• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Где в Вышке обучают членов советов директоров российских компаний?

В Центре корпоративного управления ВШЭ состоялся юбилейный, десятый выпуск слушателей программы «Профессиональный член совета директоров. Корпоративный директор». О программе рассказывают ее создатели и сами выпускники.

Создать образовательную программу, которая бы готовила профессиональных членов советов директоров, было нетривиальной задачей. «С одной стороны, мы должны были сделать интересную программу для практиков, которые постоянно погружены в решение своих конкретных задач и которых прежде всего интересует свой бизнес, — рассказывает директор Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ Ирина Маткова. — С другой стороны, нужно было познакомить слушателей с фундаментальными вещами, позволяющими им работать в условиях неопределенности и многозадачности. Нам, как мне кажется, удалось решить эту задачу, подтверждением чему является уже десятый выпуск слушателей».

Поскольку слушателями программы являются, как правило, действующие директора компаний, которые не могут надолго отрываться от своей текущей деятельности, был разработан модульный формат обучения. На занятия (модули продолжительностью в одну неделю) они собираются примерно раз в два месяца. Модули включают все базовые вопросы, с которыми сталкиваются в своей работе члены советов директоров российских компаний. Это стратегия, маркетинг, финансы, риски и аудит, организация работы советов директоров и другие, более специализированные разделы.

«Мы изучаем рынок, его постоянно меняющиеся потребности и корректируем программу в соответствии с ними, — говорит Ирина Маткова. — Например, сейчас мы дополнили ее таким курсом, как бизнес-мышление, который оказался весьма полезным для наших слушателей».

Почти все эксперты, преподающие на программе, — это люди с большим практическим опытом работы в бизнесе, многие из них занимаются им и в настоящее время. «У нас нет лекций и семинаров в их классическом понимании, — подчеркивает Ирина Маткова. — Все наши занятия — это мероприятия с большой динамикой, с решением кейсов, с решением — тут же, в процессе обучения — практических управленческих задач, стоящих перед нашими слушателями».

Между модулями слушатели программы занимаются самостоятельно и продолжают работу над итоговым проектом, который непосредственно связан с деятельностью и стратегическим развитием их компании. Свои проекты слушатели защищают фактически дважды — внутри компании и перед аттестационной комиссией. Слушатели представляют аттестационной комиссии сами работы, рецензии своих руководителей, отзывы научных руководителей. На заседание комиссии приглашаются представители министерств и ведомств, руководители компаний, работающих в смежных отраслях, эксперты.

Случаются и неожиданности. Например, как-то на программе защищался руководитель регионального филиала крупной федеральной компании. В своей работе он предложил оригинальные идеи, которые он не мог по разным причинам представить руководству компании в официальном порядке. Но по требованию аттестационной комиссии он отправил свою выпускную работу руководству компании на рецензирование — и она вызвала очень большой интерес. Предложения, разработанные в аттестационной работе, были внедрены в практику и принесли хорошие бизнес-результаты.

Но аттестационная комиссия занимается не только оцениванием выпускных проектов. «Это ещё и площадка для обмена мнениями, на которой присутствуют Центр корпоративного управления и руководители дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ, представители министерств, ведомств, бизнесмены, эксперты, — отмечает Ирина Маткова. — Они обсуждают вопросы качества профессиональной переподготовки, формируют новые требования к бизнес-образованию и предложения по совершенствованию нашей работы».

О том, как проходит обучение на программе и как полученные знания помогают развитию их компаний, выпускники 2017 года рассказали в интервью порталу ВШЭ.

Борис Соловьев, первый заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры холдинга «РЖД»

Прийти учиться на программу было моей собственной инициативой — я наслышан про Высшую школу экономики и искал такого рода программу. Я сам экономист и глубоко вникал в производственную деятельность предприятия (АО «Институт экономики и развития транспорта»), членом совета директоров которого я являюсь, но чувствовал, что мне не хватает систематизированных знаний именно в сфере корпоративного управления. Очень доволен, что этот опыт я получил. И качеством обучения, и спектром вопросов, которые мы рассматривали на программе, я удовлетворен — действительно узнал для себя много нового. Хотел бы особо выделить тему семи радикалов, которую нам преподавали на заключительном модуле. А если учесть, что у нас была небольшая группа, у преподавателей была возможность работать с нами почти индивидуально, и это дало результаты. Я допускаю, что концепцию развития, которую я здесь защищал, ОА «ИЭРТ» может взять за основу для разработки уже детальной стратегии своего развития до 2025 и даже 2030 года. Со своей стороны также могу добавить, что полученные в ходе курса знания я обязательно буду применять на практике.

