• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это специальность, которая полностью доступна инвалидам: можно приезжать в офис или работать из дома»

Илья Трофимов, выпускник образовательной программы «Программная инженерия» факультета компьютерных наук ВШЭ

Илья Трофимов в этом году успешно защитил диплом и стал выпускником образовательной программы факультета компьютерных наук ВШЭ «Программная инженерия». Илья передвигается на инвалидной коляске, и специально для него здание факультета было приспособлено для колясочников. О том, что именно было сделано, как с инвалидами работают преподаватели, и о своих профессиональных интересах Илья рассказал новостной службе ВШЭ.

Инфраструктура на факультете

Когда я готовился к поступлению, то выбирал вуз, до которого было бы удобно добираться и где были бы все условия для учебы. Сам приезжал в каждый вуз и смотрел. Факультет компьютерных наук Вышки тогда находился на Кирпичной. Там уже все было готово для комфортной учебы, был пандус, туалет для инвалидов, лифты, нормальные аудитории, и в принципе особо ничего переделывать не пришлось. Пандус у входа был очень крутым, а зимой еще и становился скользким, и по моей просьбе на нем сделали специальные зацепки, чтобы колеса не соскальзывали. Еще в лекционной аудитории парты были прикручены к полу таким образом, что коляска не могла проехать и встать, поэтому их пришлось открутить.

После второго курса факультет переехал в здание на Кочновском. О переезде стало известно весной, а летом я ходил в этот корпус и смотрел, что тут есть, а чего нет. Чтобы решить все вопросы, меня добавили в переписку, где были ответственные за это люди, и я сразу написал о том, что нужно исправить.

Перед некоторыми аудиториями были высокие пороги, их срезали и поставили небольшие пандусы, чтобы можно было беспрепятственно их переезжать, а тугие доводчики на металлических дверях убрали совсем. Внизу не было пандуса, но его сделали довольно быстро. А еще здесь внутри здания на входе лестница, и я сразу сказал, что не знаю, как буду ее преодолевать, но спустя некоторое время туда поставили специальный подъемник. Наверное, это технически довольно сложная вещь и это было недешево, но то, что его сделали — это очень круто, и я за это благодарен. Всего перечисленного мне было достаточно для комфортной учебы. Если бы было нужно что-то еще, я бы, наверное, попросил.

Профессиональные интересы

Я хотел поступать только на программную инженерию, никаких других вариантов не рассматривал. В школе я немного увлекался программированием, не то чтобы серьезно, просто брал какие-то исходники, смотрел, что там написано, и тоже пытался что-то писать. Ничего не учил по книгам, просто сидел и сам что-то разбирал. В итоге, конечно, никакой базы программирования это не дало, и на первом курсе были проблемы. Так что если предполагаемый абитуриент хочет поступить на «Программную инженерию», нужно готовиться заранее и понимать, что ему нужно будет очень сильно стараться на первом курсе.

Мне кажется, прочитав это, абитуриенты могут подумать, что учиться легко. А учиться на самом деле сложно

Я довольно долго увлекался мобильной разработкой, на втором и третьем курсе писал курсовую по Android, диплом был посвящен мобильному приложению, и вообще на протяжении всего обучения я думал, что буду мобильным разработчиком.

В 2015 году мы с моими однокурсниками Александром Шиндиным и Ильдаром Искаковым заняли второе место в конкурсе по разработке приложений для Android, который проводило российское подразделение Google. По условиям конкурса для уже имеющейся идеи нужно было придумать архитектуру, дизайн, сделать прототип и расписать всю документацию. Это был офлайновый аналог кэшбек-сервиса, где за покупки начислялись бонусные баллы.

Во время учебы я попал на стажировку в IBM, и хотя изначально хотел заниматься java-разработкой, так получилось, что сейчас я занимаюсь фронтэндом (разработкой пользовательского интерфейса — прим.).

Особенности учебы

Как, наверное, большинство студентов, на 4 курсе я уже не так часто приезжал на пары. На семинары ездил всегда, на лекции — нет. Когда факультет был на Кирпичной, я добирался на метро, потому что там был удобный эскалатор, по которому можно было подняться. На станции «Аэропорт» это сделать нереально, поэтому я приезжал на такси, расходы на которое мне покрывал университет.

Я старался ездить на специальном социальном такси, но его можно заказывать только заранее. Это самая большая проблема: за месяц вперед нужно знать все пары, которые у тебя будут. А если начинался модуль с другим расписанием, то первый месяц нового модуля приходилось ездить на UBER — 500 рублей в одну сторону. Так же и во время экзаменов. Например, на экзамен по английскому я вообще не приехал, просто попросил поставить мне ноль, но накопленной оценки хватило на «удовлетворительно». Мне кажется, прочитав это, абитуриенты могут подумать, что учиться легко. А учиться на самом деле сложно. Все эти накопленные оценки зарабатываются потом и кровью. Например, на первом курсе у меня были большие трудности с английским языком и матанализом. Я даже пошел на платные курсы по английскому, программирование и матан подтянул сам, и стало полегче. В итоге я даже получал стипендию правительства РФ, которая дается в том числе за успехи в учебе.

