• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В онлайн-образовании настало время аналитики

10–11 октября в Вышке пройдет международная конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit — 2017. В преддверии конференции об особенностях исследований онлайн-обучения, о тенденциях его развития в России, в мире и в Высшей школе экономики рассказал проректор Сергей Рощин.

 

Сергей Рощин

Онлайн и офлайн

В последние три-четыре года ведущие университеты успешно осваивают новые технологии, предлагая три формата онлайн-обучения.

Во-первых, создаются бакалаврские и магистерские программы, полностью состоящие из онлайн-курсов. Такой опыт есть и в России — в частности, в МФТИ уже полтора года реализуется дистанционная магистерская программа.

В-вторых, предлагаются отдельные онлайн-курсы вне связи с большими образовательными программами. Люди осваивают их для формирования конкретных компетенций, чаще всего связанных с информационными технологиями.

В-третьих, на рынке онлайн-обучения представлены блоки, «связки» курсов, формирующие специализации. По этому пути пошла Coursera, которая в последние два года предлагает специализации в области финансов, менеджмента, компьютерных наук.

На онлайн-обучение возник массовый спрос со стороны людей разного возраста, преимущественно молодежи, — тех, кто хочет обновить знания, сформировать новые компетенции, получить знания о новых инструментах и новых процессах в той или иной сфере. Они воспринимают образование не как жесткую конструкцию, закрепленную дипломом, в которую, как в коробочку, упакованы курсы, а как обучение на протяжении всей жизни.

В свою очередь, университеты пытаются найти оптимальное соотношение между онлайн и офлайн форматом, — так появилось смешанное обучение, blended learning

В свою очередь, университеты пытаются найти оптимальное соотношение между онлайн и офлайн форматом — так появилось смешанное обучение, blended learning. Одни курсы можно изучать без участия преподавателя и даже без обратной связи, другие должны сопровождаться занятиями в аудитории. Но, так или иначе, возникает потребность в лоцманах, которые расставляли бы акценты в большом море знаний, — тьюторах, консультантах.

Онлайн-формат позволяет индивидуализировать образовательные траектории и в ряде случаев дополнить традиционные образовательные программы. В моей недавней практике был пример, когда студенты, чтобы лучше написать курсовую работу, по своей инициативе прослушали курс эконометрики, который им предстояло изучать через год. Благодаря этому они получили новые исследовательские инструменты, научились решать более сложные задачи, что тут же отразилось на результатах курсовых работ.

Новые вопросы

По мере накопления опыта, когда миллионы слушателей осваивают различные онлайн-курсы, возникают неожиданные эффекты, обусловленные совершенствованием технологий.

Формируются большие данные о том, как люди изучают тот или иной курс, как выполняют учебные задания, через какое время теряют интерес к теме, на что реагируют. Анализ этих данных позволяет дать рекомендации, как выстраивать дизайн курсов для достижения высоких результатов, как наладить диалог между слушателем и преподавателем. Преподаватели должны научиться работать с этой информацией, потому что обычно они выстраивают отношения со студентами, основываясь на своих наблюдениях. Теперь же для этого есть многократные измерения, дающие более достоверные результаты.

Анализ и изучение реакции слушателей на учебные материалы онлайн, возможность формирования электронных портфолио студентов, достройка информационных сервисов вокруг онлайн-продуктов — все это требует исследовательского осмысления. Конференция, которая пройдет в НИУ ВШЭ 10–11 октября, будет, прежде всего, посвящена осмыслению феномена онлайн-обучения. Уже появляются статьи, связанные с исследованиями в области образования, социологии, экономики, культурологии, психологии, математики, где осмысливаются эффекты и феномены онлайн-образования. Период освоения рынков пройден, настало время аналитики.

