• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеБлагодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Идея человеческого капитала как двигателя экономического роста легла в основу предложений по развитию образования в проекте Стратегии развития России на 2017–2024 годы и на перспективу до 2035 года.

О теоретической рамке этих предложений, о достижениях и проблемах системы образования, а также о потенциале вклада образования в развитие экономики и возможных шагах в этом направлении рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 20 июня. Семинар, как обычно в конце учебного года, был посвящен памяти Анатолия Пинского — российского педагога и общественного деятеля, идеи которого и сегодня используются в реформе образования.

«Многие вопросы в образовании сегодня трудно понять без большого контекста, — считал Анатолий Пинский. — Если идея выступает не как идеал, обращенный в будущее, но как жесткая форма, схема, которая сверху и загодя накладывается на жизнь, то она превращается в свой противообраз». Следуя этой логике, разработчики образовательной составляющей проекта стратегии, в числе которых — сотрудники Института образования и других подразделений ВШЭ — не стали предлагать «жесткие формы и схемы». Они отталкивались прежде всего от стратегических целей, анализируя достижения и проблемы, предлагая возможные шаги, подчеркнул Исак Фрумин.

Теоретическая рамка

Россия — страна образованная, но небогатая, что само по себе — исключение из правил, и перед исследователями была поставлена задача представить предложения по обеспечению вклада образования в экономический рост. Задача нетривиальная — в стратегических разработках последних двух десятилетий обычно предлагалось решить проблемы самого образования, обеспечив его доступность, качество, эффективность, напомнил Исак Фрумин.

Сложность ее решения обусловлена тем, что классические механизмы человеческого капитала в России не действуют. Если в стране высок человеческий потенциал, но его капитализация оставляет желать лучшего, люди, казалось бы, должны переучиться, получив сигналы от рынка труда, вузы должны перестать выпускать бесполезных специалистов, и все будет хорошо. Но в России все иначе: безработицы практически нет, вузы выпускают инженеров не потому, что они нужны, а потому что так нравится руководству, сотни тысяч вакансий в сфере IT c достойными зарплатами не заполняются, а многие губернаторы собираются учить по программам целевой подготовки половину студентов колледжей, пытаясь возродить плановое распределение.

Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования

Исак Фрумин рассказал, что, при разработке предложений для стратегии исследователи опирались на современные теории социально-экономического развития. Согласно теории реальных возможностей нобелевского лауреата Амартии Сена фокусом развития образования становится активный и ответственный человек, способный трансформировать институты и преодолевать рутинные практики. Человеческий капитал 2.0 характеризуется не только навыками, но и возможностями, которые порождает не только рынок труда, но и сам человек. В условиях четвертой промышленной революции (технологической модернизации) люди обновляют действительность благодаря полученному образованию.

Таким образом, образование может быть использовано для запуска экономического роста и социального развития, считают исследователи. При этом надо учитывать и новые характеристики самой сферы образования. Оно должно стать глобальным и одновременно локально укорененным. Нужно учитывать, что все ступени образования являются массовыми — нельзя больше уповать на возможность выбраковки (раньше школы существовали благодаря умению исключать). И что на смену формальным институтам приходит экосистема обучения — человек теперь учится не только в школе или вузе, но и за их пределами.

Достижения и проблемы

Почему, несмотря на серьезную модернизацию, которая привела к обеспечению доступности образования, повысила его качество и эффективность, все-таки не удалось сделать человеческий капитал двигателем экономического роста? Конечно, ключевые причины лежат в устройстве нашей экономики, в ее опоре на минеральные ресурсы. Но есть и неиспользованные возможности образования.

С одной стороны, российское образование — одно из лучших в мире по ряду показателей. Налицо рост этих показателей, что подтверждают PISA и другие международные сравнительные исследования. Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования. Эффективной оказалась программа достижения международной конкурентоспособности университетов 5-100 — рост цитируемости сотрудников этих университетов показывает, что конкретные инвестиции дают результат, считает Исак Фрумин.

Мы учим хорошо, но часто – не тому, что требуется сегодня и завтра

Однако за 20 лет мало изменилось само содержание ключевых умений, которые осваиваются в классах и аудиториях. Мы учим хорошо, но часто — не тому, что требуется сегодня и завтра. Мало изменился и учебный процесс в классной комнате или университетской аудитории. Он не поддерживает мотивацию и самостоятельность тех, кто учится. Серьезной проблемой остается и культура «отбраковки» слабоуспевающих учеников, которая приводит к формированию немалой группы функционально неграмотных взрослых. Существующая колея слишком глубока, и «перепахать» ее пока не удалось.

