• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по предпринимательству: жарко и интересно

В июле под Звенигородом работала Вторая Всероссийская Летняя школа «Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение». Об итогах школы рассказал ее руководитель, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, предпринимательство, вообще говоря, занятие весьма практическое. Какую теорию изучали на вашей школе студенты?

— Да, предпринимательство — это практическая деятельность, и ею энергичные и креативные люди занимаются на протяжении столетий. Но только в середине двадцатого века пришло осознание того, что феномен предпринимательства представляет собой весьма сложный и захватывающий предмет научного изучения и осмысления. Как и почему одни люди могут распознать и воспользоваться возможностью для предпринимательского старта, а другие — нет? Почему в обществах с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития наблюдается совершенно разная интенсивность занятий предпринимательством? Какие факторы и причины приводят к предпринимательскому успеху, и все ли здесь зависит только от наличия финансов и благоприятной рыночной конъюнктуры? Как влияют на предпринимательскую активность факторы макро- и мезоуровня, какую роль играет уровень образования и общей культуры? Эти вопросы на протяжении последних десятилетий являются предметом изучения такого междисциплинарного направления, как теория предпринимательства. Прежде всего, вокруг них и строилась программа школы.

— Разве здесь еще остаются секреты?

— Безусловно, здесь еще многое не изучено, и каждый новый год деятельности проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), участником которого является Вышка в лице Лаборатории социологических исследований, это подтверждает. Появляются все новые эмпирические данные, которые подчас опровергают стереотипные представления. Например, обнаружилось, что кризис отнюдь не привел к общему снижению предпринимательской активности россиян, хотя и повлиял на структуру мотивации, которая подвигла новичков начать собственное дело. К тому же оказалось, что вовсе не в мегаполисах, а в селах и малых городах интенсивнее всего реализуется предпринимательский потенциал населения. И это лишь малая часть подобных примеров.

— Но ведь этой тематикой работа школы не исчерпывалась?

— Конечно, нет. Работа школы строилась вокруг трех основных тематических линий — теории предпринимательства, методов изучения предпринимательства, а также реального развития предпринимательства в России и механизмов содействия этому со стороны общественных институтов и государства. Соответственно, каждая из смысловых линий поддерживалась несколькими лекциями профессоров Вышки и приглашенных экспертов. Среди них – заместитель заведующего кафедрой статистики Высшей школы экономики Ольга Образцова и доцент кафедры экономической социологии Татьяна Алимова, профессор кафедры экономической социологии Дмитрий Молчанов и ординарный профессор Татьяна Долгопятова, профессор Финакадемии Андрей Юданов и ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Борис Кузнецов.

— Как строился рабочий день школы?

Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
— Начиналось все с обязательного утреннего купания в бассейне или реке, потому что было уже довольно жарко… Кроме этого в программу работы школы ежедневно входили лекции, а также несколько часов индивидуальных презентаций, а вечером — подготовка итоговой групповой презентации в рамках одной из трех минигрупп, на которые были разбиты участники. Таким образом обеспечивалось не только накопление знаний, но и шлифовка навыков индивидуальной и групповой исследовательской работы.

— Как формировались рабочие группы?

— В основном, исходя из исследовательской тематики работ самих участников. Мы внимательно изучили заявки на стадии отбора. Естественно, они проходили конкурс, правда, в этом году он был менее «ожесточенным», чем в прошлом, тогда на одно место претендовало в среднем три человека, сейчас — два. Участвовали в нем не только студенты и аспиранты Вышки, но и представители более чем десяти городов России и Украины. В итоге мы отобрали 27 человек, из которых 15 — вышкинцы.

— Каких результатов, на ваш взгляд, удалось добиться за неделю работы школы?

— Я бы выделил несколько аспектов. Во-первых, мы провели «аудит» состояния изучения предпринимательства в университетах России и помогли студентам из региональных вузов примерить на себя современную тематику и методику исследований предпринимательства. Во-вторых, мы содействовали формированию неформальной сети молодых исследователей, которых привлекает данная проблематика — разъехавшись, они не потеряют друг друга из вида, будут советоваться, обмениваться информацией. Такое общение очень важно в нашей огромной и пока еще слабо информатизированной стране, — я имею в виду доступность новейшей периодики, информации о профильных конференциях и тому подобные вещи.

Но я бы не хотел ограничиваться только своей точкой зрения, поэтому сошлюсь на мнения участников школы, которые они выразили в анкетах, заполненных по ее итогам. Все они, включая студентов МГУ, Финансовой академии и других известных вузов, высоко оценили лекционную часть, общий дух нацеленности на серьезную исследовательскую работу, групповые «мозговые штурмы». А, например, украинский участник, студент из Донецка, отметил, что процессы, которые происходят в экономиках наших стран, сходны и имеют одинаковую природу, поэтому им интересно было познакомиться с исследованиями, которые проводит один из ведущих экономических вузов России.

Доктор Йоланда Хессельс, ведущий исследователь Института менеджмента Университета Эразма Роттердамского, которая провела мастер-класс об использовании данных GEM в изучении экономической динамики обществ, оценивала студенческие презентации по итогам исследовательских циклов прошлых лет. Так вот она даже высказала сожаление, что в Нидерландах — одном из лидеров в области исследований предпринимательства — подобной практики участия студентов в крупных международных проектах нет.

— Удалось ли составить планы проведения новых летних школ?

Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
— В следующем году мы хотим вывести летнюю школу на международный уровень и сейчас ведем соответствующие переговоры с Университетом Твенте. Если все получится, как задумано, то еще через год попробуем стать инициаторами общеевропейской летней школы по теории предпринимательства для студентов. Вообще школа уже переросла формат «художественной самодеятельности». Пора, наконец, исходя из представленной концепции, не просто решать вопрос о ее финансировании, хотя это, разумеется, безумно важно, и все участники школы были очень благодарны Вышке за такую инициативу — студенты ряда ведущих российских вузов с унынием говорили о том, что в их университетах ничего подобного и близко нет. Но пора и подумать над возможностью давать студентам-участникам школы определенное количество кредитов, причем, чем младше курс, тем выше может быть оценка трудоемкости и полезности для данного участника. Так, мне кажется, летние школы будут восприниматься студентами не просто как полезное хобби, но как полноправная часть учебного процесса. Наконец, нужно и труд преподавателей оценивать соответствующим образом, включая участие в подготовке и проведении школ в учебную нагрузку. Сколько уже сказано об энтузиазме вышкинских преподавателей, но на одном энтузиазме невозможно строить регулярную деятельность…

Есть и другая проблема. Если мы переведем нашу школу в международный формат, то студентам из других вузов трудно будет в ней участвовать — и по языковым соображениям, и по финансовым. Приобретя в одном — возможности международного бенчмарка — мы можем потерять в другом, в возможности продвижения передовых подходов и методов изучения предпринимательства в российском университетском сообществе. Организовывать же две летние школы слишком накладно. В общем, будем искать выход из этой ситуации.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Материалы летней школы

Деловой климат в России

Социо-культурные факторы развития предпринимательства - Феномен инновационного предпринимательства - GEM: возможности эмпирических исследований предпринимательства

Предпринимательство в смутные времена

Поддержка МСП в условиях кризиса - федеральная программа Правительства РФ и ход ее реализации

Статистические методы в изучении предпринимательства

Акционерная собственность и корпоративное управление: возможности эмпирического анализа

The use of GEM data for analyzing the relationship between entrepreneurship and economic growth

Российские газели (что с ними произошло в условиях кризиса и годятся ли они в герои модернизации)

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.