Среди открытых вопросов — темпы обновления онлайн-курсов, организация обратной связи, совершенствование оценочных средств и многое другое. Информации становится больше, и важно не только создать курс и разместить его на платформе, но и управлять им. Этим занимаются специально подготовленные коллеги: на наших глазах формируются новые виды профессиональной деятельности, новые компетенции, связанные с сопровождением онлайн-продуктов в образовании.

Опыт Вышки

Наш университет, организуя конференцию вместе с Coursera, осмысляет собственный опыт не только как организатор онлайн-курсов, но и как аналитик, обладающий большим массивом данных. Работая на этом рынке последние три-четыре года, ВШЭ входит в топ-10 университетов мира, представленных на Coursera.

На Coursera ВШЭ разместил 60 курсов, из них 26 на английском языке, в общей сложности у нас более 1 млн слушателей, что позволяет оценивать различные аудитории в разных странах, определять тенденции развития спроса. Мы запустили ряд специализаций по финансам и компьютерным наукам, в том числе в содружестве с другими университетами. На Национальной платформе открытого образования этой осенью будут представлены в общей сложности 33 курса, в том числе 7 новых. Студенты других российских вузов смогут их изучать и засчитывать результаты.

В прошлом году порядка 40% студентов ВШЭ освоили онлайн-курсы

ВШЭ не только создает онлайн-курсы в расчете на внешнюю аудиторию, но и использует их в своем образовательном процессе. С прошлого учебного года каждая образовательная программа бакалавриата или магистратуры имеет в своем составе курсы онлайн или курсы в смешанном формате, когда студенты слушают курс онлайн, а семинары и экзамены проводятся в традиционной форме. В прошлом году порядка 40% студентов ВШЭ освоили онлайн-курсы.

Но даже при использовании курсов, которые мы создаем сами, возникают вопросы, как встроить их в образовательную программу (ведь они рассчитаны на широкую аудиторию), чем их дополнить, с какой скоростью студенты их осваивают и так далее. Мы видим, что иногда проблемы возникают из-за несогласованности курсов с другими дисциплинами образовательной программы. Где-то нужно дополнять материал, где-то уровень студентов оказывается выше или ниже, и тогда нужно правильно распределять курсы по годам обучения. Это заставляет иначе смотреть на наши образовательные программы и иногда даже менять учебные планы.

В ВШЭ уже есть примеры, когда студентам засчитывают онлайн-курсы зарубежных университетов. Эта практика пока не очень распространена (возникают вопросы уровня курса и его совместимости с образовательной программой), но для ее развития есть все возможности. Некоторые программы формируют набор онлайн-курсов, которые студент может взять в качестве курсов по выбору.

Что касается преподавателей ВШЭ, то практически для всех коллег, которые записывали курсы, это было вызовом и испытанием. Они подошли к этой работе очень ответственно — меняли и адаптировали имеющийся материал к формату. Для них вне зависимости от возраста это был важный новый урок — освоение новых компетенций и очень ценный опыт.

Рост качества?

Делать обоснованные выводы о том, что онлайн-курсы, встроенные в образовательные программы ВШЭ, повышают качество образования, пока преждевременно. Очевидно, мы подведем итоги по истечении трех лет работы с онлайн-курсами, то есть к концу следующего учебного года.

Однако всеобщие ожидания, что доступ к новым форматам в образовании приведет к улучшению его качества, на мой взгляд, вполне обоснованы. Качество в данном контексте определяется возможностью быстро получить новые знания и компетенции, которые тут же можно будет применить в мире быстро обновляющихся технологий.

Формат онлайн позволяет оперативно доставить знания тем, кто в них нуждается, и дело тут не только в расстоянии. Количество специалистов по вновь возникающим технологиям всегда будет ограничено, и они далеко не всегда смогут прийти в университетскую аудиторию, чтобы преподавать. Теперь же доступ к таким специалистам, готовым делиться знаниями, открыт, а значит, есть возможность быстрого распространения новых технологий. Это интереснейший вызов, стоящий перед образованием, который мы можем и должны использовать.

