• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В онлайн-образовании настало время аналитики

В онлайн-образовании настало время аналитики

10–11 октября в Вышке пройдет международная конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit — 2017. В преддверии конференции об особенностях исследований онлайн-обучения, о тенденциях его развития в России, в мире и в Высшей школе экономики рассказал проректор Сергей Рощин.

 

Сергей Рощин

Онлайн и офлайн

В последние три-четыре года ведущие университеты успешно осваивают новые технологии, предлагая три формата онлайн-обучения.

Во-первых, создаются бакалаврские и магистерские программы, полностью состоящие из онлайн-курсов. Такой опыт есть и в России — в частности, в МФТИ уже полтора года реализуется дистанционная магистерская программа.

В-вторых, предлагаются отдельные онлайн-курсы вне связи с большими образовательными программами. Люди осваивают их для формирования конкретных компетенций, чаще всего связанных с информационными технологиями.

В-третьих, на рынке онлайн-обучения представлены блоки, «связки» курсов, формирующие специализации. По этому пути пошла Coursera, которая в последние два года предлагает специализации в области финансов, менеджмента, компьютерных наук.

На онлайн-обучение возник массовый спрос со стороны людей разного возраста, преимущественно молодежи, — тех, кто хочет обновить знания, сформировать новые компетенции, получить знания о новых инструментах и новых процессах в той или иной сфере. Они воспринимают образование не как жесткую конструкцию, закрепленную дипломом, в которую, как в коробочку, упакованы курсы, а как обучение на протяжении всей жизни.

В свою очередь, университеты пытаются найти оптимальное соотношение между онлайн и офлайн форматом, — так появилось смешанное обучение, blended learning

В свою очередь, университеты пытаются найти оптимальное соотношение между онлайн и офлайн форматом — так появилось смешанное обучение, blended learning. Одни курсы можно изучать без участия преподавателя и даже без обратной связи, другие должны сопровождаться занятиями в аудитории. Но, так или иначе, возникает потребность в лоцманах, которые расставляли бы акценты в большом море знаний, — тьюторах, консультантах.

Онлайн-формат позволяет индивидуализировать образовательные траектории и в ряде случаев дополнить традиционные образовательные программы. В моей недавней практике был пример, когда студенты, чтобы лучше написать курсовую работу, по своей инициативе прослушали курс эконометрики, который им предстояло изучать через год. Благодаря этому они получили новые исследовательские инструменты, научились решать более сложные задачи, что тут же отразилось на результатах курсовых работ.

Новые вопросы

По мере накопления опыта, когда миллионы слушателей осваивают различные онлайн-курсы, возникают неожиданные эффекты, обусловленные совершенствованием технологий.

Формируются большие данные о том, как люди изучают тот или иной курс, как выполняют учебные задания, через какое время теряют интерес к теме, на что реагируют. Анализ этих данных позволяет дать рекомендации, как выстраивать дизайн курсов для достижения высоких результатов, как наладить диалог между слушателем и преподавателем. Преподаватели должны научиться работать с этой информацией, потому что обычно они выстраивают отношения со студентами, основываясь на своих наблюдениях. Теперь же для этого есть многократные измерения, дающие более достоверные результаты.

Анализ и изучение реакции слушателей на учебные материалы онлайн, возможность формирования электронных портфолио студентов, достройка информационных сервисов вокруг онлайн-продуктов — все это требует исследовательского осмысления. Конференция, которая пройдет в НИУ ВШЭ 10–11 октября, будет, прежде всего, посвящена осмыслению феномена онлайн-обучения. Уже появляются статьи, связанные с исследованиями в области образования, социологии, экономики, культурологии, психологии, математики, где осмысливаются эффекты и феномены онлайн-образования. Период освоения рынков пройден, настало время аналитики.

Среди открытых вопросов — темпы обновления онлайн-курсов, организация обратной связи, совершенствование оценочных средств и многое другое. Информации становится больше, и важно не только создать курс и разместить его на платформе, но и управлять им. Этим занимаются специально подготовленные коллеги: на наших глазах формируются новые виды профессиональной деятельности, новые компетенции, связанные с сопровождением онлайн-продуктов в образовании.

Опыт Вышки

Наш университет, организуя конференцию вместе с Coursera, осмысляет собственный опыт не только как организатор онлайн-курсов, но и как аналитик, обладающий большим массивом данных. Работая на этом рынке последние три-четыре года, ВШЭ входит в топ-10 университетов мира, представленных на Coursera.

На Coursera ВШЭ разместил 60 курсов, из них 26 на английском языке, в общей сложности у нас более 1 млн слушателей, что позволяет оценивать различные аудитории в разных странах, определять тенденции развития спроса. Мы запустили ряд специализаций по финансам и компьютерным наукам, в том числе в содружестве с другими университетами. На Национальной платформе открытого образования этой осенью будут представлены в общей сложности 33 курса, в том числе 7 новых. Студенты других российских вузов смогут их изучать и засчитывать результаты.

В прошлом году порядка 40% студентов ВШЭ освоили онлайн-курсы

ВШЭ не только создает онлайн-курсы в расчете на внешнюю аудиторию, но и использует их в своем образовательном процессе. С прошлого учебного года каждая образовательная программа бакалавриата или магистратуры имеет в своем составе курсы онлайн или курсы в смешанном формате, когда студенты слушают курс онлайн, а семинары и экзамены проводятся в традиционной форме. В прошлом году порядка 40% студентов ВШЭ освоили онлайн-курсы.