Указанные достижения и вызовы создают основу для следующего шага развития, хотя для него есть определенные ограничения — прежде всего, недостаточное финансирование общественных обязательств по развитию образования. Россия сегодня отстает от всех стран-конкурентов по доле государственных расходов, направляемых в сферу образования. Более того, эти расходы в последние годы сокращаются.

Возможные шаги

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых. Важнейшая институциональная линия для всех уровней послешкольного образования — «распаковка» жестких линейных программ в гибкие модульные программы.

Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых

Образованию предстоит внести вклад в технологическую модернизацию, и для этого нужны не только несколько лидирующих исследовательских университетов. Технологическая модернизация должна стать миссией и других вузов, и колледжей. Необходимо изменить и школьные уроки технологии, на которых до сих пор девочки обметывают петли, а мальчики мастерят скворечники (раздельное обучение труду осталось лишь в ряде исламских и постсоветских стран). Дальнейшая цифровизация жизни общества должна привести к цифровизации образования, идея которой была заложена еще в стандартах начальной школы 2009 года, но до сих пор не реализована в полной мере.

Образование должно повлиять и на рост социальной устойчивости — нельзя допускать, чтобы школы, где концентрируются дети из бедных семей, хуже финансировались и демонстрировали низкие результаты.

Практический вывод исследователей — что лозунгами и административным давлением не удастся обеспечить вклад образования в социально-экономическое развитие. Даже самые прогрессивные образовательные стандарты сами по себе не приведут к повышению качества человеческого капитала. Необходимы целевые, сфокусированные проекты, вовлекающие всех заинтересованных участников, подчеркнул Исак Фрумин.

Обсуждение отдельных идей развития образования на перспективу до 2035 года, а также связанных с ними исследований Институт образования ВШЭ продолжит в следующем учебном году.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

НИУ ВШЭ занял шестое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА»

Итоги рейтинга были представлены 7 июня на торжественной церемонии, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов. В ходе дискуссии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о росте качества образования в области социальных наук, о роли университета в развитии местных сообществ и об онлайн-обучении.

Школьный учитель должен стать воспитателем в гораздо большей степени, чем в советской школе

Традиционное рутинное обучение в ближайшем будущем перестанет играть ключевую роль в общем образовании. Главными функциями школы станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов, считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 2 июня он выступил на панельной дискуссии «Образование как стратегический ресурс развития страны», организованной Высшей школой экономики и образовательным холдингом «Просвещение».

«Время университетов-одиночек прошло»

Сегодня в Санкт-Петербурге начала свою работу международная конференция «Образование и мировые города: перспективы БРИКС». Около 400 представителей высшего и среднего образования, власти и бизнеса со всего мира обсудят текущие тренды в развитии образования, нынешнюю роль университетов в городах и новые пути решения актуальных проблем образовательной сфере.

Национальный мониторинг качества образования улучшит результаты РФ в международных исследованиях

3 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты международных сравнительных исследований образования и возможности их применения для анализа ситуации в российской школе.

Вице-премьер Ольга Голодец назвала пять задач, стоящих перед социальной сферой РФ

Пленарное заседание «Социальная политика и проблемы неравенства» XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ открыла заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Ее доклад был посвящен задачам государственной политики в социальной сфере.

Проект ВШЭ победил в конкурсе интерактивных образовательных технологий

Проект, разработанный группой сотрудников Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» ВШЭ, победил во всероссийском конкурсе интерактивных образовательных модулей «Лифт в будущее».

Качество подготовки экономистов и менеджеров оценят ведущие вузы

В послании Федеральному собранию 12 декабря президент РФ Владимир Путин заявил, что «для обновления системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования». Эта тема обсуждалась на общем собрании учредителей Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), состоявшемся в ВШЭ 13 декабря.

Видели свою задачу в развитии вузов России

26 ноября в Высшей школе экономики прошел семинар, посвященный памяти Евгения Князева и Натальи Дрантусовой, сотрудников Института образования ВШЭ, которые погибли 17 ноября в авиакатастрофе в Казани.

Сектор обзора у общественных наблюдателей на ЕГЭ должен стать шире

18 ноября ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в работе всероссийского форума «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году». Обсуждались вопросы совершенствования процедуры проведения единого государственного экзамена.