Вам также может быть интересно:

1 миллион слушателей записались на онлайн-курсы ВШЭ на Coursera

Количество слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ на Coursera, одной из самых популярных международных образовательных платформ, достигло 1 миллиона пользователей. При этом географическое местоположение слушателей охватывает почти весь мир — курсы Вышки изучают почти в 200 странах.

Coursera: «Более 70% пользователей онлайн-курсов Вышки находятся за пределами России»

Делегация образовательной платформы Coursera, представленная Инессой Роман-Погоржельской — региональным менеджером Coursera, Нейтоном Хайтом — менеджером по работе с корпоративными партнерами и Александрой Урбан — специалистом по онлайн-педагогике, впервые посетила НИУ ВШЭ и встретилась с проректором университета Сергеем Рощиным, директором по онлайн-обучению Евгенией Кулик и сотрудниками дирекции по онлайн-обучению. В ходе визита стороны обсудили стратегию развития Coursera и дальнейшее сотрудничество Вышки с онлайн-платформой.

Опыт онлайн-обучения НИУ ВШЭ представлен на конференции Coursera

С 29 по 31 марта 2017 года в университете Колорадо (США) образовательная платформа Coursera провела пятую конференцию университетов-партнеров «Инновации для студентов будущего», в которой приняла участие команда Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ.

Высшая школа экономики вошла в первую десятку университетов по количеству онлайн-курсов на Coursera

На сегодняшний день на международной образовательной платформе Coursera идут 46 курсов НИУ ВШЭ, треть из них — англоязычные. Таким образом, Вышка вошла в топ-10 университетов по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе

На платформе Coursera стартовал курс «Управление стоимостью компании»

Курс полезен тем, кто уже создал бизнес или обдумывает предпринимательскую концепцию создания новой компании.

Курсы ВШЭ на Coursera вновь стали доступны для жителей Крыма

Крупнейшая в мире платформа онлайн-обучения Coursera, базирующаяся в США, сделала свои ресурсы доступными для жителей Крыма, которые были недоступны на полуострове с 1 февраля 2015 года.

ВШЭ совместно с Калифорнийским университетом в Сан-Диего запустила специализацию на Coursera

Высшая школа экономики совместно с Калифорнийским университетом в Сан-Диего (позиции в международных рейтингах: ARWU — 14-е место, THE — 41, QS — 59) запустила новую специализацию Data Structures and Algorithms на платформе Coursera. Специализация представлена на английском языке и состоит из пяти взаимосвязанных курсов. Зарегистрироваться на новый поток можно до 7 марта.

Вышка запустила новый формат курсов на Coursera

С этого года на Coursera появился новый формат практикоориентированных курсов — специализации. Каждая специализация состоит из нескольких отдельных коротких курсов, которые дают знания для решения конкретных практических задач. В феврале стартовали сразу две специализации ВШЭ — «Финансовые инструменты для частного инвестора» и «Корпоративные финансы и стоимость компании». Новая группа для обучения на каждом из курсов набирается минимум раз в месяц.

Вышка на Coursera: секреты успеха лучших онлайн-курсов

Преподаватели Высшей школы экономики продолжают создавать учебные курсы на международной платформе бесплатного онлайн-образования Coursera. В свежем, 38-м, номере «Академической среды» (приложение к бюллетеню ВШЭ «Окна роста») секретами успеха делятся авторы наиболее популярных программ: Дмитрий Дагаев (он подготовил курс «Теория игр»), Игорь Ким («Экономика для неэкономистов») и Борис Демешев («Эконометрика»).

Вышка запускает курс по машинному обучению на Coursera

Анализ данных на наших глазах превращается из малоизвестной и не вполне чётко очерченной области науки в очень востребованную профессию. Поэтому факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Школа анализа данных» Яндекса запускают на Coursera курс «Машинное обучение». Он посвящён методам, которые делают возможным решение различных задач анализа данных. Записаться на него можно уже сейчас, занятия начнутся 26 января.