• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке появился Центр цифровых культур и медиаграмотности

В Вышке появился Центр цифровых культур и медиаграмотности

© Коллекция Signature/ iStock

Центр займется разработкой, исследованием и продвижением тем, связанных с медиа-информационной грамотностью, и станет онлайн- и офлайн-площадкой для обсуждения новых трансмедийных и иммерсивных практик в цифровой среде. Также он продолжит работу по созданию различных культурных и образовательных проектов, которая уже успешно ведется на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

По словам профессора департамента медиа ВШЭ Анны Качкаевой, которая назначена директором Центра, решение о его создании в Вышке стало естественным продолжением курса, начатого в 2011 году с созданием факультета медиакоммуникаций. В 2013 году Министерством образования был принят федеральный образовательный стандарт по направлению «медиакоммуникации», а в программах бакалавриата появился предмет «Медиаграмотность». Два года назад в ВШЭ был запущен майнор «Медиа и массовые коммуникации», который стал одним из самых популярных среди студентов.

В последние несколько лет в зарубежных университетах стали открываться лаборатории цифровых культур и центры креативных медиа. Они исследуют тему цифровой повседневности, новых медиапрактик, информационной гигиены, занимаются поддержкой и изучением нового цифрового образа жизни. Центр цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ станет первым подобным в России и позволит встроиться в международный контекст по развитию международной трансмедийной грамотности.

Анна Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности
Анна Качкаева,
директор Центра цифровых культур и медиаграмотности

«Иммерсивность, дополненная, смешанная, виртуальная реальности, геймификация и роботизация, мультиканальность и «другая» журналистика без редакций, издателей и сайтов, интерактивное VR-кино, цифровая история (digital history), социальное продюсирование и цифровые просветительские, образовательные, благотворительные — уже не столько СМИ, сколько поли- и метамедиа. Такова цифровая реальность нынешних культурных и медиаиндустрий.

Современные люди — почти медиа. Мы всегда на связи, наш язык стал «новым устно-письменным», мы создаем миллиард цифровых изображений и медиатекстов (селфи и сторис в Инстаграм). Мы включены в медийное сопереживание через «другого» — цифрового себя и цифрового друга (лайк/шер/репост/эмодзи), в повсеместную игру и цифровую интерактивность. Практика «цифрового расширения» людей, событий, институций — это практика масштабного сотворчества и массового продюсирования. Это рассказывание историй (сторителлинг) в самом широком смысле, когда все — от музея, театра, банка, города до поисковой системы, университета и НКО — становятся рассказчиками и конкурируют за сюжетность и интерпретацию, борются за наше вовлечение в повествование и эмоциональную включенность, стимулируют культуру соучастия.

Вот почему предмет спроса в цифровую эпоху — человеческое в человеке. И это означает, что коммуникативность, креативность, критическое мышление и командная работа — главное, что необходимо развивать, независимо от получения конкретных специальностей, географии, профессий и цифрового разрыва между поколениями».

Именно поэтому Центр стремится стать междисциплинарной площадкой в области цифровых медиа, медиа-экологии и трансмедиаграмотности. На его базе будут проходить семинары, научные конференции, в том числе и международные (ближайшая состоится 9–10 февраля 2019 года), и разрабатываться проекты для культурных и образовательных учреждений Москвы и регионов России. Особое внимание будет уделено изучению медиаправа и проблемы цифровых свобод.

Образовательная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ будет опираться на материалы программы ЮНЕСКО «Информация для всех», использовать опыт подобных центров при зарубежных университетах, проекта школ «Про Новости — грамотно!» и «Понимая медиа», а также методику оригинальных курсов, разработанных на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Здесь уже два года существует магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», студенты которой в качестве курсовых и дипломных работ создают цифровые издательства и разрабатывают приложения для музеев — например, приложение для Государственного музея Л.Н. Толстого или сайт-спутник «Музеи по соседству», включенный в число цифровых ресурсов Третьяковской галереи.

В 2018 году при поддержке Фонда Потанина на магистерской программе открыт музейный профиль — совместный проект с Политехническим музеем. В ближайшие три года магистратуры подобного типа планируется адаптировать для региональных вузов, на базе которых появятся своеобразные студенческие продакшн-проекты, работающие совместно с культурными, образовательными и социальными институциями.

Вам также может быть интересно:

«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»

В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.

На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах

17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.

Вышка во второй раз проведет фестиваль Telling Stories

17 и 18 мая в «Цифровом деловом пространстве» пройдет второй ежегодный фестиваль факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ — Telling Stories. Его участниками станут известные режиссеры, продюсеры, фотографы, кураторы международных проектов и авангардные дизайнеры.

В НИУ ВШЭ открывается англоязычная программа, посвященная производству новостей

Магистерская программа «Производство новостей в международной среде», первый набор на которую пройдет летом 2019 года, расскажет о нестандартных подходах освещения мировых событий и обучит новым медиа-технологиям. О партнерах и возможностях новой программы рассказывают академический руководитель Олег Дмитриев и творческий руководитель, генеральный директор телеканал RT Алексей Николов.

Вышка стала официальной площадкой презентации доклада ЮНЕСКО о свободе СМИ в мире

В Высшей школе экономики прошла презентация доклада ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ». Она стала поводом обсудить ситуацию с журналистикой, а также увеличивающийся разрыв между традиционными регуляторами и современными потребителями медиаресурсов.

7 причин прийти на Telling Stories Fest

С 23 по 25 апреля легенды и восходящие звезды мировой креативной индустрии соберутся в Москве на Telling Stories Fest — фестивале факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Рассказываем, почему это событие нельзя пропустить.

Микролидеры Instagram

Личная привлекательность, качественные фотографии, интересные тексты, вовлеченность в коммуникации с аудиторией и компетентность — главные составляющие успеха микролидеров Instagram. Это подтвердилось в ходе исследования, посвященного влиянию популярных пользователей социальной сети на решения потребителей о покупке товаров и услуг.

Информационная перегрузка

Варвара Чумакова о том, как выжить в современной медиасреде.

Студенты ВШЭ превращают книги и музеи в трансмедийные истории

Два года подряд студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в тесном сотрудничестве с экспертами издательского и музейного дела, а также преподавателями департамента медиа НИУ ВШЭ переосмысливают роль печатной книги и традиционные задачи российских музеев. Некоторые из их книжных проектов были представлены на ярмарке Non-fiction в этом году, а музейные проекты будут реализованы в публичной сфере.

Вселенский ажиотаж

Как мы снова поверили в космос.