• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразование«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»

В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.

Как математики выбирают экономику

В старшей школе я поступила в хорошую математическую школу, у нас был замечательный классный руководитель и отличная команда преподавателей. Мне нравилась математика, нравилось ходить на олимпиады и решать задачки. Что самое приятное — у меня это хорошо получалось. С одноклассниками мы спорили о том, что лучше: мехмат, матфак, ВМК или физтех. Нетехнических специальностей для нас не существовало. А в начале одиннадцатого класса я попала на лекции по экономике в Политехническом музее от Высшей школы экономики. И экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром.

Я выбирала между экономическим факультетом МГУ и Вышкой, и меня больше заинтересовала программа Высшей школы экономики. Мое мнение пристрастно: мне кажется, что в ВШЭ у студентов больше возможностей для самореализации. Постоянно проводятся конференции и научные семинары. ВШЭ каждый год подписывает новые соглашения об обменных программах с университетами по всему миру. Есть лаборатории, в которых работают молодые ученые. ВШЭ приглашает иностранных профессоров. Можно и нужно брать курсы на других факультетах и даже в других вузах.          

Почему полезно быть вольным слушателем

Я пришла на экономический факультет, практически ничего не зная об экономике. Зато у меня была очень сильная математическая база, которой с избытком хватило на математические курсы первого года. Ни линейная алгебра, ни математический анализ не вызывали проблем, типичных для студентов факультета экономических наук. На втором курсе я попала на исследовательский поток — около 40 человек, отобранных по результатам успеваемости после первого года.

Считается, что у студентов исследовательского потока программа несколько сложнее, чем у студентов базового потока. Это справедливо лишь отчасти. Экзамены едины для всех студентов. Но у тех, кто учится на исследовательском потоке, более напряжённая подготовка, выше требования преподавателей. Зато нам, например, могли рассказывать про совместное распределение, пока мы сидели на лавочках во дворе.

Помимо обязательных предметов у студентов со второго курса есть курсы по выбору. Как я уже упоминала, необязательно брать курсы на своем факультете. Я слушала топологию в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ и ходила вольнослушателем на математический анализ в Независимый московский университет. Выбор широк, и, как мне кажется, каждый сможет найти для себя что-то интересное.

Отчего российская экономика становится западной политологией

В начале второго курса, после курса по дискретной математике, я пришла работать стажером-исследователем в Международную научно-учебную лабораторию анализа и выбора решений. Я работала совместно с Владимиром Ивановичем Вольским и Фуадом Тагиевичем Алескеровым над статьей, посвященной обобщению разных функций выбора. Также посещала семинары лаборатории, на которых обсуждались работы других участников. Мне интересно выслушивать чужие идеи, нравится разбираться в совершенно незнакомом и непонятном.

Сейчас я посещаю научно-исследовательский семинар по политической экономике, на котором докладчики рассказывают о проделанной работе, так или иначе связанной с политологией. Недавно рассказывали об исследовании, посвященном влиянию средств массовой информации на выбор населения. В политологии вообще очень много различных тем для размышлений и возможностей для исследований.

Начиная со второго курса я работала учебным ассистентом, сначала по математическому анализу, потом по теории вероятности, сейчас по теории игр в департаменте политической науки. В этом году я стала победителем конкурса НИРС по экономике. Хотя на самом деле то, что мы все еще считаем экономикой — теория игр, теория выбора — во многих университетах считается политологией. Так, несмотря на то, что моя работа победила в конкурсе по экономике, в США ее считают политологической. Кстати, поэтому и в Нью-Йорке я подала заявку в департамент политологии.

Как правильно выбрать программу PhD

Еще в школе я очень часто ездила в математические лагеря ассистентом и помогала проводить олимпиады. Мне нравилось рассказывать и объяснять. После бакалавриата я хотела поступить в магистратуру РЭШ, а затем либо преподавать, либо учиться в аспирантуре — российской или зарубежной. После первого курса я съездила на месяц на летнюю школу в Техас. Там были ребята из совместного бакалавриата и с экономического факультета. Мы очень часто обсуждали PhD, и то, что я считала чем-то совершенно нереальным, оказалось достижимым. Мы даже решали какие-то задачки для GMAT (хотя на самом деле для поступления на PhD необходим GRE general).

Всего я подавала на 11 программ: 10 заявлений на PhD в США и одно на программу MPhil в Европе в университете, в который я ездила по обмену.

Я свела все университеты в таблицу, в которой объединила различные рейтинги (ideas.repec.org, topuniversities.com, usnews.com), а также включила субъективные критерии, важные для меня (размер города, возможность перемещаться без машины, длительность перелета). По совокупности, Нью-Йоркский университет (NYU) стоял в моем списке на первом месте. Однако я постоянно боялась переоценить себя и подавала в NYU с мыслью о бренности бытия и бессмысленно потерянных долларах.

