• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преобразование образования

19 октября в Высшей школе экономики состоялся семинар, на котором обсуждались концепция и базовые принципы проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Видеозапись обсуждения федерального закона �Об образовании в Российской Федерации� Видеозапись обсуждения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Семинар был организован Комиссией по развитию образования Общественной Палаты РФ и Институтом развития образования ГУ-ВШЭ, в нем приняли участие начальник отдела образования Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ Вероника Спасская и статс-секретарь, замминистра образования и науки РФ Иван Лобанов.

Этой осенью проект интегрированного закона проходит широкое общественное обсуждение на различных площадках. По оценке ректора ГУ-ВШЭ, председателя Комиссии по развитию образования Общественной Палаты (ОП) РФ Ярослава Кузьминова, участвовавшего в работе семинара, это обсуждение «не подстроено под чьи-либо ведомственные или корпоративные интересы, оно основано на столкновении позиций и даст возможность оценить и уже проделанную работу, и то, что предстоит включить в закон».

Необходимость принятия интегрированного закона обусловлена тем, что образовательное законодательство устарело и нуждается в существенной доработке. В частности, по оценке Ярослава Кузьминова, в действующем законодательстве отражена структура образования середины прошлого века, она давно перестала соответствовать потребностям населения, работодателей, государства. Например, не гарантируется получение дошкольного образования (именно получение образования, а не просто пребывание в детсаду с питанием за государственный счет), после перехода к всеобщему полному среднему образованию сохраняется начальное профессиональное образование, и выпускники профтехучилищ считаются социально ущербными.

Что изменится?

В своем выступлении Иван Лобанов подчеркнул, что предложенный для обсуждения текст еще предстоит дорабатывать как с юридической точки зрения, так и с концептуальной, и пригласил желающих вносить свои предложения.

По его мнению, одним из значительных достижений проекта нового закона является сокращение количества типов и видов образовательных учреждений. Это расширит их свободу — ведь чем сложнее типология, тем сложнее регулирование и тем больше требований.

Важное нововведение — интеграция ныне существующего начального профессионального образования в систему среднего профессионального. Право на подготовку квалифицированных рабочих закон даст не только традиционным учебным заведениям, но и предприятиям, различным специализированным учебным центрам.

Изменится и высшее образование. Вузы предполагается разделить на три типа по уровню образовательных программ. Колледжи будут готовить бакалавров, институты — бакалавров и специалистов, университеты — бакалавров, специалистов и магистров. Кроме того, для подтверждения статуса университета будет обязательно наличие научной деятельности. Аспирантура станет еще одним уровнем высшего образования — для подготовки преподавателей вузов и профессиональных ученых-исследователей. А докторантура не будет считаться образовательной программой.

Выступившая также на семинаре начальник отдела образования Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ Вероника Спасская отметила, что действующее образовательное законодательство регулирует проблемы, относящиеся к самым разным сферам, например, трудовым отношениям. Из проекта нового закона разработчики постарались все это исключить, но внести соответствующие поправки, скажем, в Трудовой кодекс. Например, в новом законе не будет пункта о предоставлении студентам социальных стипендий, этот вопрос будет регулироваться другими нормативными актами.

В законе будет закреплено право гражданина на непрерывное образование, ведь в современном мире окончание вуза не означает завершение обучения.

Вероника Спасская считает, что благодаря принятию закона будет развиваться система негосударственной оценки качества образования, а значит, механизмы оценки качества будут совершенствоваться.

Говоря о недостатках проекта, она отметила отсутствие четкого разделения программ бакалавриата на прикладные и академические. По ее мнению, колледжи должны обучать студентов по программам прикладного бакалавриата, а институты — академического. Но сейчас записать это в законе нельзя, поскольку эксперимент по прикладному бакалавриату только начался.

Права и обязанности

После выступлений Ярослав Кузьминов предложил несколько проблем для обсуждения.

Важным вопросом, недостаточно хорошо освещенным в рамках проекта, по его мнению, является соотношение академической свободы и регулирования. С одной стороны, государственные вузы, например, зачастую не предоставляют студентам никакой свободы. С другой стороны, в области частного образования полностью отсутствует всякое регулирование, существующие механизмы лицензирования не работают. Это означает, что соотношение свободы и регулирования, возникающие между ними коллизии нужно продумать для каждого уровня образования.

Ректор ГУ-ВШЭ считает необходимым обеспечить подлинную глобализацию образования: «Мы сейчас много говорим, например, о Болонском процессе, но на деле глобализация образования происходит помимо наших усилий, и мы в ней проигрываем». Среди механизмов, которые могли бы исправить ситуацию, он назвал финансирование программ обмена, создание единой системы зачетных единиц, гарантию прав студентов, уезжающих учиться за рубеж. Ведь сейчас зачастую им по возвращении приходится сдавать все пропущенные курсы, что обесценивает саму идею обучения в двух университетах.

