• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеАналитические компетенции выпускников аспирантуры нужны и в бизнесе, и в госуправлении

Аналитические компетенции выпускников аспирантуры нужны и в бизнесе, и в госуправлении

Выпускники аспирантуры НИУ ВШЭ - 2017

Первые аспиранты ВШЭ, учившиеся по новым правилам, получили дипломы о высшем образовании 31 октября. Аспирантура стала для них не только работой над диссертацией, но и образовательной программой, которая завершилась итоговой аттестацией. Диссертации у всех выпускников готовы или почти готовы, и их предстоит защищать в текущем учебном году.

После принятия в конце 2012 года новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Первые аспиранты ВШЭ, которым предстояло учиться по новым правилам, приступили к занятиям осенью 2014 года. «За содержание, организацию и развитие каждой аспирантской программы стали отвечать новые институциональные подразделения — аспирантские школы, — отмечает проректор ВШЭ Сергей Рощин. — За три года нам удалось подтвердить жизнеспособность нового формата аспирантуры и новой модели ее организации в университете».

По мнению Сергея Рощина, учеба в аспирантуре, если проводить аналогию с экономикой, — это венчурная инвестиция. Она всегда рискованная, потому что аспирант не знает точно, удастся ли ему успешно завершить обучение и добиться результатов — стать исследователем, аналитиком, членом академического сообщества.

Учеба в аспирантуре 2014-2017 годов — трижды венчурная инвестиция. Поступая, никто до конца не понимал, какой будет новая образовательная программа. А недавно выяснилось, что выпускники этого года впервые будут защищать диссертации по новым правилам — им присвоят ученые степени ВШЭ. «Главное, что есть у университета как интеллектуальной корпорации, — это репутация, — подчеркнул Сергей Рощин. — Мы говорим о репутации исследователей, работающих по определенным стандартам. Защищая диссертации по новым правилам, выпускники аспирантуры внесут вклад в формирование репутации университета как первопроходцы, а в последующие годы это станет рутинной практикой».

Аспирантура традиционно рассматривалась как институт, способствующий академической инициации — вхождению аспиранта в исследовательское сообщество. Однако мир стал более разнообразным, и навыки, приобретенные во время учебы в аспирантуре и подготовки диссертации, можно использовать не только в научной работе, но и в других областях, считает Сергей Рощин. В бизнесе, в государственном управлении, в сфере технологий высок спрос на аналитические компетенции, которыми обладают выпускники аспирантуры, и на их экспертное знание. Диплом об окончании аспирантуры ВШЭ и кандидатская степень, полученная в ВШЭ, будут свидетельствовать о высокой репутации специалиста, о его статусе ответственного эксперта вне зависимости от того, чем он занимается.

Диплом об окончании аспирантуры ВШЭ и кандидатская степень, полученная в ВШЭ, будут свидетельствовать о высокой репутации специалиста, о его статусе ответственного эксперта вне зависимости от того, чем он занимается

В этом году общий выпуск аспирантов ВШЭ в Москве — 81 человек, в том числе 23 — по экономике, 13 — по праву, 9 — по социологии. Из 6 выпускников по психологическим наукам — 3 иностранных аспиранта (США, Италия и Испания).

Диссертация Екатерины Куксо, выпускницы Аспирантской школы по образованию, посвящена проблеме распределенного профессионального лидерства в школах: как изменить систему связей в педагогическом коллективе, чтобы учителя перенимали опыт друг друга. За время учебы она успела выпустить монографию «Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе», съездить на стажировку в США, на летнюю школу в Великобританию и на несколько международных конференций. Учебу сначала совмещала с работой в Центре развития лидерства в образовании ВШЭ, а затем с проектами за пределами Вышки.

«Аспирантура для меня — это, прежде всего, социальный капитал, общение с выдающимися людьми — рассказывает Екатерина. — Мы учились по новой модели, слушали учебные курсы, в том числе онлайн. Мой научный руководитель Константин Михайлович Ушаков позволял мне ошибаться, умел ждать и очень спокойно реагировал, если я чего-то не понимала. Учеба дала мне понимание широкого образовательного контекста, предпосылок реформ, смысла политических решений в образовании».

Для Елены Степановой, выпускницы Аспирантской школы по экономике, Вышка — уже не первое учебное заведение, которое она оканчивает. Изначально она — инженер-строитель, степень МВА получила на совместной программе сингапурского и японского университетов, сейчас работает начальником отдела инвестиционного анализа и международных связей АО «Мосинжпроект». В аспирантуру пошла к профессору Николаю Берзону, выбрав для диссертации тему «Оценка рисков при мезонинном финансировании» (симбиоз долгового финансирования и финансирования собственным капиталом). Защита назначена на 19 декабря, уже получены первые положительные отзывы.

«Тема диссертации не связана в полной мере с моей текущей работой — скорее это задел на будущее, — считает Елена. — Исследование основано на эксклюзивной базе данных, которую с 1970-х годов ведет известная международная компания, и мне удалось ее получить после долгих переговоров. Аспирантура для меня — это прежде всего развитие исследовательских, аналитических навыков, без которых невозможно принятие решений в бизнесе. Вышка дает эти навыки на хорошем международном уровне».

Антон Казун, выпускник Аспирантской школы по социологии, бакалавриат и магистратуру тоже окончил в Вышке, работает научным сотрудником Института анализа предприятий и рынков ВШЭ, преподает институциональную экономику в бакалавриате. Тема его диссертации — «Социальные, экономические и политические факторы профессиональной деятельности адвокатов в российской правоохранительной системе», научный руководитель — директор этого института Андрей Яковлев.

«Учебу в аспирантуре я не отделял от работы, — говорит Антон. — Над проектом, который лег в основу диссертации, я работал как научный сотрудник. Статьи, написанные в рамках проекта, можно было использовать и для отчета в аспирантской школе, поэтому о публикациях я не волновался. Так что по сравнению с магистратурой все было не так сложно. Считаю, что каждый человек, который в России хочет заниматься наукой, должен получить кандидатскую степень — это как обряд инициации: пройдя через его перипетии и трудности, становишься своим в академическом сообществе. В аспирантуре мы изучали серьезные учебные курсы, и иногда было непросто перевоплотиться из преподавателя в студента. Но мы справились».