Некоторых из людей, с которыми я общался и рассказывал про учебу в Вышке, почему-то очень интересует, как выглядит работа преподавателя с инвалидами. Есть инвалиды с нарушениями слуха или зрения, и их работа над домашними заданиями или во время экзамена, конечно, отличается. В моем случае особой разницы не было, кроме того, что для получения накопленной оценки я не выходил к доске, а подходил к преподавателям, просил задания на листочке и решал их. На этом вся «особенность» моего общения с преподавателем заканчивалась.

Я подал документы на магистерскую программу «Системная и программная инженерия» и по сути уже поступил. Зимой факультет переезжает на Ордынку, в старое здание, где нет лифта. Если его там не поставят, а я думаю, что это невозможно сделать, так как нужно согласовывать это с правительством Москвы, то мне придется переводиться. Для меня это уже не то чтобы необходимое образование, потому что я окончил бакалавриат. Но я знаю, что этим летом сюда в приемную комиссию приходили 2 или 3 абитуриента на колясках, и если они поступят, но не смогут учиться из-за переезда, мне за них очень обидно. Это такая специальность, которая полностью доступна инвалидам, ты можешь или приезжать в офис, или без проблем сидеть и работать из дома.

Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук ВШЭ

Полностью согласен с Ильей в том, что профессии исследователя и разработчика доступны для ребят с ограничениями по здоровью. Корпус в Кочновском проезде удалось оборудовать так, что учиться Илье сейчас достаточно комфортно. В ближайшее время мы начинаем работать над оснащением новых корпусов факультета компьютерных наук на Малой и Большой Ордынке. Сделаем все возможное для того, чтобы студентам-колясочникам было удобно учиться и там.

Вам также может быть интересно:

Об истории корпусов Вышки теперь можно узнать на отдельном сайте

В прошлом году в окрестностях Мясницкой состоялось несколько бесплатных пешеходных экскурсий, которые провели студенты ВШЭ. В этом году экскурсии вокруг университета решили сделать традицией, а путеводители и информационные материалы собрали на одном сайте.

В новом здании Лицея НИУ ВШЭ дизайнеры создали «пространство уважения». Что это такое?

Этот учебный год лицейские направления «Математика, информатика и инженерия» и «Экономика и математика» начали в новом здании на Солянке 14А. Проект его обустройства был поручен Лаборатории школы дизайна ВШЭ. Что из этого получилось, рассказываем в нашем материале.

Лицей НИУ ВШЭ получит новое здание на Солянке

Здание располагается по адресу ул. Солянка 14А (м. Китай-город). С 1 сентября 2018 года там будут учиться лицеисты направлений «Экономика и математика» и «Математика, информатика и инженерия». Сейчас учащиеся этих направлений занимаются в здании, расположенном в Большом Харитоньевском переулке.

Кто и как будет кормить вышкинцев в комплексе на Покровском бульваре

В скором времени после масштабной реконструкции откроется обновленный административно-учебный комплекс Вышки на Покровском бульваре. Всех, кому предстоит в нем учиться и работать, волнует вопрос: а кормить там будут? Отвечает начальник Управления социальной сферы Марина Демидкина. (И еще: мы ищем поставщиков).

Вышка стягивается к центру

В текущем году многие студенты и сотрудники Высшей школы экономики в Москве сменят адреса учебы и работы.  Вместо некоторых корпусов в удаленных районах университет получит здания в центре. Кроме того,  подразделения факультетов, разбросанные сейчас по разным частям города,  переедут поближе друг к другу. Это позволит преподавателям и студентам тратить меньше времени на дорогу.

На здании ВШЭ установили таблички в память о жертвах сталинских репрессий

6 декабря на здании Высшей школы экономики на Славянской площади в рамках проекта «Последний адрес» были открыты три мемориальные таблички, напоминающие о жителях этого дома, которые были расстреляны в период сталинских репрессий. Инициаторами установки стали сами сотрудники университета.

Вокруг Вышки

Высшая школа экономики приглашает на виртуальную прогулку по Москве. Для этого мы собрали в одном месте все  исторические очерки проекта «Вышка. Фундамент» и создали карту самых интересных московских достопримечательностей, которые расположены рядом с учебными корпусами университета.

«Вышка. Фундамент»: 10-я линия Васильевского острова, д. 3/30 (Санкт-Петербург)

В проекте «Вышка. Фундамент» мы посвятили несколько очерков московским историческим зданиям, которые занимает  Высшая школа экономики. Но вышкинцы учатся и работают в зданиях с интересной историей не только в Москве. Сегодня мы расскажем о Патриотическом институте в Санкт-Петербурге. В нем учебные заведения располагались с момента постройки. 

Мэр Москвы посетил новый корпус МИЭМ в Строгино

21 ноября мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел новый корпус Высшей школы экономики в районе Строгино. В здании расположился Институт электроники и математики (МИЭМ НИУ ВШЭ).

«Вышка. Фундамент»: Малый Гнездниковский переулок, 4

Цикл очерков о московских исторических зданиях, которые занимает Вышка, завершает рассказ о бывшей 135-й школе в Малом Гнездниковском переулке. Это учебное заведение считалось образцовым, здесь преподавали лучшие учителя района. Правда, поведение школьников образцовым было не всегда: после одной из их выходок даже сняли директора.