По мнению Ярослава Кузьминова, отдельного рассмотрения заслуживает проблема равного доступа к образованию. Обеспечивать его можно двумя разными способами — гарантией равенства возможностей каждого поступить, например, в вуз и целенаправленной поддержкой слабейших. Это две совершенно разные стратегии. Когда речь идет о школьном образовании, нужно именно поддерживать слабейших. А в вузовском образовании, призванном готовить будущую элиту страны, необходимо обеспечивать реальную конкуренцию и равенство возможностей.

К сильным сторонам проекта закона ректор ГУ-ВШЭ отнес пункт о научной деятельности вузов. Без научной деятельности существование университета немыслимо, но на сегодняшний день этот фактор не учитывается в системе аккредитации.

Очень важным, по мнению Ярослава Кузьминова, является все, что связано с самоуправлением образовательных учреждений. Все заинтересованные лица (сотрудники, работодатели, учащиеся, их родители, некоммерческие организации) должны иметь право принимать участие в управлении образованием. Он также обратил внимание на соотношение платности и бесплатности образования. Если образование бесплатное, то оно должно реально финансироваться за счет бюджетных средств, не превращаться в платное.

Также ректор ГУ-ВШЭ предложил подумать о необходимости поправок в Трудовой кодекс, связанных с работой преподавателей. Преподаватель — это творческая профессия, но пока в трудовом законодательстве это никак не отражено.

Дорогой закон

В ходе обсуждения проекта закона на семинаре были высказаны и другие замечания. Много вопросов вызвали изменения, связанные с аспирантурой и докторантурой. Так, профессор факультета права ГУ-ВШЭ Анатолий Нестеров спросил, изменится ли как-то структура диссертационных советов, на что Вероника Спасская ответила, что соответствующие изменения, связанные с деятельностью ВАК, предполагаются в законодательстве о науке.

Возникла дискуссия о том, должно ли быть обязательным дошкольное образование. Как известно, еще в 2004 году предшкольное образование было объявлено одним из приоритетных направлений развития образовании в РФ, сегодня им в разных формах охвачено подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста, и вопрос о том, стоит ли сделать его обязательным, остается открытым. Тем не менее в новом законе ни одна из ступеней дошкольного образования, вероятно, не будет обязательной.

Другой дискуссионный вопрос — о правах родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Так, представители общественной организации «За права семьи» заявили, что в проекте закона права родителей ущемлены, например, в нем нет ничего о праве на домашнее обучение, об обязательном согласии родителей на любое медицинское вмешательство в жизнь ребенка. Представитель Российской академии наук (РАН) Дмитрий Сапрыкин высказал мнение, что новый закон не защищает права родителей на участие в образовании ребенка. Кроме того, он считает, что научные институты должны принимать больше участия в образовательной деятельности.

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина сообщила о своих опасениях, связанных с «дороговизной» нового закона. Учебные расходы школ, оплата услуг ЖКХ сельским учителям и прочие траты на образование для тех субъектов Федерации, чьи бюджеты являются дотационными, остаются непомерной ношей. Вопрос уровня финансирования образования в регионах новый закон оставляет открытым.

В завершение обсуждения вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов вернулся к «больной теме» начального профессионального образования, посоветовав разработчикам более четко формулировать ответы на возможные вопросы общественности о судьбе сельских ПТУ. И пресса, и депутаты активно обсуждают эту проблему, и у них не должно создаваться ощущение, что, упраздняя начальное профессиональное образование, закон лишает права подростков из глубинки на получение профессии.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно

18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.

Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки

Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»

10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.

МЕВ: мастер-класс «Business Strategy»

В конце мая в рамках программы «Master in European Business» (МЕВ), Игорь Поповкин, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента  ВШЭ, провел мастер-класс по курсу программы МЕВ «Business Strategy».

Видеомост: информационная открытость сайтов школ

14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.

Студентки отделения статистики — призеры всемирного конкурса

25 апреля объявлены победители конкурса видеороликов «Statistics 2013 Video Contest», посвященных популяризации статистики, проводившегося в рамках Международного года статистики. Второе место в соревновании заняли студентки отделения статистики, анализа данных и демографии ВШЭ Юлия Балиоз, Анастасия Далматова и Аревик Амирагян.

Как реформировать бакалавриат?

Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Культурсоциология в Мемориале

14 марта в Международном Мемориале прошел семинар «Событие и память: культурсоциологическая теория коллективной травмы», в организации и проведении которого приняли участие эксперты ВШЭ.