• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Идея человеческого капитала как двигателя экономического роста легла в основу предложений по развитию образования в проекте Стратегии развития России на 2017–2024 годы и на перспективу до 2035 года.

О теоретической рамке этих предложений, о достижениях и проблемах системы образования, а также о потенциале вклада образования в развитие экономики и возможных шагах в этом направлении рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 20 июня. Семинар, как обычно в конце учебного года, был посвящен памяти Анатолия Пинского — российского педагога и общественного деятеля, идеи которого и сегодня используются в реформе образования.

«Многие вопросы в образовании сегодня трудно понять без большого контекста, — считал Анатолий Пинский. — Если идея выступает не как идеал, обращенный в будущее, но как жесткая форма, схема, которая сверху и загодя накладывается на жизнь, то она превращается в свой противообраз». Следуя этой логике, разработчики образовательной составляющей проекта стратегии, в числе которых — сотрудники Института образования и других подразделений ВШЭ — не стали предлагать «жесткие формы и схемы». Они отталкивались прежде всего от стратегических целей, анализируя достижения и проблемы, предлагая возможные шаги, подчеркнул Исак Фрумин.

Теоретическая рамка

Россия — страна образованная, но небогатая, что само по себе — исключение из правил, и перед исследователями была поставлена задача представить предложения по обеспечению вклада образования в экономический рост. Задача нетривиальная — в стратегических разработках последних двух десятилетий обычно предлагалось решить проблемы самого образования, обеспечив его доступность, качество, эффективность, напомнил Исак Фрумин.

Сложность ее решения обусловлена тем, что классические механизмы человеческого капитала в России не действуют. Если в стране высок человеческий потенциал, но его капитализация оставляет желать лучшего, люди, казалось бы, должны переучиться, получив сигналы от рынка труда, вузы должны перестать выпускать бесполезных специалистов, и все будет хорошо. Но в России все иначе: безработицы практически нет, вузы выпускают инженеров не потому, что они нужны, а потому что так нравится руководству, сотни тысяч вакансий в сфере IT c достойными зарплатами не заполняются, а многие губернаторы собираются учить по программам целевой подготовки половину студентов колледжей, пытаясь возродить плановое распределение.

Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования

Исак Фрумин рассказал, что, при разработке предложений для стратегии исследователи опирались на современные теории социально-экономического развития. Согласно теории реальных возможностей нобелевского лауреата Амартии Сена фокусом развития образования становится активный и ответственный человек, способный трансформировать институты и преодолевать рутинные практики. Человеческий капитал 2.0 характеризуется не только навыками, но и возможностями, которые порождает не только рынок труда, но и сам человек. В условиях четвертой промышленной революции (технологической модернизации) люди обновляют действительность благодаря полученному образованию.

Таким образом, образование может быть использовано для запуска экономического роста и социального развития, считают исследователи. При этом надо учитывать и новые характеристики самой сферы образования. Оно должно стать глобальным и одновременно локально укорененным. Нужно учитывать, что все ступени образования являются массовыми — нельзя больше уповать на возможность выбраковки (раньше школы существовали благодаря умению исключать). И что на смену формальным институтам приходит экосистема обучения — человек теперь учится не только в школе или вузе, но и за их пределами.

Достижения и проблемы

Почему, несмотря на серьезную модернизацию, которая привела к обеспечению доступности образования, повысила его качество и эффективность, все-таки не удалось сделать человеческий капитал двигателем экономического роста? Конечно, ключевые причины лежат в устройстве нашей экономики, в ее опоре на минеральные ресурсы. Но есть и неиспользованные возможности образования.

С одной стороны, российское образование — одно из лучших в мире по ряду показателей. Налицо рост этих показателей, что подтверждают PISA и другие международные сравнительные исследования. Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования. Эффективной оказалась программа достижения международной конкурентоспособности университетов 5-100 — рост цитируемости сотрудников этих университетов показывает, что конкретные инвестиции дают результат, считает Исак Фрумин.

Мы учим хорошо, но часто – не тому, что требуется сегодня и завтра

Однако за 20 лет мало изменилось само содержание ключевых умений, которые осваиваются в классах и аудиториях. Мы учим хорошо, но часто — не тому, что требуется сегодня и завтра. Мало изменился и учебный процесс в классной комнате или университетской аудитории. Он не поддерживает мотивацию и самостоятельность тех, кто учится. Серьезной проблемой остается и культура «отбраковки» слабоуспевающих учеников, которая приводит к формированию немалой группы функционально неграмотных взрослых. Существующая колея слишком глубока, и «перепахать» ее пока не удалось.

Указанные достижения и вызовы создают основу для следующего шага развития, хотя для него есть определенные ограничения — прежде всего, недостаточное финансирование общественных обязательств по развитию образования. Россия сегодня отстает от всех стран-конкурентов по доле государственных расходов, направляемых в сферу образования. Более того, эти расходы в последние годы сокращаются.

Возможные шаги

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых. Важнейшая институциональная линия для всех уровней послешкольного образования — «распаковка» жестких линейных программ в гибкие модульные программы.

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых

Образованию предстоит внести вклад в технологическую модернизацию, и для этого нужны не только несколько лидирующих исследовательских университетов. Технологическая модернизация должна стать миссией и других вузов, и колледжей. Необходимо изменить и школьные уроки технологии, на которых до сих пор девочки обметывают петли, а мальчики мастерят скворечники (раздельное обучение труду осталось лишь в ряде исламских и постсоветских стран). Дальнейшая цифровизация жизни общества должна привести к цифровизации образования, идея которой была заложена еще в стандартах начальной школы 2009 года, но до сих пор не реализована в полной мере.

Образование должно повлиять и на рост социальной устойчивости — нельзя допускать, чтобы школы, где концентрируются дети из бедных семей, хуже финансировались и демонстрировали низкие результаты.

Практический вывод исследователей — что лозунгами и административным давлением не удастся обеспечить вклад образования в социально-экономическое развитие. Даже самые прогрессивные образовательные стандарты сами по себе не приведут к повышению качества человеческого капитала. Необходимы целевые, сфокусированные проекты, вовлекающие всех заинтересованных участников, подчеркнул Исак Фрумин.

Обсуждение отдельных идей развития образования на перспективу до 2035 года, а также связанных с ними исследований Институт образования ВШЭ продолжит в следующем учебном году.

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.