Программа в NYU очень гибкая, есть несколько обязательных для всех математических курсов, но, если они кажутся слишком простыми, легко «перескочить» на следующий уровень. Также NYU предлагает своим студентам не сдавать «госы», а вместо этого писать каждый год курсовые работы. К третьему году обучения у студентов есть наработки для диссертации. NYU с легкостью оплачивает зарубежные конференции и часто выплачивает студентам дополнительные гранты. Одним из наиболее приятных моментов является то, что грант на обучение не зависит от преподавания. Во многих университетах студенты получают деньги, лишь если ведут семинары или работают research assistant у профессоров. В NYU работа research assistant или teaching assistant дополнительно оплачивается.

Чем ценно доброе слово

Я была очень счастлива получить предложение от NYU и долгое время не могла в это поверить. Думаю, что наибольший вклад в мое успешное поступление внесли рекомендации. Особенное внимание стоит уделить именно им. Если рекомендатель известен за границей, комиссии будет проще принять свое решение. Но при этом искренняя рекомендация от менее известного профессора — это все равно лучше, чем формальные слова от кого-то знаменитого.  

В моем департаменте в NYU есть, наверное, шесть профессоров, с которыми я хотела бы сотрудничать. К сожалению, профессор, к которому я хотела попасть больше всего, следующий год проведет в другом университете. Но у меня есть множество идей для дальнейших исследований, и я думаю, что среди них мне помогут выбрать что-нибудь стоящее.

Через пять-шесть лет я уже буду искать должность в каком-нибудь хорошем университете — я собираюсь преподавать и публиковать работы. Я верю, что проблем с трудоустройством у меня не возникнет.

Вам также может быть интересно:

«У меня есть возможность создать свою небольшую школу внутри Вышки»

Дмитрий Веселов в 2012 году защитил кандидатскую диссертацию в Вышке, в 2014-м получил степень PhD в Сорбонне, а теперь сам руководит в ВШЭ аспирантами. Он рассказал новостной службе ВШЭ о различиях в PhD и кандидатской диссертации, о поиске своей темы и о том, как отобрать тех, кто по-настоящему заинтересован в науке.

«Всегда знал, что занимаюсь своим делом»

Подняться по карьерной лестнице до МВФ и консультировать правительства стран в отношении экономической политики — об этом мечтал бы каждый будущий экономист. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник Высшей школы экономики Вадим Храмов рассказывает о том, как двигаться к новым целям, влиять на экономику Европы и применять преподавательский опыт в Investment Banking.

Ученый, щедрый на интеллектуальное общение

Доцент департамента теоретической экономики ВШЭ Антон Суворов, который учился у нового нобелевского лауреата Жана Тироля, рассказывает об исследовательском даре французского экономиста.

Нанотехнологии открывают новые возможности для экономики

Поиск новых драйверов роста — одна из ключевых задач российской экономики. Этой цели невозможно достичь без модернизации существующих производств и выхода на новые, только формирующиеся рынки. Перспективы одного из таких рынков были проанализированы в «Прогнозе научно-технологического развития России: 2030. Новые материалы и нанотехнологии», подготовленном НИУ ВШЭ при участии более двух тысяч ведущих российских экспертов и представителей реального сектора экономики.

Ученые обсудят рецепты эффективного управления экономикой

Исследователи Высшей школы экономики примут участие в обсуждении важнейших экономических проблем на стартовавшем 15 января Гайдаровском форуме «Россия и мир: устойчивое развитие».

Аппетит россиян поможет экономике

Рост производства продуктов питания и напитков в предновогодний период позволил ощутимо увеличить индекс интенсивности промышленного производства, ежемесячно рассчитываемый экспертами Центра развития НИУ ВШЭ.

Эксперты ВШЭ комментируют послание Владимира Путина Федеральному собранию

12 декабря Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором изложил свой взгляд на стратегию развития страны в политической, экономической и социальной сферах. Эксперты ВШЭ прокомментировали в СМИ некоторые из положений послания.

Прошлое или настоящее мешает России двигаться вперед?

16 ноября, в День просветителя, экономист, проректор ВШЭ Константин Сонин и диссидент, историк Лев Краснопевцев приняли участие в открытом интервью (беседе) на тему «Как умирают экономические концепции». Отвечая на вопросы модераторов, участники обсудили взаимосвязь политического устройства и экономики, экономические концепции, начиная с революции 1917 года и заканчивая реформами 1990-х, и пути развития современной России.

На лекции в музее выяснилось, что наша жизнь — игра

О том, какие игры изучают экономисты, рассказал 24 октября в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей Данил Федоровых, старший преподаватель кафедры микроэкономического анализа ВШЭ, в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу».

Политика, экономика, философия — в одной магистерской программе

В 2014 году в ВШЭ откроется инновационная магистерская программа «Политика, экономика, философия» — для тех, кто строит по-настоящему амбициозные планы в общественной деятельности и политике либо хотел бы изучать возможности решения общественно значимых проблем как ученый.