• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Идея человеческого капитала как двигателя экономического роста легла в основу предложений по развитию образования в проекте Стратегии развития России на 2017–2024 годы и на перспективу до 2035 года.

О теоретической рамке этих предложений, о достижениях и проблемах системы образования, а также о потенциале вклада образования в развитие экономики и возможных шагах в этом направлении рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 20 июня. Семинар, как обычно в конце учебного года, был посвящен памяти Анатолия Пинского — российского педагога и общественного деятеля, идеи которого и сегодня используются в реформе образования.

«Многие вопросы в образовании сегодня трудно понять без большого контекста, — считал Анатолий Пинский. — Если идея выступает не как идеал, обращенный в будущее, но как жесткая форма, схема, которая сверху и загодя накладывается на жизнь, то она превращается в свой противообраз». Следуя этой логике, разработчики образовательной составляющей проекта стратегии, в числе которых — сотрудники Института образования и других подразделений ВШЭ — не стали предлагать «жесткие формы и схемы». Они отталкивались прежде всего от стратегических целей, анализируя достижения и проблемы, предлагая возможные шаги, подчеркнул Исак Фрумин.

Теоретическая рамка

Россия — страна образованная, но небогатая, что само по себе — исключение из правил, и перед исследователями была поставлена задача представить предложения по обеспечению вклада образования в экономический рост. Задача нетривиальная — в стратегических разработках последних двух десятилетий обычно предлагалось решить проблемы самого образования, обеспечив его доступность, качество, эффективность, напомнил Исак Фрумин.

Сложность ее решения обусловлена тем, что классические механизмы человеческого капитала в России не действуют. Если в стране высок человеческий потенциал, но его капитализация оставляет желать лучшего, люди, казалось бы, должны переучиться, получив сигналы от рынка труда, вузы должны перестать выпускать бесполезных специалистов, и все будет хорошо. Но в России все иначе: безработицы практически нет, вузы выпускают инженеров не потому, что они нужны, а потому что так нравится руководству, сотни тысяч вакансий в сфере IT c достойными зарплатами не заполняются, а многие губернаторы собираются учить по программам целевой подготовки половину студентов колледжей, пытаясь возродить плановое распределение.

Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования

Исак Фрумин рассказал, что, при разработке предложений для стратегии исследователи опирались на современные теории социально-экономического развития. Согласно теории реальных возможностей нобелевского лауреата Амартии Сена фокусом развития образования становится активный и ответственный человек, способный трансформировать институты и преодолевать рутинные практики. Человеческий капитал 2.0 характеризуется не только навыками, но и возможностями, которые порождает не только рынок труда, но и сам человек. В условиях четвертой промышленной революции (технологической модернизации) люди обновляют действительность благодаря полученному образованию.

Таким образом, образование может быть использовано для запуска экономического роста и социального развития, считают исследователи. При этом надо учитывать и новые характеристики самой сферы образования. Оно должно стать глобальным и одновременно локально укорененным. Нужно учитывать, что все ступени образования являются массовыми — нельзя больше уповать на возможность выбраковки (раньше школы существовали благодаря умению исключать). И что на смену формальным институтам приходит экосистема обучения — человек теперь учится не только в школе или вузе, но и за их пределами.

Достижения и проблемы

Почему, несмотря на серьезную модернизацию, которая привела к обеспечению доступности образования, повысила его качество и эффективность, все-таки не удалось сделать человеческий капитал двигателем экономического роста? Конечно, ключевые причины лежат в устройстве нашей экономики, в ее опоре на минеральные ресурсы. Но есть и неиспользованные возможности образования.

С одной стороны, российское образование — одно из лучших в мире по ряду показателей. Налицо рост этих показателей, что подтверждают PISA и другие международные сравнительные исследования. Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования. Эффективной оказалась программа достижения международной конкурентоспособности университетов 5-100 — рост цитируемости сотрудников этих университетов показывает, что конкретные инвестиции дают результат, считает Исак Фрумин.

Мы учим хорошо, но часто – не тому, что требуется сегодня и завтра

Однако за 20 лет мало изменилось само содержание ключевых умений, которые осваиваются в классах и аудиториях. Мы учим хорошо, но часто — не тому, что требуется сегодня и завтра. Мало изменился и учебный процесс в классной комнате или университетской аудитории. Он не поддерживает мотивацию и самостоятельность тех, кто учится. Серьезной проблемой остается и культура «отбраковки» слабоуспевающих учеников, которая приводит к формированию немалой группы функционально неграмотных взрослых. Существующая колея слишком глубока, и «перепахать» ее пока не удалось.

Указанные достижения и вызовы создают основу для следующего шага развития, хотя для него есть определенные ограничения — прежде всего, недостаточное финансирование общественных обязательств по развитию образования. Россия сегодня отстает от всех стран-конкурентов по доле государственных расходов, направляемых в сферу образования. Более того, эти расходы в последние годы сокращаются.

Возможные шаги

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых. Важнейшая институциональная линия для всех уровней послешкольного образования — «распаковка» жестких линейных программ в гибкие модульные программы.

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых

Образованию предстоит внести вклад в технологическую модернизацию, и для этого нужны не только несколько лидирующих исследовательских университетов. Технологическая модернизация должна стать миссией и других вузов, и колледжей. Необходимо изменить и школьные уроки технологии, на которых до сих пор девочки обметывают петли, а мальчики мастерят скворечники (раздельное обучение труду осталось лишь в ряде исламских и постсоветских стран). Дальнейшая цифровизация жизни общества должна привести к цифровизации образования, идея которой была заложена еще в стандартах начальной школы 2009 года, но до сих пор не реализована в полной мере.

Образование должно повлиять и на рост социальной устойчивости — нельзя допускать, чтобы школы, где концентрируются дети из бедных семей, хуже финансировались и демонстрировали низкие результаты.

Практический вывод исследователей — что лозунгами и административным давлением не удастся обеспечить вклад образования в социально-экономическое развитие. Даже самые прогрессивные образовательные стандарты сами по себе не приведут к повышению качества человеческого капитала. Необходимы целевые, сфокусированные проекты, вовлекающие всех заинтересованных участников, подчеркнул Исак Фрумин.

Обсуждение отдельных идей развития образования на перспективу до 2035 года, а также связанных с ними исследований Институт образования ВШЭ продолжит в следующем учебном году.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.