• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Идея человеческого капитала как двигателя экономического роста легла в основу предложений по развитию образования в проекте Стратегии развития России на 2017–2024 годы и на перспективу до 2035 года.

О теоретической рамке этих предложений, о достижениях и проблемах системы образования, а также о потенциале вклада образования в развитие экономики и возможных шагах в этом направлении рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 20 июня. Семинар, как обычно в конце учебного года, был посвящен памяти Анатолия Пинского — российского педагога и общественного деятеля, идеи которого и сегодня используются в реформе образования.

«Многие вопросы в образовании сегодня трудно понять без большого контекста, — считал Анатолий Пинский. — Если идея выступает не как идеал, обращенный в будущее, но как жесткая форма, схема, которая сверху и загодя накладывается на жизнь, то она превращается в свой противообраз». Следуя этой логике, разработчики образовательной составляющей проекта стратегии, в числе которых — сотрудники Института образования и других подразделений ВШЭ — не стали предлагать «жесткие формы и схемы». Они отталкивались прежде всего от стратегических целей, анализируя достижения и проблемы, предлагая возможные шаги, подчеркнул Исак Фрумин.

Теоретическая рамка

Россия — страна образованная, но небогатая, что само по себе — исключение из правил, и перед исследователями была поставлена задача представить предложения по обеспечению вклада образования в экономический рост. Задача нетривиальная — в стратегических разработках последних двух десятилетий обычно предлагалось решить проблемы самого образования, обеспечив его доступность, качество, эффективность, напомнил Исак Фрумин.

Сложность ее решения обусловлена тем, что классические механизмы человеческого капитала в России не действуют. Если в стране высок человеческий потенциал, но его капитализация оставляет желать лучшего, люди, казалось бы, должны переучиться, получив сигналы от рынка труда, вузы должны перестать выпускать бесполезных специалистов, и все будет хорошо. Но в России все иначе: безработицы практически нет, вузы выпускают инженеров не потому, что они нужны, а потому что так нравится руководству, сотни тысяч вакансий в сфере IT c достойными зарплатами не заполняются, а многие губернаторы собираются учить по программам целевой подготовки половину студентов колледжей, пытаясь возродить плановое распределение.

Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования

Исак Фрумин рассказал, что, при разработке предложений для стратегии исследователи опирались на современные теории социально-экономического развития. Согласно теории реальных возможностей нобелевского лауреата Амартии Сена фокусом развития образования становится активный и ответственный человек, способный трансформировать институты и преодолевать рутинные практики. Человеческий капитал 2.0 характеризуется не только навыками, но и возможностями, которые порождает не только рынок труда, но и сам человек. В условиях четвертой промышленной революции (технологической модернизации) люди обновляют действительность благодаря полученному образованию.

Таким образом, образование может быть использовано для запуска экономического роста и социального развития, считают исследователи. При этом надо учитывать и новые характеристики самой сферы образования. Оно должно стать глобальным и одновременно локально укорененным. Нужно учитывать, что все ступени образования являются массовыми — нельзя больше уповать на возможность выбраковки (раньше школы существовали благодаря умению исключать). И что на смену формальным институтам приходит экосистема обучения — человек теперь учится не только в школе или вузе, но и за их пределами.

Достижения и проблемы

Почему, несмотря на серьезную модернизацию, которая привела к обеспечению доступности образования, повысила его качество и эффективность, все-таки не удалось сделать человеческий капитал двигателем экономического роста? Конечно, ключевые причины лежат в устройстве нашей экономики, в ее опоре на минеральные ресурсы. Но есть и неиспользованные возможности образования.

С одной стороны, российское образование — одно из лучших в мире по ряду показателей. Налицо рост этих показателей, что подтверждают PISA и другие международные сравнительные исследования. Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования. Эффективной оказалась программа достижения международной конкурентоспособности университетов 5-100 — рост цитируемости сотрудников этих университетов показывает, что конкретные инвестиции дают результат, считает Исак Фрумин.

Мы учим хорошо, но часто – не тому, что требуется сегодня и завтра

Однако за 20 лет мало изменилось само содержание ключевых умений, которые осваиваются в классах и аудиториях. Мы учим хорошо, но часто — не тому, что требуется сегодня и завтра. Мало изменился и учебный процесс в классной комнате или университетской аудитории. Он не поддерживает мотивацию и самостоятельность тех, кто учится. Серьезной проблемой остается и культура «отбраковки» слабоуспевающих учеников, которая приводит к формированию немалой группы функционально неграмотных взрослых. Существующая колея слишком глубока, и «перепахать» ее пока не удалось.

Указанные достижения и вызовы создают основу для следующего шага развития, хотя для него есть определенные ограничения — прежде всего, недостаточное финансирование общественных обязательств по развитию образования. Россия сегодня отстает от всех стран-конкурентов по доле государственных расходов, направляемых в сферу образования. Более того, эти расходы в последние годы сокращаются.

Возможные шаги

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых. Важнейшая институциональная линия для всех уровней послешкольного образования — «распаковка» жестких линейных программ в гибкие модульные программы.

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых

Образованию предстоит внести вклад в технологическую модернизацию, и для этого нужны не только несколько лидирующих исследовательских университетов. Технологическая модернизация должна стать миссией и других вузов, и колледжей. Необходимо изменить и школьные уроки технологии, на которых до сих пор девочки обметывают петли, а мальчики мастерят скворечники (раздельное обучение труду осталось лишь в ряде исламских и постсоветских стран). Дальнейшая цифровизация жизни общества должна привести к цифровизации образования, идея которой была заложена еще в стандартах начальной школы 2009 года, но до сих пор не реализована в полной мере.

Образование должно повлиять и на рост социальной устойчивости — нельзя допускать, чтобы школы, где концентрируются дети из бедных семей, хуже финансировались и демонстрировали низкие результаты.

Практический вывод исследователей — что лозунгами и административным давлением не удастся обеспечить вклад образования в социально-экономическое развитие. Даже самые прогрессивные образовательные стандарты сами по себе не приведут к повышению качества человеческого капитала. Необходимы целевые, сфокусированные проекты, вовлекающие всех заинтересованных участников, подчеркнул Исак Фрумин.

Обсуждение отдельных идей развития образования на перспективу до 2035 года, а также связанных с ними исследований Институт образования ВШЭ продолжит в следующем учебном году.

Вам также может быть интересно:

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Институт образования ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую премию в области образования

Институт образования НИУ ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую ежегодную премию в области образования — YidanPrize 2019. Ее размер почти в четыре раза превосходит Нобелевскую премию — по 3,87 миллиона долларов в двух категориях: исследования и развитие образования.

7 цифр о российском образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.