Сергей Поволоцкий, исполнительный директор компании ООО «ВагонСервисГарант»

У нас все руководство холдинга и представители смежных компаний прошли обучение в ВШЭ. Они рассказывали, что встретили здесь высокообразованных специалистов, не просто преподавателей, но практиков, которые интересно ведут занятия. Пройдя курс обучения, я могу подтвердить их слова. Курс был очень емким, и даже жалко, что у нас было на все не так много времени. Здесь ты забываешь о том, какую должность занимаешь, и я, например, действительно ощущал себя студентом, особенно в день защиты итогового проекта. Он по производственной тематике — мы занимаемся ремонтом и переоборудованием пассажирских вагонов, — и некоторые вещи из него я уже начал воплощать в жизнь, уже заключаются некоторые договоры, направленные на достижение стратегических целей компании.

Михаил Миронов, заместитель генерального директора компании АО «ТКС»

У нас достаточно сплоченный холдинг, и большинство руководителей компаний также прошли обучение в Высшей школе экономики. Генеральный директор мне сказал: «Теперь твоя очередь. Только в ВШЭ дают хорошие, основательные знания по тем предметам, которые тебе необходимы». Мне был особенно интересен блок аудита, который в рамках программы вела Елена Дадашева, ей удавалось очень серьезные вещи донести до слушателей обывательским, в хорошем смысле этого слова, языком — доходчиво и доступно. Я получил те знания, которые на сто процентов пригодятся мне в дальнейшей деятельности. За основу своего проекта я взял выработку стратегии развития нашей компании до 2020 года. И поскольку на программе преподают практики, не оторванные от производства, они были способны рассказать нам именно о том, что необходимо сегодня в российских рыночных условиях.

Варвара Воронова, ведущий специалист отдела корпоративных событий управления корпоративной политики АО «Тюменьэнерго»

Сотрудничество компании «Тюменьэнерго» с Центром корпоративного управления НИУ ВШЭ длится уже более 10 лет, за это время мы с коллегами неоднократно проходили здесь повышение квалификации. Обучение на данной программе ВШЭ отличается от более классических программ, например, MBA, насыщенностью и большим потоком информации, что дает возможность на многие вещи взглянуть по-новому. Я бы сказала, что это обучение позволило совместить мое профессиональное развитие с личностным. Тема, выбранная для итогового проекта, не просто практическая, но очень актуальная для АО «Тюменьэнерго» — речь о развитии государственно-частного партнерства. Я провела полный анализ деятельности компании, чтобы выявить перспективы такого партнерства и разработала стратегию на среднесрочный период. Кроме того, были выявлены «узкие места» самого механизма ГЧП и его эффекты как для государства, так и для компании.

Максим Цыбаков, руководитель проектов Департамента программ стимулирования спроса ФИОП РОСНАНО

На выбор ВШЭ повлиял высокий рейтинг школы, хорошие отзывы моих друзей обучавшихся по данной программе. Но о том, какого качества обучение может быть, я знал и по собственному опыту — я проходил здесь несколько краткосрочных курсов повышения квалификации. Побыть «студентом» очень полезно: порой ты думаешь, что хорошо разбираешься в определенном вопросе, но оказывается, что есть немало вещей, которые ты раньше упускал из виду. Особенно хотелось отметить, что на этой программе работают преподаватели — практики, среди которых немало руководителей компаний, которые позволили овладеть современными знаниями, навыками и умениями в области бизнеса, приобрести опыт в решении сложных управленческих задач, получить не только теоретическую, но и практическую подготовку. На защите выпускной аттестационной работы мной была представлена стратегия развития компании ООО «АйСиЭм Гласс Калуга», которая занимается производством инновационного строительного материала — пеностекольного щебня. Основным компонентом для его производства служит стеклобой —  обычное битое стекло. Таким образом, производство инновационного материала решает ещё и важную экологическую задачу — способствует эффективной переработке твёрдых бытовых отходов. Этот материал в настоящее время пользуется большим спросом. И я рассчитываю, что предложенная стратегия позволит ООО «АйСиЭм Гласс Калуга» занять значительную долю на рынке теплоизоляционных материалов  в ближайшие несколько лет.

Руслан Латыпов, генеральный директор ООО «ТЦ «Комус»

Я сам искал нужную мне программу, поскольку понимал, что именно в сфере стратегического управления мне уже не хватает ранее полученных знаний. Но на этой программе нам были предложены и дополнительные темы: например, курс по бизнес-мышлению, который у нас вел Юрий Титов, позволил мне совсем по-другому посмотреть на себя. Никакого дискомфорта от того, что вновь пришлось побыть в роли студента, я не испытывал — я готов учиться и буду продолжать учиться, так как в мире все очень быстро меняется, и меняться необходимо самому. Что касается итоговой выпускной работы, то в ней я отразил основные векторы развития нашей компании в плане развития региональных продаж. Есть определенные наработки, на внедрение которых руководство компании уже «дало добро».