• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа по предпринимательству: жарко и интересно

В июле под Звенигородом работала Вторая Всероссийская Летняя школа «Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение». Об итогах школы рассказал ее руководитель, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, предпринимательство, вообще говоря, занятие весьма практическое. Какую теорию изучали на вашей школе студенты?

— Да, предпринимательство — это практическая деятельность, и ею энергичные и креативные люди занимаются на протяжении столетий. Но только в середине двадцатого века пришло осознание того, что феномен предпринимательства представляет собой весьма сложный и захватывающий предмет научного изучения и осмысления. Как и почему одни люди могут распознать и воспользоваться возможностью для предпринимательского старта, а другие — нет? Почему в обществах с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития наблюдается совершенно разная интенсивность занятий предпринимательством? Какие факторы и причины приводят к предпринимательскому успеху, и все ли здесь зависит только от наличия финансов и благоприятной рыночной конъюнктуры? Как влияют на предпринимательскую активность факторы макро- и мезоуровня, какую роль играет уровень образования и общей культуры? Эти вопросы на протяжении последних десятилетий являются предметом изучения такого междисциплинарного направления, как теория предпринимательства. Прежде всего, вокруг них и строилась программа школы.

— Разве здесь еще остаются секреты?

— Безусловно, здесь еще многое не изучено, и каждый новый год деятельности проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), участником которого является Вышка в лице Лаборатории социологических исследований, это подтверждает. Появляются все новые эмпирические данные, которые подчас опровергают стереотипные представления. Например, обнаружилось, что кризис отнюдь не привел к общему снижению предпринимательской активности россиян, хотя и повлиял на структуру мотивации, которая подвигла новичков начать собственное дело. К тому же оказалось, что вовсе не в мегаполисах, а в селах и малых городах интенсивнее всего реализуется предпринимательский потенциал населения. И это лишь малая часть подобных примеров.

— Но ведь этой тематикой работа школы не исчерпывалась?

— Конечно, нет. Работа школы строилась вокруг трех основных тематических линий — теории предпринимательства, методов изучения предпринимательства, а также реального развития предпринимательства в России и механизмов содействия этому со стороны общественных институтов и государства. Соответственно, каждая из смысловых линий поддерживалась несколькими лекциями профессоров Вышки и приглашенных экспертов. Среди них – заместитель заведующего кафедрой статистики Высшей школы экономики Ольга Образцова и доцент кафедры экономической социологии Татьяна Алимова, профессор кафедры экономической социологии Дмитрий Молчанов и ординарный профессор Татьяна Долгопятова, профессор Финакадемии Андрей Юданов и ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Борис Кузнецов.

— Как строился рабочий день школы?

Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
— Начиналось все с обязательного утреннего купания в бассейне или реке, потому что было уже довольно жарко… Кроме этого в программу работы школы ежедневно входили лекции, а также несколько часов индивидуальных презентаций, а вечером — подготовка итоговой групповой презентации в рамках одной из трех минигрупп, на которые были разбиты участники. Таким образом обеспечивалось не только накопление знаний, но и шлифовка навыков индивидуальной и групповой исследовательской работы.

— Как формировались рабочие группы?

— В основном, исходя из исследовательской тематики работ самих участников. Мы внимательно изучили заявки на стадии отбора. Естественно, они проходили конкурс, правда, в этом году он был менее «ожесточенным», чем в прошлом, тогда на одно место претендовало в среднем три человека, сейчас — два. Участвовали в нем не только студенты и аспиранты Вышки, но и представители более чем десяти городов России и Украины. В итоге мы отобрали 27 человек, из которых 15 — вышкинцы.

— Каких результатов, на ваш взгляд, удалось добиться за неделю работы школы?

— Я бы выделил несколько аспектов. Во-первых, мы провели «аудит» состояния изучения предпринимательства в университетах России и помогли студентам из региональных вузов примерить на себя современную тематику и методику исследований предпринимательства. Во-вторых, мы содействовали формированию неформальной сети молодых исследователей, которых привлекает данная проблематика — разъехавшись, они не потеряют друг друга из вида, будут советоваться, обмениваться информацией. Такое общение очень важно в нашей огромной и пока еще слабо информатизированной стране, — я имею в виду доступность новейшей периодики, информации о профильных конференциях и тому подобные вещи.

Но я бы не хотел ограничиваться только своей точкой зрения, поэтому сошлюсь на мнения участников школы, которые они выразили в анкетах, заполненных по ее итогам. Все они, включая студентов МГУ, Финансовой академии и других известных вузов, высоко оценили лекционную часть, общий дух нацеленности на серьезную исследовательскую работу, групповые «мозговые штурмы». А, например, украинский участник, студент из Донецка, отметил, что процессы, которые происходят в экономиках наших стран, сходны и имеют одинаковую природу, поэтому им интересно было познакомиться с исследованиями, которые проводит один из ведущих экономических вузов России.

Доктор Йоланда Хессельс, ведущий исследователь Института менеджмента Университета Эразма Роттердамского, которая провела мастер-класс об использовании данных GEM в изучении экономической динамики обществ, оценивала студенческие презентации по итогам исследовательских циклов прошлых лет. Так вот она даже высказала сожаление, что в Нидерландах — одном из лидеров в области исследований предпринимательства — подобной практики участия студентов в крупных международных проектах нет.

— Удалось ли составить планы проведения новых летних школ?

Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение�
— В следующем году мы хотим вывести летнюю школу на международный уровень и сейчас ведем соответствующие переговоры с Университетом Твенте. Если все получится, как задумано, то еще через год попробуем стать инициаторами общеевропейской летней школы по теории предпринимательства для студентов. Вообще школа уже переросла формат «художественной самодеятельности». Пора, наконец, исходя из представленной концепции, не просто решать вопрос о ее финансировании, хотя это, разумеется, безумно важно, и все участники школы были очень благодарны Вышке за такую инициативу — студенты ряда ведущих российских вузов с унынием говорили о том, что в их университетах ничего подобного и близко нет. Но пора и подумать над возможностью давать студентам-участникам школы определенное количество кредитов, причем, чем младше курс, тем выше может быть оценка трудоемкости и полезности для данного участника. Так, мне кажется, летние школы будут восприниматься студентами не просто как полезное хобби, но как полноправная часть учебного процесса. Наконец, нужно и труд преподавателей оценивать соответствующим образом, включая участие в подготовке и проведении школ в учебную нагрузку. Сколько уже сказано об энтузиазме вышкинских преподавателей, но на одном энтузиазме невозможно строить регулярную деятельность…

Есть и другая проблема. Если мы переведем нашу школу в международный формат, то студентам из других вузов трудно будет в ней участвовать — и по языковым соображениям, и по финансовым. Приобретя в одном — возможности международного бенчмарка — мы можем потерять в другом, в возможности продвижения передовых подходов и методов изучения предпринимательства в российском университетском сообществе. Организовывать же две летние школы слишком накладно. В общем, будем искать выход из этой ситуации.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Материалы летней школы

Деловой климат в России

Социо-культурные факторы развития предпринимательства - Феномен инновационного предпринимательства - GEM: возможности эмпирических исследований предпринимательства

Предпринимательство в смутные времена

Поддержка МСП в условиях кризиса - федеральная программа Правительства РФ и ход ее реализации

Статистические методы в изучении предпринимательства

Акционерная собственность и корпоративное управление: возможности эмпирического анализа

The use of GEM data for analyzing the relationship between entrepreneurship and economic growth

Российские газели (что с ними произошло в условиях кризиса и годятся ли они в герои модернизации)

Вам также может быть интересно:

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.