто выплачивает студентам дополнительные гранты. Одним из наиболее приятных моментов является то, что грант на обучение не зависит от преподавания. Во многих университетах студенты получают деньги, лишь если ведут семинары или работают research assistant у профессоров. В NYU работа research assistant или teaching assistant дополнительно оплачивается.

Чем ценно доброе слово

Я была очень счастлива получить предложение от NYU и долгое время не могла в это поверить. Думаю, что наибольший вклад в мое успешное поступление внесли рекомендации. Особенное внимание стоит уделить именно им. Если рекомендатель известен за границей, комиссии будет проще принять свое решение. Но при этом искренняя рекомендация от менее известного профессора — это все равно лучше, чем формальные слова от кого-то знаменитого.  

В моем департаменте в NYU есть, наверное, шесть профессоров, с которыми я хотела бы сотрудничать. К сожалению, профессор, к которому я хотела попасть больше всего, следующий год проведет в другом университете. Но у меня есть множество идей для дальнейших исследований, и я думаю, что среди них мне помогут выбрать что-нибудь стоящее.

Через пять-шесть лет я уже буду искать должность в каком-нибудь хорошем университете — я собираюсь преподавать и публиковать работы. Я верю, что проблем с трудоустройством у меня не возникнет.

Вам также может быть интересно:

Студент МИЭФ представил результаты работы направления «Экономика для будущего развития» руководству страны

Студент МИЭФ НИУ ВШЭ Александр Ли выступил на сессии «Молодежь 2030. Образ будущего» с презентацией «Экономика для будущего развития» в рамках XIX Всемирного  фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в России с 14 по 22 октября. В сессии принял участие Президент России Владимир Путин.

Российско-британский студенческий экономический форум представил видение экономики в 2030 году

На фестивале молодежи и студентов прошел Российско-британский студенческий экономический форум, организованный Высшей школой экономики и Британским посольством. На протяжении четырех дней студенты из разных стран генерировали идеи, каким образом будет выглядеть экономика в 2030 году.

Опыт работы во время учебы поможет получить более высокую зарплату

Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин на панельной дискуссии «Университет-выпускник-бизнес: как выстроить конструктивное взаимодействие?» рассказал об основных тенденциях трудоустройства выпускников. Дискуссия была организована УрФУ и БФ «Система». Участники мероприятия обсудили, какие изменения потребуются в сфере образования в условиях растущей конкуренции и подходах университетов и работодателей к интеграции усилий и созданию совместного видения.

«Такое чувство, что на неделю молодежный центр мира перенесся в Сочи»

Во Всемирном фестивале молодежи и студентов участвуют около ста студентов Вышки. Они заняты на фестивале в самых разных ролях: кто-то участвует в дискуссионной программе, кто-то учится в Медиацентре у специалистов индустрии, кто-то помогает в организации фестиваля в качестве волонтера. Помимо этого, Вышка организует на фестивале дискуссионную программу по экономике и бизнесу. Мы поговорили со студентами Вышки об их впечатлениях от фестиваля и деятельности на нем.

Шувалов назвал главную цель экономического развития России

Первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов встретился с участниками XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в рамках программы Высшей школы экономики. Студенты из России, Франции, Германии, Туниса, Таджикистана, Узбекистана и других стран интересовались личными карьерными траекториями, проблемами малых городов, новыми технологиями, сотрудничеством между Россией и другими странами, привлечением в Россию лучших ученых и студентов, экономическими и политическими проблемами.

Ключевая ценность будущей экономики – это человек

Министр экономического развития РФ и выпускник ВШЭ Максим Орешкин рассказал о ключевой ценности будущей экономики, выступая на сессии «Глобальные тренды: вызовы и окна возможностей» в рамках программы Высшей школы экономики на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов.

Высшая школа экономики на Всемирном фестивале молодежи и студентов

15 октября в Сочи открылся XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Специально для этого масштабного мероприятия Высшая школа экономики разработала научно-образовательную и дискуссионную программу «Экономика для будущего развития».

Вышка на Фестивале молодежи и студентов

В Сочи проходит XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Высшая школа экономики принимает в нем участие с научно-образовательной и дискуссионной программой «Экономика для будущего развития». Следить за новостями фестиваля можно на специальной странице ВШЭ.

«Нужно работать семь дней в неделю. Но мне еще никогда не было так интересно учиться, как в этом году»

Год назад выпускница совместной программы ВШЭ и РЭШ Юлия Жесткова сразу после окончания бакалавриата поступила на программу PhD по экономике Чикагского университета. О том, как все устроено, каковы особенности преподавателей – нобелевских лауреатов и в чем нужно честно признаться себе перед поступлением на PhD, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Высшая школа экономики на Петербургском экономическом форуме 2017

1 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. В этом году Высшая школа экономики не только принимает участие в деловой и дискуссионной программе форума. Вышка предоставляет возможность гостям ПМЭФ в интерактивной форме узнать о том, что будет с человечеством через 25 лет, а виртуальные проекции ученых университета расскажут о городской мобильности ближайшего будущего, цифровой революции и многом другом.