Но даже при использовании курсов, которые мы создаем сами, возникают вопросы, как встроить их в образовательную программу (ведь они рассчитаны на широкую аудиторию), чем их дополнить, с какой скоростью студенты их осваивают и так далее. Мы видим, что иногда проблемы возникают из-за несогласованности курсов с другими дисциплинами образовательной программы. Где-то нужно дополнять материал, где-то уровень студентов оказывается выше или ниже, и тогда нужно правильно распределять курсы по годам обучения. Это заставляет иначе смотреть на наши образовательные программы и иногда даже менять учебные планы.

В ВШЭ уже есть примеры, когда студентам засчитывают онлайн-курсы зарубежных университетов. Эта практика пока не очень распространена (возникают вопросы уровня курса и его совместимости с образовательной программой), но для ее развития есть все возможности. Некоторые программы формируют набор онлайн-курсов, которые студент может взять в качестве курсов по выбору.

Что касается преподавателей ВШЭ, то практически для всех коллег, которые записывали курсы, это было вызовом и испытанием. Они подошли к этой работе очень ответственно — меняли и адаптировали имеющийся материал к формату. Для них вне зависимости от возраста это был важный новый урок — освоение новых компетенций и очень ценный опыт.

Рост качества?

Делать обоснованные выводы о том, что онлайн-курсы, встроенные в образовательные программы ВШЭ, повышают качество образования, пока преждевременно. Очевидно, мы подведем итоги по истечении трех лет работы с онлайн-курсами, то есть к концу следующего учебного года.

Однако всеобщие ожидания, что доступ к новым форматам в образовании приведет к улучшению его качества, на мой взгляд, вполне обоснованы. Качество в данном контексте определяется возможностью быстро получить новые знания и компетенции, которые тут же можно будет применить в мире быстро обновляющихся технологий.

Формат онлайн позволяет оперативно доставить знания тем, кто в них нуждается, и дело тут не только в расстоянии. Количество специалистов по вновь возникающим технологиям всегда будет ограничено, и они далеко не всегда смогут прийти в университетскую аудиторию, чтобы преподавать. Теперь же доступ к таким специалистам, готовым делиться знаниями, открыт, а значит, есть возможность быстрого распространения новых технологий. Это интереснейший вызов, стоящий перед образованием, который мы можем и должны использовать.

Вам также может быть интересно:

Решение широкого диапазона задач: открыт набор в онлайн-магистратуру Master of Data Science

Программа «Магистр по наукам о данных» (Master of Data Science, MDS), запущенная НИУ ВШЭ в 2020 году, на тот момент стала первой и единственной в России онлайн-магистратурой на платформе Coursera. Сейчас стартовал новый набор на программу. Студенты 2-го курса Василина Денякина и Валерий Седин рассказали новостной службе портала о том, как актуальные теоретические и практические знания с упором на решение реальных задач индустрии помогают стать востребованными специалистами на рынке труда, а также о том, насколько разнообразными могут быть исследования в области наук о данных.

Уйти от европоцентризма: на Coursera появился курс ФГРР «Страноведение и география городов»

Факультет городского и регионального развития (ФГРР) запустил курс «Страноведение и география городов» на платформе Coursera. Его цель — познакомить слушателей с многообразием городских феноменов в различных регионах мира и дать базовые представления о регионалистике, типологии стран и страноведении.

Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности

В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам массу изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличать видимость от настоящей ценности, объясняет Анна Суворова, автор нового курса Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ «Визуальные исследования».

До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021

1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».

ФКН запустил на Coursera новый англоязычный курс Digital Literacy

На платформе Coursera вышел новый курс Digital Literacy, созданный в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture. Программа состоит из 10 блоков, которые подготовлены специалистами в соответствующей области. Всего над курсом работали 11 авторов.

Европейские ценности: от открытия Америки до Первой мировой войны

На платформе Coursera стартовал англоязычный курс “Europe and the World, ca. 1500 to 1914”. Его автор, Андрей Исэров, заместитель декана по международной деятельности ФГН НИУ ВШЭ, рассматривает исторический отрезок в четыре столетия, за который европейские государства достигли пика экономической, военной и политической мощи. Как независимость Испанской Америки, достигнутая к середине 1820-х годов, повлияла на Китай, каковы причины религиозного раскола в западном христианстве в XVI веке и как развивалась европейская колониальная политика — об этом узнают слушатели курса.

«У России есть отличные шансы закрепить за собой место ведущего внерегионального партнера Ближнего Востока и Северной Африки»

Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила о старте нового курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия» на платформе Coursera. Его автор — Андрей Бакланов, профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки факультета мировой экономики и мировой политики Вышки, экс-посол России в Саудовской Аравии. Он рассказал новостной службе о том, какими знаниями в области энергетического рынка, рынка вооружений и особенностей ведения бизнеса готов поделиться со слушателями курса.

Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке

В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.

2 000 000

подписчиков зарегистрированы на курсы НИУ ВШЭ на образовательной платформе Coursera.

Онлайн-специализация НИУ ВШЭ «Advanced Machine Learning» получила награду от Coursera

Англоязычная специализация «Advanced Machine Learning», созданная Вышкой в партнерстве с Яндексом, стала первым в России онлайн-курсом, который получил премию «Outstanding Educator Award» от глобальной платформы Coursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».