• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

В заседании приняли участие представители (ректоры и проректоры) почти сорока вузов. Как отметил помощник Президента России Андрей Фурсенко, существующие сегодня подходы к государственной аккредитации вузов не мотивируют их на улучшение показателей, не учитывают и даже подавляют новации, работая «на усреднение». Это приводит к понижению качества лучших и фактически «фиксирует систему позавчерашнего дня». Но не стоит ожидать, что новую систему разработает Рособрнадзор, точно так же, как нельзя требовать от контролера в трамвае создания новой системы логистики, он всего лишь проверяет билеты. Андрей Фурсенко считает, что ответственность по разработке новой системы должны взять на себя представители ведущих вузов, и сейчас для этого подходящий момент.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил за отмену аккредитации вузов. Он считает, что столь архаичных систем в других отраслях уже не осталось — достаточно лицензирования, независимого надзора и контроля. «Нужно создать новую нормативную базу для добросовестной конкуренции с мощным надзором, уменьшить количество процедур и сделать их более объективными там, где это возможно, — обратился он к ректорам, участвовавшим в заседании. — Мы за то, чтобы эту систему сделать. Как лучше сделать — должны сказать вы».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям Александр Шохин отметил важность участия объединений работодателей в оценке качества образования. Тема трансформации требований профессиональных стандартов в систему высшего и профессионального образования была обозначена еще в майских указах Владимира Путина 2012 года, и поставленные задачи выполняются. В частности, образовательные стандарты разрабатываются и обновляются с учетом требований профессиональных стандартов. По мнению Шохина, необходимо активнее использовать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, когда программы оцениваются объединениями работодателей и уполномоченными ими организациями.

Необходимо отказаться от существующей системы государственной аккредитации, которая во многом дублирует лицензирование, при этом контроль и надзор следует сохранить

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что в последние 15 лет система оценки качества образования стала избыточной. Конечно, Рособрнадзор под руководством Сергея Кравцова добился успехов в организации ЕГЭ, обеспечив рост доверия к этой процедуре оценки. Однако система лицензирования и аккредитации вузов по-прежнему работает плохо.

В частности, комиссии, приезжающие в вузы, состоят не из самых сильных экспертов, проверка качества подготовки студентов в процедуру аккредитации не входит, и аккредитация не дает достоверных сигналов потребителям о качестве той или иной образовательной программы. Вузы вынуждены нанимать специальных людей для взаимодействия с Рособрнадзором (есть пример, когда для аккредитации одной бакалаврской программы было подготовлено 212 документов на 2831 листах). Все это происходит на фоне постоянного обновления технологий и усиления роли образования в глобальной конкуренции за человеческий капитал.

От имени Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов Ярослав Кузьминов предложил разработать дорожную карту перехода к новой системе оценки качества образования.

В частности, необходимо отказаться от существующей системы государственной аккредитации, которая во многом дублирует лицензирование, при этом контроль и надзор следует сохранить. Эксперты уполномоченных Рособрнадзором организаций, приходя в вуз, должны случайным образом определять группу студентов для сдачи экзамена, определяющего наличие у них знаний по тем или иным базовым дисциплинам. Для студентов этот экзамен не должен иметь последствий, а качество образовательной программы его результаты определить помогут, считает ректор ВШЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, процедура оценки вузов не должна быть исключительно государственной — необходимо привлекать к этой работе объединения работодателей, учитывать результаты независимых профессиональных экзаменов, которые с каждым годом охватывают все больше отраслей. От бинарной оценки качества (вуз или получает аккредитацию, или не получает) нужно перейти к градуированной, когда качество оценивается как очень высокое, достаточно высокое, среднее или «с вопросами». В последнем случае вузы должны иметь возможность исправить ситуацию. Оценка качества образования должна быть прозрачна для тех, кого проверяют и ранжируют, подчеркнул ректор ВШЭ.

Председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил обратиться с предложениями о переходе к новой системе оценки качества образования к Президенту России Владимиру Путину. Для ее создания ведущие вузы готовы привлечь свои репутационные и кадровые ресурсы, добавил Ярослав Кузьминов.

Вам также может быть интересно:

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.

Заявление Ученого совета НИУ ВШЭ

Ученый совет НИУ ВШЭ обеспокоен отзывом государственной аккредитации МВШСЭН («Шанинки»). Многолетнее партнерство наших вузов позволяет утверждать, что качество подготовки студентов МВШСЭН отвечает высоким стандартам.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Права ведущих вузов по присуждению ученых степеней необходимо дополнить и зафиксировать

В прошлом году Правительство РФ дало ведущим вузам право присуждать собственные ученые степени в экспериментальном порядке, и вузы приступили к созданию моделей, по которым будут работать в дальнейшем. Что даст новая система и что еще необходимо сделать, чтобы она заработала в полную силу, обсудили участники расширенного заседания Совета Ассоциации «Глобальные университеты» 12 февраля в Высшей школе экономики.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования»

4 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России — членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов — участников Проекта 5-100. По прошествии четырех лет с начала проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец и министром образования и науки Ольгой Васильевой для подведения промежуточных итогов работы.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.